город Тюмень |
|
1 июня 2022 г. |
Дело N А67-2535/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Крюковой Л.А.,
судей Мальцева С.Д.,
Хлебникова А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепло Плюс" на решение от 13.10.2021 Арбитражного суда Томской области (судья Кузьмин А.В.) и постановление от 25.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Аюшев Д.Н., Назаров А.В.) по делу N А67-2535/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Тепло Плюс" (634501, Томская область, город Северск, поселок Самусь, улица Пекарского, дом 27, офис 6, ОГРН 1147024000463, ИНН 7024038704) к управлению имущественных отношений администрации ЗАТО Северск (636000, Томская область, город Северск, улица Лесная, дом 11А, ОГРН 1027001686910, ИНН 7024004494) о взыскании задолженности.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации ЗАТО Северск (ОГРН 1077024000910, ИНН 7024026709), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Самусь" (ОГРН 1127024000850, ИНН 7024036048).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тепло Плюс" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к управлению имущественных отношений администрации ЗАТО Северск (далее - управление, ответчик) о взыскании 58 940 руб. основного долга за поставленную в январе, феврале 2021 года тепловую энергию, 2 347,75 руб. неустойки за период с 17.03.2021 по 12.08.2021 и 681 руб. почтовых расходов.
Исковые требования мотивированы невнесением управлением платы за отопление помещений общей площадью 610,35 м2, расположенных на четвертом и пятом этажах здания по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, поселок Самусь, улица Пекарского, дом 24 (далее - спорные помещения).
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации ЗАТО Северск, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Самусь".
Решением от 13.10.2021 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 25.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судами первой и апелляционной инстанций судебными актами, общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит следующие доводы: выводы судов о том, что спорные помещения являются жилыми, поскольку заселены гражданами, являются ошибочными и не основаны на имеющихся в деле доказательствах; свидетельством о государственной регистрации права подтверждено, что спорные помещения являются нежилыми, данный факт не оспаривался и лицами, участвующими в деле; все договоры с гражданами заключены до государственной регистрации нежилых помещений, суд не проводил выездных заседаний, не проверял фактическое проживание граждан в спорных помещениях; после вынесения обжалуемых судебных актов истец обратился в Управление Росреестра Томской области с заявлением о приведении в соответствие сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), на которое получен отказ по причине отсутствия документов об изменении назначения здания; до настоящего момента собственник здания не принял мер по проведению перерегистрации объекта, в связи с чем в его действиях имеются признаки злоупотребления правом; обжалуемые судебные акты затрагивают права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле - граждан и Управления Росреестра Томской области.
В приобщенном судом округа к материалам дела в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыве на кассационную жалобу управление возражает против доводов жалобы, указывая на их необоснованность, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах доводов, которые изложены заявителем в кассационной жалобе (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Судами установлено, что здание по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, поселок Самусь, улица Пекарского, дом 24 (далее - здание) построено в 1988 году для размещения общежития речного училища и включено в жилищный фонд. Позднее здание перешло в ведомственный жилищный фонд Самусьского судоремонтного завода, а с 2012 года помещения здания находятся в муниципальной собственности (принадлежат городскому округу ЗАТО Северск), в ЕГРН указаны в качестве нежилых помещений.
Постановлением администрации ЗАТО Северск от 21.10.2016 N 2363 обществу присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории ЗАТО Северск в системе теплоснабжения поселка Самусь.
Письмом от 14.01.2021 N 01-07 общество направило управлению проект договора на отпуск тепловой энергии в здание, который последним не подписан ввиду разногласий относительно площади помещений в здании, обязанность по содержанию которых возложена на муниципальное образование.
Поскольку в январе и феврале 2021 года общество поставляло в здание тепловую энергию, им предъявлена к оплате управлению стоимость тепловой энергии, потребленной в помещениях, в отношении которых не заключены договоры с иными владельцами.
Претензиями от 04.03.2021 N 01-106, от 29.03.2021 N 01-146 общество потребовало от управления оплатить имеющуюся задолженность за отпущенную в январе и феврале 2021 года тепловую энергию, и, после получения отказа от оплаты, обратилось в арбитражный суд с иском.
В ходе рассмотрения дела в арбитражном суде между обществом и управлением заключен договор об оказании услуг на отпуск тепловой энергии от 26.07.2021 N 11/21 (далее - договор), предметом которого является поставка тепловой энергии в часть помещений здания: в помещения подвала площадью 588,06 м2, помещения второго этажа площадью 822,60 м2, помещения третьего этажа площадью 778,60 м2, помещения четвертого и пятого этажа площадью 968,65 м2.
Стоимость тепловой энергии, отпущенной в январе-феврале 2021 года в помещения, указанные в договоре, оплачена муниципальным образованием до принятия судом первой инстанции решения.
Неоплаченной осталась стоимость ресурса, отпущенного в спорные помещения.
Судами при рассмотрении дела установлено, что помещения общей площадью 627,93 м2, расположенные на четвертом и пятом этажах здания, в период с 1998 года по 2013 заселены гражданами, переданы им по договорам социального найма для проживания и используются в качестве жилых помещений по настоящее время.
