г. Тюмень |
|
29 апреля 2022 г. |
Дело N А27-12330/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи, аудиозаписи помощником судьи Полукаровой С.А. при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Васильева Ж.А.) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Кемеровской таможни на решение от 27.10.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 27.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А27-12330/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТП Сибирский регион" (664081, город Иркутск, улица Лопатина, дом 4, помещение 39, ИНН 3811432705, ОГРН 1163850059328) к Кемеровской таможне (650055, город Кемерово, улица Сарыгина, дом 36, ИНН 4205009474, ОГРН 1024200707079) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "ТП Сибирский регион" - Мигулев В.В. по доверенности от 01.01.2022;
от Кемеровской таможни - Волков Ф.Д. по доверенности от 10.01.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТП Сибирский регион" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Кемеровской таможни (далее - таможня, административный орган) от 10.06.2021 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 17 164 руб. 42 коп.
Решением от 27.10.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 27.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, постановление таможни признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях таможенного декларирования товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза в рамках заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "ТК Меркурий" и иностранной компанией (Нидерланды) внешнеторгового контракта от 07.08.2017 N VRМ303.11573, общество (таможенный представитель) 19.02.2021 представило в Сибирский таможенный пост декларацию на товары N 10620010/190221/0034877, указав в ней (графы 31, 35, 38) следующие сведения о товаре: лук-севок репчатый рода "ALLIUM CEPA L", 1 050 сеток по 20 кг (в дополнении к декларации перечислены сорта лука-севка, с указанием количества каждого сорта); вес брутто - 21 630 кг; вес нетто - 21 000 кг.
В ходе таможенного досмотра сотрудниками таможни выявлены расхождения в количестве заявленного в вышеназванной декларации лука-севка артикула Red baron 21-24 мм, вместо 700 кг обнаружено 873,82 кг; вес брутто всей партии товара 21 607,58 кг, вес нетто - 21 154,93 кг (акт таможенного досмотра от 20.02.2021 N 10608070/200221/000024).
Неполное декларирование ввезенного товара (лука-севка артикула Red baron 21-24 мм в количестве 173,82 кг) послужило основанием для составления административным органом в отношении общества протокола об административном правонарушении от 30.04.2021 и вынесения постановления от 10.06.2021 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 17 164 руб. 42 коп.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о недоказанности наличия в деянии общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 названного Кодекса.
В силу пунктов 1, 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено данным Кодексом.
При таможенном декларировании одним из применяемых видов таможенной декларации является декларация на товары, которая используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, - при таможенном декларировании припасов (пункты 1, 3 статьи 105 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, может выступать лицо государства-члена, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза (подпункт 1 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, с момента регистрации.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что указанный обществом в таможенной декларации товар (лук-севок) является однородным; согласно информации таможни фактический вес брутто ввезенного товара меньше заявленного обществом на 22,42 кг, а вес нетто больше на 154,93 кг; вместе с тем при определении количества ввезенного товара сотрудниками таможни не осуществлено полное взвешивание всей партии товара, вес нетто и вес брутто определены неверно (при взвешивании и оформлении результатов не соблюдены требования части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"; пунктов 3.2.1, 3.2.4, 3.4.2 Рекомендаций по осуществлению действий должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра, направленных письмом Федеральной таможенной службой России от 06.02.2020 N 01-11/06458; методики измерений "ГСИ. Масса товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в упакованном виде. Методика измерений", утвержденной 01.10.2018 первым заместителем руководителя Федеральной таможенной службой; ГОСТ Р 8.736-2011 "Государственная система обеспечения единства измерений. Измерения прямые многократные. Методы обработки результатов измерений. Основные положения", утвержденного приказом Росстандарта от 13.12.2011 N 1045-ст).
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности административным органом наличия в деянии общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения, что в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленное обществом требование, признав незаконным и отменив оспариваемое постановление таможни.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.10.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 27.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-12330/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что указанный обществом в таможенной декларации товар (лук-севок) является однородным; согласно информации таможни фактический вес брутто ввезенного товара меньше заявленного обществом на 22,42 кг, а вес нетто больше на 154,93 кг; вместе с тем при определении количества ввезенного товара сотрудниками таможни не осуществлено полное взвешивание всей партии товара, вес нетто и вес брутто определены неверно (при взвешивании и оформлении результатов не соблюдены требования части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"; пунктов 3.2.1, 3.2.4, 3.4.2 Рекомендаций по осуществлению действий должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра, направленных письмом Федеральной таможенной службой России от 06.02.2020 N 01-11/06458; методики измерений "ГСИ. Масса товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в упакованном виде. Методика измерений", утвержденной 01.10.2018 первым заместителем руководителя Федеральной таможенной службой; ГОСТ Р 8.736-2011 "Государственная система обеспечения единства измерений. Измерения прямые многократные. Методы обработки результатов измерений. Основные положения", утвержденного приказом Росстандарта от 13.12.2011 N 1045-ст).
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности административным органом наличия в деянии общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения, что в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2022 г. N Ф04-1951/22 по делу N А27-12330/2021