г. Тюмень |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А46-10900/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Серковой Л.А., рассмотрел кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Омской области на решение от 11.10.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 12.01.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-10900/2021 по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" (644043, город Омск, улица Певцова, дом 13, ИНН 5503245214, ОГРН 1135543040742) к Государственной жилищной инспекции Омской области (644007, город Омск, улица Булатова, дом 68, ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) о признании недействительным предписания.
Иные лица, участвующие в деле: Администрация города Омска (644099, город Омск, улица Гагарина, дом 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259), Администрация Кировского административного округа города Омска (644082, город Омск, улица Профинтерна, дом 15, ИНН 5507010862, ОГРН 1025501396360).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) в заседании участвовали представители:
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Кривошеина Т.А. по доверенности от 17.12.2021;
от закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" - Павленко А.С. по доверенности от 11.01.2022.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Левобережье" (далее - ЗАО "УК "Левобережье", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - жилищная инспекция, ГЖИ) от 11.06.2021 N 03-02-08/54.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Омска, Администрация Кировского административного округа города Омска.
Решением от 11.10.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 12.01.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, жилищная инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного обществом требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства, поскольку отсутствие государственного кадастрового учета земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома N 15В по улице Лукашевича в городе Омске (далее - МКД), находящегося под управлением общества, с учетом фактического пользования собственниками помещений МКД площадкой накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), не освобождает ЗАО "УК "Левобережье" от исполнения обязательных требований пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), пунктов 3.7.1, 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), в целях надлежащего содержания общего имущества спорного МКД; судом апелляционной инстанции не применены положения статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В отзыве на кассационную жлобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 АПК РФ, не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, дополнениях к ней, отзыве на кассационную жалобу и выступлении присутствующих в заседании представителей ГЖИ и общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество на основании лицензии от 10.06.2015 N 055 000168 и договора управления от 01.03.2015 N 28/4 (далее - договор управления) осуществляет деятельность по управлению спорным МКД.
С целью проверки фактов, изложенных в обращении собственника помещения МКД (от 24.05.2021 вх. N М-3801(21)ПОС), на основании распоряжения от 07.06.2021 N 000001231 жилищной инспекцией 08.06.2021 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом лицензионных требований, в ходе которой установлено, что жильцы МКД для сбора бытового мусора пользуются контейнерной площадкой для накопления ТКО, зарегистрированной по адресу многоквартирного дома N 15Г по улице Лукашевича в городе Омске; площадка внесена в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Кировского административного округа (запись по реестру N 211); обществом не обеспечен сбор бытовых отходов на мусоросборной площадке без загрязнения территории, не оборудована специально отведенная площадка для сбора крупногабаритных отходов (далее - КГО) на придомовой территории спорного МКД.
По результатам проверки жилищной инспекцией 11.06.2021 составлен акт проверки N 03-03-08/159 и выдано предписание от 11.06.2021 N 03-02-08/54, в соответствии с которым обществу на основании пунктов 3.7.1, 3.7.15 Правил N 170 необходимо в срок до 25.06.2021 обеспечить сбор бытовых отходов на мусоросборной площадке без загрязнения территории; оборудовать специально отведенную площадку для сбора крупногабаритных отходов на придомовой территории спорного МКД.
Общество, не согласившись с данным предписанием администрации, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что общество не является надлежащим субъектом вменяемого нарушения, поскольку земельный участок под МКД не сформирован, контейнерная площадка находится на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, бремя содержания контейнерной площадки, а также прилегающей к ней территории, является обязанностью органов местного самоуправления; за оказание услуги по обращению с ТКО несет ответственность региональный оператор по обращению с ТКО.
Повторно рассматривая дело, апелляционный суд указал, что само по себе отсутствие земельного участка на кадастровом учете не освобождает управляющую организацию от исполнения обязательных требований пунктов 3.7.1, 3.7.15 Правил N 170, пункта 26(1) Минимального перечня, однако оставил без изменения решение суда, сославшись на пункт 50 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Омской области, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 14.02.2020 N 11 (далее - Порядок N 11) (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания), согласно которому обязанность по созданию и содержанию контейнерной площадки и специальной площадки для складирования КГО возлагается на органы местного самоуправления, если такие площадки расположены на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, либо собственник такого участка не определен.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу пункта 4 части 4 статьи 1, пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Соблюдение лицензионных требований предусматривает оказание услуг по управлению многоквартирным домом, в том числе с соблюдением Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Правилами N 491 установлено, что в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (пункт 2).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил N 491).
В силу пункта 26 (1) Минимального перечня, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на общество как управляющую организацию спорного жилого дома возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В силу пункта 3.7.15 Правил N 170 КГО: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для КГО или обычным грузовым транспортом.
