г. Тюмень |
|
18 мая 2022 г. |
Дело N А45-18602/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Владиславский" на решение от 20.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 24.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А45-18602/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Владиславский" (630009, город Новосибирск, улица Вокзальная магистраль, дом 16, офис 619, ИНН 5407980546, ОГРН 1215400003730) к Мэрии города Новосибирска (630099, город Новосибирск, Красный проспект, дом 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Владиславский" - Мочалов А.В. по доверенности от 18.10.2021;
от Мэрии города Новосибирска - Андреев М.В. по доверенности от 10.12.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Владиславский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным отказа Мэрии города Новосибирска (далее - мэрия) в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный среднеэтажный жилой дом" по улице Связистов в Ленинском районе города Новосибирска, изложенного в уведомлении от 10.06.2021 N 11/1/11.1-04/02004.
Решением от 20.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 24.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суд, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, у мэрии не имелось правовых оснований для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства; возможность возведения среднеэтажного многоквартирного дома на спорном земельном участке предусмотрена градостроительным планом земельного участка от 02.04.2021, Генеральным планом города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 N 824 (далее - Генеральный план), Правилами землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 (далее - Правила землепользования); из взаимосвязанного толкования положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что проверка соответствия проектной документации требованиям проекта планировки территории и проекта межевания осуществляется лишь при строительстве линейного объекта.
Мэрия в отзыве на кассационную жалобу просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 08.06.2021 общество обратилось в мэрию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный среднеэтажный жилой дом" (с количеством надземных этажей - 8) на земельном участке с кадастровым номером 54:35:063605:99, расположенном по адресу: город Новосибирск, улица Связистов.
Уведомлением от 10.06.2021 N 11/1/11.1-04/02004 мэрия сообщила обществу об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным Проектом планировки территории, ограниченной улицами Станиславского, Титова и Связистов и перспективной городской магистралью, в Ленинском районе, утвержденным постановлением мэрии от 22.06.2015 N 4206 (далее - Проект планировки территории).
Не согласившись с данным отказом в выдаче разрешения на строительство, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с названным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Документы и сведения, которые необходимо представлять в уполномоченные органы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, перечислены в части 7 статьи 51 ГрК РФ.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.
В рассматриваемом случае основанием для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома послужило несоответствие представленных обществом документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства (Проекту планировки территории), установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка от 02.04.2021, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории относится к документации по планировке территории. Основная часть проекта планировки территории включает в себя положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов (пункт 2 части 3 статьи 42 ГрК РФ).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обществом испрашивается разрешение на строительство многоквартирного среднеэтажного дома на земельном участке с кадастровым номером 54:35:063605:99; между тем в соответствии с Проектом планировки территории данный земельный участок расположен в зоне планируемого размещения объектов капитального строительства с наименованием "Зона делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1)", в которой предусмотрено размещение общественных зданий административного назначения, офисов, бизнес-центров, банков, гостиниц и иных объектов, а также многоэтажной жилой застройки, застройки торгового назначения (пункт 2.2).
Поскольку в указанной зоне планируемого размещения объектов капитального строительства не допускается возведение среднеэтажных жилых домов, суды обоснованно согласились с доводами мэрии о несоответствии представленных обществом документов (проектной документации) требованиям Проекта планировки территории.
Вопреки позиции общества необходимость проверки проектной документации на соответствие требованиям, установленным проектом планировки территории, при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства следует из буквального толкования положений частей 1 и 13 статьи 51 ГрК РФ и подтверждается судебной практикой (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2021 N 18-КАД20-35-К4).
То обстоятельство, что проектная документация на спорный объект подготовлена с учетом требований, установленных Генеральным планом для функциональной зоны "Жилая зона" и Правилами застройки для территориальной зоны "Зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж1)", не исключает ее несоответствие требованиям, установленным Проектом планировки территории к зоне планируемого размещения объекта.
Кроме того, в период рассмотрения заявления общества о выдаче разрешения на строительство мэрией были проведены общественные обсуждения по вопросу жилищной застройки в спорной территориальной зоне, по результатам которых были внесены изменения в Правила землепользования в части установление запрета на строительство в ней любых многоквартирных домов.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования, поскольку оспариваемый отказ мэрии соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 24.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-18602/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 части 4 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории относится к документации по планировке территории. Основная часть проекта планировки территории включает в себя положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов (пункт 2 части 3 статьи 42 ГрК РФ).
...
Вопреки позиции общества необходимость проверки проектной документации на соответствие требованиям, установленным проектом планировки территории, при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства следует из буквального толкования положений частей 1 и 13 статьи 51 ГрК РФ и подтверждается судебной практикой (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2021 N 18-КАД20-35-К4)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 мая 2022 г. N Ф04-1472/22 по делу N А45-18602/2021