г. Тюмень |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А67-8759/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хенда-Сибирь" на решение от 29.11.2021 Арбитражного суда Томской области (судья Бутенко Е.И.) и постановление от 21.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Афанасьева Е.В., Ваганова Р.А., Сорокина Е.А.) по делу N А67-8759/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Хенда-Сибирь" (636900, Томская обл., с Тегульдет, р-н Тегульдетский, ул. Маяковского, д. 23, ИНН 5402159093, ОГРН 1025401008654) к Департаменту лесного хозяйства Томской области (634041, Томская обл., г. Томск, пр-кт Кирова, д. 41, ИНН 7017317947, ОГРН 1127017029347) о признании расчета (уведомления) о внесении в бюджет платы за использование лесов по договору аренды лесного участка недействительным.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Хенда-Сибирь" (далее - ООО "Хенда-Сибирь", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Департаменту лесного хозяйства Томской области (далее - Департамент, ответчик) с требованием о признании расчета (уведомления) о внесении в бюджет платы за использование лесов от 15.03.2021 по договору аренды лесного участка N 10/08/2017 от 12.04.2017 платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы в сумме 66 369 427 руб. 93 коп., недействительным.
Решением от 29.11.2021 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 21.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: арбитражный суд неверно определил действия ответчика соответствующими условиям договора; суд неправильно применил статью 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318, от 22.05.2007 N 310, коэффициенты индексации подлежат применению только в части минимального размера арендной платы, нельзя коэффициенты к ставкам платы идентифицировать именно как коэффициенты индексации; удами не учтено, что первоначально при заключении договора у сторон не было разногласий по применению коэффициентов только к минимальным ставкам арендной платы; изменение арендной платы с учетом коэффициентов договором не предусмотрено; ссылки суда апелляционной инстанции на судебную практику сомнительны, судом не учтено, что указанные обстоятельства отличны от доводов, заявленных истцом по настоящем делу.
Отзыв Департамента на кассационную жалобу приобщен к материалам дела, но при рассмотрении кассационной жалобы не учитывается в связи с отсутствием надлежащих доказательств его направления лицам, участвующим в деле (часть 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Определением от 05.05.2022 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа в связи с отпуском судьи в составе суда по рассмотрению кассационной жалобы произведена замена судьи Сириной В.В. на судью Демидову Е.Ю.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО "Хенда-Сибирь" (арендатор) и Департаментом (арендодатель) по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка (протокол N 01 от 28.03.2017) был заключен договор аренды лесного участка N 10/08/17 от 12.04.2017 (далее - договор).
В соответствии с условиями заключенного договора арендодатель на основании протокола аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка N 01 от 28.03.2017 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 договора (далее - лесной участок, пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 2 договора лесной участок, являющийся объектом права собственности Российской Федерации, имеет следующие характеристики: площадь 235 591,8421 га, местоположение: Томская область, Бакчарский район, Бакчарское лесничество, Бакчарское участковое лесничество, урочище "Андарминское", кварталы 50, 58-63, 74-78, 90-94, 108-110, 114, 115, 123-133, 141-148, 150-152, 161-167, Бакчарское участковое лесничество, урочище "Бакчарское", кварталы 86, 88-91, 99, 100, 104-110, 114, 116-122, 127-130, 136-139, 143-148, 151, 153-161, 168, 170-178, 182-185, 188-193, 195-197, 200-202, 204-209, 211, 212, 214-218, 222, 224-232, 242-251, 263-271, 287, 289-293, 305-312, 324-329, Плотниковское участковое лесничество, урочище "Плотниковское", кварталы 1, 5-19, 27-34, 43-51, 59-61, 84-87, 95, 96, 98, 104-106, 115-117, 122-126, 128-131, 139-143, 152, 156-160, 168, 169, 180-183, 199-201, 291; кадастровый номер 70:03:0000000:105.
Границы лесного участка определены в кадастровом паспорте, а также указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложением N 1 к договору. Характеристики лесного участка на день заключения договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложении N 2 к договору (пункт 3).
