г. Тюмень |
|
18 мая 2022 г. |
Дело N А75-11962/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Жилищно-коммунального управление" муниципального образования город Ханты-Мансийск на решение от 11.10.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 19.01.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-11962/2021 по заявлению муниципального предприятия "Жилищно-коммунального управление" муниципального образования город Ханты-Мансийск (628002, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Сутормина, дом 20, ИНН 8601015197, ОГРН 1028600512313) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104, ИНН 8601011604, ОГРН 1028600513149) о признании недействительным предписания.
Иное лицо, участвующее в деле, - Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 118А, ИНН 8601999247, ОГРН 1138600001693).
Суд установил:
муниципальное предприятие "Жилищно-коммунального управление" муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее - предприятие, МП "ЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба, административный орган) о признании недействительным предписания от 04.06.2021 N 16-210/ЛК-2021.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее - фонд).
Решением от 11.10.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 19.01.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприятие просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства, поскольку указанным актом на МП "ЖКУ" фактически возложена обязанность провести работы по капитальному ремонту, которые не включены в размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и не относятся к полномочиям управляющей организации.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, многоквартирный дом N 1, расположенный по улице Ямской в городе Ханты-Мансийске, находится в управлении МП "ЖКУ", осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 15.05.2015 N 191.
Техническим заключением 85-К/27-2019-ТЗ (далее - Техническое заключение), выполненным обществом с ограниченной ответственностью "Проектно-конструкторский, научно-исследовательский и консультационный строительный центр" по результатам обследования спорного многоквартирного дома, в пункте 6.1 даны рекомендации по восстановлению работоспособности многоквартирного дома: выполнить ремонт герметизации стыков наружных стеновых панелей в объеме всего дома; выполнить восстановление защитного слоя арматуры ростверка здания цементно-песчаным раствором М-150 с добавлением эмульсии ПВА в объеме 7 процентов от веса цемента с зачисткой арматуры от коррозии металлическими щетками; по углу соединения наружных цокольных стеновых панелей с внутренней на пересечении оси 28 с осью Х, а также в узлах с аналогичными дефектами приварить монтажную скобу к петлям панелей, выполнить антикоррозийную защиту закладных деталей заполнить шов между панелями и полость узла крепления монтажной скобы жестким раствором марки не менее м-150; выполнить зачеканку раствором М-150 пустот растворной пастели под плиты перекрытия цокольного этажа; выполнить зачистку арматуры монолитных заделок в местах прохода коммуникаций от коррозии металлическими щетками и зачеканить цементно-песчаным раствором М-150 с добавлением эмульсии ПВА в объеме 7 процентов от веса цемента; выполнить ремонт бетонной отмостки здания.
Предписанием от 02.12.2019 N 16-704/ЛК-2019 на предприятие была возложена обязанность в срок до 01.06.2020 восстановить поврежденные участки стен и фундамента согласно рекомендаций, указанных в пункте 6.1 Технического заключения, в соответствии с пунктами 4.1.1, 4.1.3, 4.2.1.1, 4.2.1.3 и приложением N 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктом 3 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 290 от 03.04.2013 (далее - Минимальный перечень).
На основании приказа от 01.06.2021 N 16-216/ЛК-2021 службой в отношении предприятия проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением предписания от 02.12.2019 N 16-704/ЛК-2019, по результатам которой было установлено, что мероприятия, предусмотренные названным предписанием не выполнены, поврежденные участки стен и фундамента согласно рекомендациям, указанным в пункте 6.1 Технического заключения, не восстановлены.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения предписания от 04.06.2021 N 16-210/ЛК-2021, которым на предприятие повторно возложена обязанность восстановить поврежденные участки стен и фундамента согласно рекомендаций, указанных в пункте 6.1 заключения экспертизы, в соответствии с требованиями пунктов 4.1.1, 4.1.3, 4.2.1.1, 4.2.1.3 и приложения N 7 Правил N 170, пункта 10 Правил N 491, пункта 3 Минимального перечня.
Не согласившись с предписанием, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у службы правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания и его соответствии требованиям действующего законодательства.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае выявления при проведении лицензионного контроля в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, нарушений лицензионных требований должностные лица, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдать лицензиату предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ, пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование, крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно пункту 4.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
При появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору (пункт 4.1.3 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Пунктом 4.2.1.3 Правил N 170 установлено, что не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация.
Пунктом 3 Минимального перечня предусмотрено, что к работам, выполняемым для надлежащего содержания стен многоквартирных домов относятся: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней; выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным предприятием допущено нарушение вышеназванных норм, выразившееся в невыполнении обязанности восстановить поврежденные участки стен и фундамента в соответствии с рекомендациями по восстановлению работоспособности многоквартирного дома, предусмотренными пунктом 6.1 Технического заключения.
При этом судами учтено, что указанные в пункте 6.1 Технического заключения работы в соответствии с приложением N 7 Правил N 170 относятся к текущим работам и подлежат выполнению МП "ЖКУ".
Таким образом, суды пришли к верному выводу о наличии у службы правовых оснований для выдачи предприятию оспариваемого предписания и отказали в удовлетворении заявленного требования.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов первой и апелляционной инстанции не опровергают, по существу направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.10.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 19.01.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-11962/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.