г. Тюмень |
|
20 мая 2022 г. |
Дело N А27-18595/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Алексеевой Н.А.
Буровой А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств веб-конференции (онлайн-заседание) и аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владимир" на решение от 20.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 04.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А27-18595/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владимир" (660012, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Семафорная, дом 76; ОГРН 1082468020359, ИНН 2464207513) к Кемеровской таможне (650055, Кемеровская область-Кузбасс, г. Кемерово, ул. Сарыгина, 36; ОГРН 1024200707079, ИНН 4205009474) о признании недействительными решений от 08.06.2021.
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняли участие представители Кемеровской таможни: Фабричная А.А. по доверенности от 12.01.2022 N 04-50/00221, Шахлевич Н.И. по доверенности от 10.01.2022 N 04-50/00006.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Владимир" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Кемеровской таможне (далее - таможенный орган, Таможня) о признании недействительными решений:
- от 08.06.2021 N РКТ-10608000-21/000036Д о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС);
- от 08.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары (далее - ДТ) N N 10611020/251019/0046086, 10611020/121119/0048505, 10611020/240619/0024594, 10611020/190919/0040217, 10611020/161019/0044686, 10611020/200519/0018588, 10611020/230919/0040645.
Решением от 20.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 04.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы Общество указывает на следующее: вывод таможенного органа о том, что спорный товар относится к классификационному коду 4403 21 190 0, не является основанием для доначисления таможенных платежей, поскольку определение характеристик товара по диаметру наибольшего поперечного сечения предусмотрено в лицензиях Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России), выданных заявителю; предметом лицензии является конкретный товар, который в контексте данной лицензии и будет являться лицензируемым товаром, экспортируемым с использованием предоставленной заявителю лицензией тарифной квоты; лицензия является мерой, которая не может расцениваться отдельно от тарифной квоты, в рамках которой она выдана; судами не учтено, что основанием применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% при экспорте товаров "бревна из сосны обыкновенной "Pinus sylvestpis L." является установление (наличие) тарифной квоты участнику внешнеэкономической деятельности (заявителю) на определенный срок, применение указанной ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% зависит от описания товара на уровне товарной позиции, указанной в графе 15 лицензии.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня считает доводы Общества несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители таможенного органа поддержали возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания Общества, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений, изложенных в отзыве на нее, не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Минпромторгом России Обществу выдана разовая лицензия N 284RU19002002922 от 25.03.2019 сроком действия с 25.03.2019 по 31.12.2019 на экспорт товара "бревна из сосны (Pinus spp.) обыкновенной вида "Pinus Sylvestris L.", с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более (ГОСТ 9463-216, сорт 1-2, неокоренные, неантисептированные, для распиловки, небрусованные); код ТН ВЭД ЕАЭС 4403 21 110 0. Количество 6 751, 000 м3, страна происхождения - Россия, страна покупателя - Китай (контракт N Т-5888-03 от 13.03.2019 (далее - лицензия N 284RU19002002922).
В рамках контракта от 13.03.2019 N Т-5888-03, заключенного Обществом с Манчжурской Торгово-Экономической компанией с ограниченной ответственностью "Тянь Жэнь", приложений и спецификаций к нему Обществом реализована на экспорт лесопродукция, в числе которой лесоматериалы круглых пород сосна обыкновенная, некоренные, неантисептированные, для распиловки, небрусованные ГОСТ 9463-2016, сорт 1-2, диаметр 12-20 см (пункт 1 спецификации -приложения N 2 к контакту от 13.03.2019 N Т-5888-03).
Обществом в Томский таможенный пост (центр электронного декларирования) Кемеровской таможни (далее - Томский таможенный пост (ЦЭД)) для помещения вывозимых товаров под таможенную процедуру экспорта поданы ДТ N N 10611020/251019/0046086, 10611020/121119/0048505, 10611020/240619/0024594, 10611020/190919/0040217, 10611020/161019/0044686, 10611020/200519/0018588, 10611020/230919/0040645, в графе 31 которых заявлены сведения о декларируемых товарах: "бревна из сосны (Pinus spp.) обыкновенной вида "Pinus Sylvestris L.", с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более. Лесоматериалы круглые хвойных пород, неокоренные, небрусованные, неокантованные, необработанные консервантом.
