г. Тюмень |
|
18 мая 2022 г. |
Дело N А75-10885/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел кассационную жалобу Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение от 28.10.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 27.01.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А) по делу N А75-10885/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" (628007, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Ханты-Мансийск, улица Доронина, дом 26, ИНН 8601043934, ОГРН 1118601000880) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104, ИНН 8601011604, ОГРН 1028600513149) о признании недействительным пункта 2 предписания от 07.07.2021 N 16-271/ЛК-2021.
Иные лица, участвующие в деле: Тур Инна Анатольевна, Григорян Руберт Размикович.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Федоров А.Е.) в заседании участвовали представители:
от Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Фенкенштейн Е.А. по доверенности от 05.03.2020;
от общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" - Овечкин А.В. по доверенности от 25.04.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Чистый дом" (далее - общество, ООО "Чистый дом") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба, административный орган) о признании недействительным пункта 2 предписания от 07.07.2021 N 16-271/ЛК-2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тур Инна Анатольевна, Григорян Руберт Размикович.
Решением от 28.10.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 27.01.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, служба просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о несоответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства, поскольку административный орган, установив нарушения правил содержания общего имущества многоквартирного дома, правомерно выдал оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании поступившего обращения собственника нежилого помещения N 1001 многоквартирного дома N 13 А по улице Рябиновая в городе Ханты-Мансийске административным органов в отношении ООО "Чистый дом" проведена внеплановая выездная проверка, по результатом которой было установлено, что нежилое помещение N 1001 находится на 1-ом этаже спорного многоквартирного дома, часть нежилого помещения расположена под квартирами 2-го этажа, а другая часть находится под кровлей, которая является общедомовым имуществом (обслуживает нежилое помещение N 1001, общедомовой подвал, обеспечивает отвод воды с кровли 7-го этажа); на фасаде дома в районе 2-го этажа из жилых помещений второго этажа (квартиры N 5 и 6) устроены балконные двери для выхода на кровлю над нежилым помещением, которая является мягкой, выполнена из рулонных (или мастичных) материалов и не предназначена для использования собственниками жилых помещений.
По результатам проверки обществу было выдано предписание от 10.02.2021 N 16-029/ЛК-2021 об устранении выявленных нарушений.
На основании приказа от 06.07.2021 N 16-281/ЛК-2021 службой в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения ранее выданного предписания, по результатам которой установлено, что ООО "Чистый дом" не выполнены мероприятия, указанные в предписании от 10.02.2021 N 16-029/ЛК-2021, в том числе не устранено нарушение фасада спорного многоквартирного дома в районе 2-го этажа и не ограничен доступ собственникам жилых помещений на кровлю над нежилым помещением N 1001.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи ООО "Чистый дом" предписания от 07.07.2021 N 16-271/ЛК-2021, пунктом 2 которого на общество возложена обязанность устранить нарушение фасада дома в районе 2-го этажа и ограничить доступ собственникам жилых помещений на кровлю над нежилым помещением N 1001 жилого дома N 13А по улице Рябиновая в городе Ханты-Мансийске в соответствии с требованиями пунктов 3.3.5, 4.2.3.2, 4.2.4.1, 4.2.4.2, 4.6.1.22 и 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), и пункта 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень).
Возражая против пункта 2 предписания административного органа, ООО "Чистый дом" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о несоответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства, поскольку оно фактически возлагает на общество обязанность самостоятельно устранить выявленные нарушения, а не принять меры по возложению на собственников жилых помещений обязанности устранить выявленное нарушение.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В силу статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае выявления при проведении лицензионного контроля в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, нарушений лицензионных требований должностные лица, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдать лицензиату предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ, пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование, крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В соответствии с пунктом 9 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов относятся выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В силу пункта 4.2.3.2 Правил N 170 с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
Работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны систематически проверять правильность использования балконов, эркеров и лоджий, не допускать размещения в них громоздких и тяжелых вещей, их захламления и загрязнения. Необходимо регулярно разъяснять нанимателям, арендаторам и собственникам жилых помещений и ответственным за коммунальную квартиру правила содержания балконов, эркеров и лоджий (пункт 4.2.4.1 Правил N 170).
Пунктом 4.2.4.2 Правил N 170 предусмотрено, что при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Согласно пункту 3.3.5 Правил N 170 вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении.
Находиться на крыше лицам, не имеющим отношения к технической эксплуатации и ремонту здания, запрещается (пункт 4.6.1.22 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 4.10.2.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Материалами дела подтверждается и участвующими в деле лицами не оспаривается, что в нарушение вышеуказанных требований обществом допущено осуществление собственниками квартир N 5, 6 спорного многоквартирного дома переустройство квартир путем изменения проема окна на фасаде дома и установка двери, через которую осуществляется выход на кровлю нежилого помещения, не предназначенную для использования собственниками жилых помещений в качестве мест общего пользования, что может повлечь за собой нарушение гидроизоляционного слоя и иные более тяжкие последствия.
При таких обстоятельствах административный орган, установив в ходе проведения проверки факт нарушения требований действующего законодательства, регламентирующих порядок содержания общего имущества, обоснованно выдал обществу как управляющей организации предписание об устранении выявленных нарушений.
Вопреки выводам судов возникновение спорных нарушений по причине самовольного осуществления собственниками переустройства принадлежащих им помещений не является основанием для освобождения ООО "Чистый дом" от исполнения возложенных на него в силу закона обязательств по надлежащему содержанию общего имущества и принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений, в том числе путем предъявления соответствующих требований к собственникам упомянутых помещений.
При таких обстоятельствах суды необоснованно удовлетворили заявленное обществом требование, в связи с чем решение от 28.10.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 27.01.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.10.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 27.01.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-10885/2021 отменить.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" о признании недействительным пункта 2 предписания Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.07.2021 N 16-271/ЛК-2021 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 9 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов относятся выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
...
Согласно пункту 3.3.5 Правил N 170 вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 мая 2022 г. N Ф04-1956/22 по делу N А75-10885/2021