Под организацией мест накопления понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы на содержание жилого помещения, уплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО").
Из системного толкования названых норм права следует, что организация мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции верно указал, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадок накопления ТКО для МКД, находящихся в ее управлении.
Судами установлено, что земельный участок под спорным МКД не сформирован; контейнерная площадка для накопления ТКО, которой пользуются собственники помещений спорного МКД, указана в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов собственниками помещений на территории Кировского административного округа города Омска (запись по реестру N 211 с адресом "Лукашевича, 15Г"); земельный участок под многоквартирным домом N 15Г по улице Лукашевича в городе Омске сформирован, при этом контейнерная площадка расположена вне земельного участка, сформированного под многоквартирным домом N 15Г.
В системе действующего правового регулирования понятие "придомовая территория" содержательно увязано с понятием "земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом". Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ, в состав общего имущества в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Как указано в пункте 6 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (приказ Минстроя России от 07ю03ю2019 N 153/пр), при образовании такого участка в его границы целесообразно включать земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 N 14-П).
Пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Таким образом, по верному утверждению апелляционного суда, отсутствие государственного кадастрового учета земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания МКД, находящего под управлением ЗАО "УК "Левобережье", не освобождает последнего от исполнения обязательных требований пунктов 3.7.1, 3.7.15 Правил N 170, пункта 26(1) Минимального перечня в целях надлежащего содержания общего имущества спорного МКД.
Между тем суд округа не может согласиться с выводом апелляционного суда, обоснованным ссылкой на пункт 50 Порядка N 11, о возложении в данной ситуации (отсутствие сформированного земельного участка под МКД) обязанности по созданию и содержанию контейнерной площадки и специальной площадки для складирования КГО на органы местного самоуправления, а не на управляющую организацию.
В рассматриваемом случае обществу вменяется нарушение содержания места складирования отходов - площадки накопления ТКО, которой пользуются жильцы МКД, и территории вокруг нее (установлено наличие КГО и бытового мусора за мусоросборной площадкой, наличие бытового мусора на мусоросборной площадке, лежащего на плите возле мусорсборников).
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится среди прочего создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Установление данного полномочия само по себе не свидетельствует об исполнении соответствующей обязанности исключительно органами местного самоуправления и за счет средств местного бюджета независимо от источника образования твердых коммунальных отходов: места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2020 N 2862-О).
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Как следует из пункта 50 Правил N 11 (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания), в случаях, если земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, специальная площадка для складирования крупногабаритных отходов, находится в муниципальной собственности, а равно на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (но находящихся в границах муниципального образования), либо собственник такого участка не определен, в том числе на придомовой территории, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме - бремя создания и содержания всех таких контейнерных площадок и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, возлагается на органы местного самоуправления.
Таким образом, наличие у органа местного самоуправления обязанности по созданию и содержанию контейнерных площадок не освобождает общество от исполнения требований действующего законодательства.
Поскольку обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО лежит на обществе в силу закона и заключенного договора управления (пункт 2.1.1, пункты 4.7, 4.8 приложения N 4 к договору управления "Перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД), что исключает наличие такой обязанности у органа местного самоуправления, оспариваемое предписание жилищной инспекции соответствует закону и не нарушает прав ЗАО "УК "Левобережье".
Доводы общества о том, что ЗАО "УК "Левобережье" не оказывает жильцам МКД коммунальную услугу по обращению с ТКО подлежит отклонению, поскольку обществу вменяются нарушения по организации и содержанию мест сбора ТКО и КГО, что является составной частью содержания общего имущества МКД.
В соответствии с пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз; погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой согласно пункту 2 указанных Правил понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и других) ТКО при погрузке и перемещению их в мусоровоз.
В подтверждение заявленных требований обществом не представлено доказательств того, что коммунальная услуга по вывозу ТКО оказывалась жильцам МКД ненадлежащим образом, напротив, факты, изложенные в обращении собственников о наличии бытового мусора на мусоросборной площадке, свидетельствуют о ненадлежащем оказании услуг по содержанию мест складирования отходов, что является обязанностью общества.
Оспариваемое обществом предписание отвечает критериям исполнимости, поскольку на общество возложена обязанность совершить действия, прямо предусмотренные действующим законодательством.
С учетом изложенного суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с отказом в удовлетворении заявленного обществом требования об отмене предписания жилищной инспекции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.10.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 12.01.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-10900/2021 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
...
В соответствии с пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз; погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой согласно пункту 2 указанных Правил понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и других) ТКО при погрузке и перемещению их в мусоровоз."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 мая 2022 г. N Ф04-576/22 по делу N А46-10900/2021