Согласно пункту 4 договора арендатору передается лесной участок в целях использования лесов для заготовки древесины, в объеме 298 080 куб. м древесины.
Арендная плата по договору составляет 89 418 976 руб. 80 коп. в год, в том числе вносимая в федеральный бюджет 6 594 319 руб. 80 коп. в год.
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ на основе минимального размера арендной платы. Расчет арендной платы для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК РФ, приводится в приложении N 4 к договору. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ (пункт 6 договора).
Таким образом, размер арендной платы, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, составляет 89 418 976 руб. 80 коп. - 6 594 319 руб. 80 коп. = 82 824 657 руб., что также указано в приложении N 5 к договору аренды.
Согласно пункту 8 договора арендатор вносит арендную плату в порядке, предусмотренном приложением N 5 к договору.
Как указано в подпункте "к" пункта 10 договора аренды, арендодатель обязан в случае изменения ставок платы, указанных в пункте 6 договора, и (или) коэффициента индексации к ставкам платы производить перерасчет арендной платы и уведомлять арендатора в письменной форме об изменении размера арендной платы и о сумме, подлежащей уплате, в течение 3 месяцев со дня изменения размера арендной платы.
Арендатор обязан вносить арендную плату в соответствии с приложением N 5 к договору (подпункт "в" пункта 12).
Срок действия договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка, передаваемого в соответствии с договором, и составляет 49 лет (пункт 25).
Государственная регистрация договора произведена 06.06.2017 за N 70:03:0000000:105-70/001/2017-2, что подтверждается соответствующим регистрационным штампом на договоре.
По акту приема-передачи от 12.04.2017 лесной участок передан арендатору (истцу).
Департаментом в лице ОГКУ "Томское управление лесами" в адрес истца направлен расчет (уведомление) от 15.03.2021 на внесение в бюджет платы за использование лесов по договору аренды лесного участка, в соответствии с которым размер платы за использование лесов в 2021 году в части, превышающей минимальный размер арендной платы, составил 149 194 084 руб. 13 коп. При этом в соответствии с расчетами (уведомлениями) от 21.01.2019, от 09.01.2020, направленными в адрес истца, размер арендной платы в части, превышающей минимальный размер арендной платы, в 2019 и 2020 годах был неизменным и составлял 82 824 657 руб.
Не согласившись в указанным в уведомлении от 15.03.2021 размером арендной платы, подлежащей внесению в бюджет субъекта Российской Федерации, общество обратилось к Департаменту с письмом от 20.08.2021, в котором просило произвести и представить расчет без применения коэффициента 2,72 к арендной плате, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, однако ответа со стороны Департамента не последовало.
Как полагает общество, арендная плата, определенная по условиям договора аренды, подлежащая уплате в бюджет субъекта в размере 82 824 656 руб. 20 коп., является аукционной надбавкой и не подлежит изменению на протяжении всего периода действия договора аренды, в том числе и с учетом изменения ставок платы. По мнению общества, при применении коэффициентов к ставкам платы, принимаемых правительством, может быть увеличена только определенная по итогам проведения аукциона арендная плата в части превышающей минимальный размер арендной платы и подлежащей уплате в федеральный бюджет.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, общество обратилось в арбитражный с настоящим иском к Департаменту о признании расчета (уведомления) о внесении в бюджет платы за использование лесов от 15.03.2021 по договору аренды лесного участка N 10/08/2017 от 12.04.2017 платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы в сумме 66 369 427 руб. 93 коп., недействительным.
Руководствуясь Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 1021-О, статьями 422, 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 71, 72, 73 ЛК РФ, статьями 51, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктом 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), определениями Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 N 303-ЭС15-19719, 28.02.2017 N 701-ПЭК16, от 17.06.2019 N 303-ЭС19-8123, от 08.11.2019 N 303-ЭС19-19910, от 13.04.2020 N 307-ЭС20-4469, от 26.02.2021 N 310-ЭС21-25, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318, исходя из того, что действующее законодательство не содержит положений о том, что устанавливаемые Правительством Российской Федерации коэффициенты индексации подлежат применению только в части минимального размера арендной платы, суды первой и апелляционной инстанции признали требования не подлежащими удовлетворению.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
Договор аренды лесного участка N 10/08/17 от 12.04.2017 заключен сторонами по результатам аукциона, при проведении которого начальный размер арендной платы включал в себя минимальный размер арендной платы, определенный в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумму, превышающую минимальный размер, подлежащую уплате в бюджет субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
Статьей 94 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов в Российской Федерации является платным (часть 1); за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений (часть 2); размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 данного Кодекса (часть 3).