В графе 33 данных ДТ в отношении декларируемых товаров заявлен классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 4403 21 110 0.
В дополнениях к декларациям (описание товара в графе 31) указано, что вывозимый товар соответствует ГОСТ 9463-2016, ФР.1.27.2011.10631, описаны его характеристики, в том числе диаметр в вершинной (верхней) части лесоматериалов, который для части экспортируемой лесопродукции составляет 12 -14 см.
Таможней проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, продекларированных в вышеуказанных ДТ, в ходе которой установлено, что часть товаров, продекларированных Обществом в ДТ и имеющих верхний диаметр (ДВ) 12-14 см, не являются бревнами, в связи с чем не могут быть классифицированы в подсубпозиции 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
По результатам проверки Таможней составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 08.06.2021 N 10608000/213/080621/А0035, принято решение от 08.06.2021 N РКТ-10608000-21/000036Д о классификации части товара, продекларированного по спорным ДТ и имеющих верхний диаметр (ДВ) 12-14 см, в подсубпозиции 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС "прочие", облагаемые по ставке 80%, но не менее 55,2 евро за 1 м3 (в отсутствие тарифной квоты и лицензии, выданной компетентным органом) в соответствии с действовавшим в 2021 году постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства о ставках вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров N 754).
На основании принятого решения о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 21 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, 08.06.2021 Таможней приняты решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
Неверная классификация части товара декларантом повлекла доначисление таможенных пошлин в сумме 128 559,85 руб., поскольку на лесопродукцию, классифицируемую по коду 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС ("прочие"), у Общества лицензии не имелось.
Не согласившись с решениями Таможни, Общество оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что принятые Таможней решения являются законными и не нарушают права и законные интересы Общества.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судебных инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и фактических обстоятельств.
В соответствии с постановлением Правительства о ставках вывозных пошлин в отношении отдельных товаров N 754 льготная ставка таможенной пошлины 15% при экспорте лесоматериалов, классифицируемых как в подсубпозициях 4403 21 110 0 "бревна", так и в субпозиции 4403 21 190 0 "прочие", применяется только в отношении бревен или прочих лесоматериалов, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом. При несоблюдении данных условий применяется общая ставка вывозной таможенной пошлины 80 %.
Тарифная квота представляет собой льготу по уплате таможенной пошлины в отношении отдельных видов товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, которую вправе предусмотреть Правительство Российской Федерации в целях поддержки и стимулирования производителей соответствующих видов товаров.
Под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе").
Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации, льготы всегда носят адресный характер и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя; именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых они распространяются (Постановления от 21.03.1997 N 5-П, от 28.03.2000 N 5-П, Определение от 05.06.2003 N 275-О и др.).
Обязанность по подтверждению права на льготу по уплате вывозных таможенных пошлин возложена на экспортера, в связи с чем именно заявитель в данном случае должен доказать, что экспортируемый им товар вывозится в пределах квоты и полностью соответствует лицензии, выданной уполномоченным органом.
На основании пункта 1 статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. При таможенном декларировании классификация товаров не осуществляется в случае, если в соответствии с ТК ЕАЭС в таможенной декларации не подлежат указанию сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, разделом 3 которого определен порядок применения основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС).
Спорным в рамках настоящего дела является вопрос отнесения части заявленных Обществом лесоматериалов из сосны обыкновенной вида "Pinus sylvestris L.", диаметр которых в наименьшей вершинной (верхней) части лесоматериалов составляет от 12 до 14 см, к подсубпозиции 4403 21 110 0 "бревна" (ставка вывозной таможенной пошлины 15 %, поскольку у Общества имелись квота и лицензия Минпромторга на экспорт бревен, классифицируемых по данному коду) или к подсубпозиции 4403 21 190 0 "прочие" (ставка вывозной таможенной пошлины 80 %, но не менее 55.2 евро за 1 м3 ввиду отсутствия у Общества лицензии на экспорт данного вида лесопродукции).
При рассмотрении настоящего дела суды, руководствуясь ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС и Пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС, указали на то, что в соответствии с томом VI Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС в подсубпозиции 4403 21 110 0 термин "бревна" включает пиловочник, характеризующийся, в том числе диаметром не менее 15 см.
Понятия диаметр, верхний диаметр, нижний диаметр закреплены, как указали суды, в "Методике измерений объема партии круглых лесоматериалов с применением таблиц объемов при проведении таможенных операций и таможенного контроля" (рег. N ФР.1.27.2011.10631, далее - Методика).
Проанализировав положения пунктов и 3.11, 3.13, 3.20, 3.21, 3.22 Методики, суды пришли к обоснованному выводу о том, что сосна (Pinus spp.) с нижним диаметром 15 см или более, который является диаметром наибольшего поперечного сечения, подпадает как под классификационный код 4403 21 110 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС, так и под классификационный код 4403 21 190 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем диаметр наибольшего поперечного сечения не может быть признан критерием для классификации лесопродукции.
В соответствии с пунктом 225.1 действовавших в 2021 году Разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 14.01.2019 N 28 (далее - Разъяснения), критерием отнесения товара к конкретной субпозиции является диаметр наименьшего сечения. Лесоматериалы с диаметром наименьшего сечения менее 15 см не подпадают под понятие "бревно" и подлежат классификации в подсубпозиции 4403 21 190 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС ("прочие").
Указанные разъяснения, как правильно отметили суды, подтверждают обоснованность позиции таможенного органа, существовавшей на момент вынесения оспариваемых решений.
Исходя из изложенного суды правильно указали, что товар "бревна", имеющий величину диаметра не менее 15 см в любом месте (точке) поперечного сечения, подлежит классификации в подсубпозиции 4403 21 110 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС, а в подсубпозиции 4403 21 190 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС "прочие" подлежат классификации лесоматериалы с диаметром менее 15 см в любом, в том числе наименьшем диаметре поперечного сечения.
Учитывая, что часть экспортируемого заявителем товара с верхним диаметром 12-14 см не соответствует диаметру наименьшего сечения, который должен составлять не менее 15 см в любом месте (точке) поперечного сечения, суды пришли к верному выводу о том, что такой лесоматериал не может быть классифицирован в подсубпозиции 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС как "бревна", в связи с чем признали верной произведенную таможенным органом классификацию части товара в подсубпозиции 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС "прочие".
Доводы, изложенные Обществом в кассационной жалобе (в том числе относительно того, что определение характеристик товара по диаметру наибольшего поперечного сечения предусмотрено в лицензиях Минпромторга России, изменение кода не повлечет за собой изменение в описании лицензируемого товара) являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили правовую оценку и обоснованно отклонены, поскольку в данном случае лицензия N 284RU19002002922 выдана Обществу на экспорт бревен, классифицируемых по коду товара по ТН ВЭД ЕАЭС 4403 21 110 0, на что указано в графе 15 лицензии, описание товара также содержит указание на "бревна из сосны (pinus spp.) обыкновенной вида "Pinus sylvestris L." с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более".
Поскольку понятие "бревно" для целей таможенной классификации товара определяется применительно к приведенным выше нормам таможенного законодательства по диаметру наименьшего, а не наибольшего поперечного сечения, суды пришли к правильному выводу о том, что экспорт сосны обыкновенной, вида "Pinus sylvestris L." с диаметром в верхнем торце 12-14 см (согласно описанию графы 31 спорных ДТ), подлежащей классификации по иному коду - 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС, не соответствует условиям лицензии, что исключает право Общества на применение льготной ставки таможенной пошлины к товару, не поименованному в данной лицензии.
Учитывая, что неверная классификация спорного товара повлекла за собой занижение размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 128 559,85 руб., суды обоснованно отказали в удовлетворении требований Общества.
В целом доводы заявителя основаны на неправильном толковании приведенных в судебных актах норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормы материального права применены правильно к установленным обстоятельствам, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на ее подателя.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 руб. На основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная по кассационной жалобе государственная пошлина подлежит возврату ее плательщику.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 04.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-18595/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Владимир" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную за рассмотрение кассационной жалобы по платежному поручению от 28.03.2022 N 6.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.