В силу части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Организаторами аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются продавцы права на заключение договора аренды лесного участка, которыми выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ (части 1, 2 статьи 79 ЛК РФ).
Согласно пункту 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - постановление N 310).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318 (далее постановление N 1318) определены коэффициенты к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, на 2021-2023 годы.
Судами установлено, что согласно условию пункта 6 договора размер арендной платы по договору (установленный в виде определенного в твердой денежной сумме платежа) подлежит изменению пропорционально изменению минимальных ставок платы, то есть путем корректировки в 2021 году на коэффициент 2,72, установленного постановлением N 1318 к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов (древесины), используемым при расчете минимального размера арендной платы.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, условие договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, не противоречит действующему законодательству.
Судами при рассмотрении настоящего дела дано верное толкование условиям договора аренды, в соответствии с которым использованное в договоре понятие "изменение ставок платы" подразумевает любое их изменение, как изменение ставок, так и их увеличение на соответствующие коэффициенты.
Иного из материалов дела не следует.
Исходя из того, что заключенный сторонами договор аренды лесного участка содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы, применение повышающих коэффициентов возможно к обеим составляющим арендной платы (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 1002-О, определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 N 701-ПЭК16, от 08.11.2019 N 307-ЭС19-20081, а также в пункте 28 Обзора N 1 (2017)), соответственно суды пришли к законным и обоснованным выводам о том, что направленное в адрес общества уведомление об увеличении размера платы за использование лесов в 2021 году в части, превышающей минимальный размер арендной платы, является правомерным.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, о том, что при расчете арендной платы коэффициент 2,72 не применяется к части, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, подлежат отклонению судом кассационной инстанции как противоречащие нормам материального права и изложенным правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации.
Доводы общества о невозможности увеличения арендной платы в части, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, как аукционной надбавки подлежат отклонению окружным судом, поскольку указанный термин не применяется в указанном значении (аукционная надбавка - количество шагов аукциона или коэффициент аукционной надбавки, используемый как составляющая формулы для определения годового размера арендной платы).
На основании изложенного обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, подлежат оставлению без изменения.
Судами правомерно отмечено, что практика применения ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, свидетельствует о том, что они ежегодно увеличиваются на коэффициенты, предусмотренные актами Правительства Российской Федерации.
Иное толкование приводило бы к тому, что арендная плата по договору должна оставаться неизменной до тех пор, пока Правительством Российской Федерации не будут пересмотрены сами ставки платы, несмотря на их ежегодное увеличение на коэффициенты индексации, что явно противоречит как лесному законодательству в целом, так и условиям заключенного сторонами договора аренды.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права и условий договора, в связи с чем отклоняются судом округа как необоснованные.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в связи с отсутствием оснований для ее удовлетворения относятся на заявителя (статья 110 АПК РФ).
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.11.2021 Арбитражного суда Томской области и постановление от 21.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-8759/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из того, что заключенный сторонами договор аренды лесного участка содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы, применение повышающих коэффициентов возможно к обеим составляющим арендной платы (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 1002-О, определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 N 701-ПЭК16, от 08.11.2019 N 307-ЭС19-20081, а также в пункте 28 Обзора N 1 (2017)), соответственно суды пришли к законным и обоснованным выводам о том, что направленное в адрес общества уведомление об увеличении размера платы за использование лесов в 2021 году в части, превышающей минимальный размер арендной платы, является правомерным."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 мая 2022 г. N Ф04-1671/22 по делу N А67-8759/2021