Отказывая в иске, суды двух инстанций руководствовались статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 15, 16, 17, 19, 30, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 4, 5 Жилищного кодекса Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (далее - ЖК РСФСР), пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и приложения N 3 к нему, указом Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения приватизируемых предприятий", пунктом 2 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением Совета министров РСФСР от 25.09.1985 N 415 (далее - Правила N 415), разъяснениями, изложенными в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - Постановление N 22), правовой позицией, приведенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, и исходили из отсутствия оснований для взыскания с ответчика стоимости тепловой энергии, поставленной в жилые помещения, переданные нанимателям по договорам социального найма, а также неустойки, начисленной за неисполнение обязанности по оплате.
Соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, суд округа находит их соответствующими представленным в дело доказательствам, установленным на их основе обстоятельствам спора и примененному законодательству.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Положения статьи 125 ГК РФ регламентируют участие публично-правового образования в гражданских правоотношениях через соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, действующие в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Действующее законодательство допускает участие публично-правовых образований в гражданском обороте в качестве потребителя энергетических ресурсов посредством задействования в энергетических правоотношениях имущества, принадлежащего на праве собственности публично-правовому образованию, в том числе в случае отсутствия договора энергоснабжения.
Из буквального толкования статей 214, 215 ГК РФ следует, что права публично-правового образования как собственника имущества, осуществляются органами, определяемыми согласно статье 125 ГК РФ, а состав имущества, находящегося в собственности публично-правового образования, включает в себя имущество, закрепленное за отдельными видами юридических лиц на основании ограниченных вещных прав (статьи 294, 296 ГК РФ), и казну публично-правового образования, состоящую из средств бюджета и иного имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, нанимателя или арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора.
В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Оценив представленные в материалы судебного дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, правильно распределив между сторонами бремя доказывания обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела, установив, что: здание, в котором размещены спорные помещения, построено для размещения общежития речного училища, заселено гражданами и включено в жилищный фонд до введения в действие ЖК РФ; спорные помещения переданы гражданам для проживания по договорам социального найма жилого помещения до регистрации права муниципальной собственности и в исковом периоде использовались гражданами с указанной целью.
Констатировав, что правовой режим жилых помещений обусловлен фактическим их назначением и использованием и остается для граждан неизменным, несмотря на содержащееся в ЕГРН с 2012 года описание объекта недвижимости; приняв во внимание, что доля заселенных гражданами помещений (627,93 м2) в общей площади здания превышает долю неоплаченного объема тепловой энергии, в отношении которой истцом заявлены требования к ответчику (610,35 м2), суды пришли к мотивированному выводу об отсутствии у управления обязанности по содержанию заселенных нанимателями помещений, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении иска.
Установление подобного рода обстоятельств (в части установления периода постройки здания, передачи помещений гражданам для проживания, наличия заключенных договоров социального найма и периода их заключения) является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Поддерживая выводы судов о наличии у спорных помещений статуса жилых, суд округа исходит из следующего.
Акты жилищного законодательства, к которым относятся ЖК РФ, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие (пункт 2 статьи 5, пункт 1 статьи 6 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 4 ЖК РСФСР (действовавшей в установленный судами период постройки и заселения здания) находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.
Согласно пункту 2 Правил N 415 (действовавшей в установленный судами период постройки и заселения здания) жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда предоставляются гражданам в бессрочное пользование.
Пунктом 2 Постановления N 3020-1 предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 (к числу которых относится жилой фонд), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Таким образом, установив, что здание, построенное в 1988 году для размещения общежития речного училища и включенное в жилищный фонд в соответствии с ЖК РСФСР, права на которые в дальнейшем оформлены договорами социального найма, суды пришли к правомерному выводу о целевом назначении спорных помещений как предназначенных для проживания граждан.
Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, сам по себе факт наличия в ЕГРН сведений о назначении спорных помещений как нежилых не изменяет статус данных помещений и не свидетельствует об ошибочности выводов судов.
Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление в иных формах (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
Под злоупотреблением правом понимается поведение управомоченного лица по реализации принадлежащего ему права, сопряженное с нарушением установленных в статье 10 ГК РФ пределов осуществления гражданских прав. При этом лицо совершает действия с незаконной целью или незаконными средствами, нарушая права и законные интересы других лиц и причиняя им вред или создавая соответствующие условия.
Также под злоупотреблением правом понимается ситуация, когда лицо действует в пределах предоставленных ему прав, но недозволенным образом (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2015 N 18-КГ15-181, от 01.12.2015 N 4-КГ15-54, от 14.06.2016 N 52-КГ16-4).
Заявителем в рассматриваемой ситуации не доказано и судами не установлена противоправность в поведении управления, действовавшего в ущерб интересам общества. Непринятие ответчиком мер, направленных на внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, не препятствует реализации прав обществом и не свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны управления, в связи с чем суд округа признает доводы заявителя необоснованными.
Согласно статье 288 АПК РФ и разъяснениям, содержащимся в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", нарушение или неправильное применение норм процессуального права могут послужить основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, повлекло за собой судебную ошибку существенного и непреодолимого характера (например, если обжалуемый судебный акт основан на недопустимых доказательствах (статья 68 АПК РФ), судами неправильно применены основания для освобождения от доказывания (статья 69 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Основаниями для отмены судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда в любом случае является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (пункт 4 части 4 статьи 288 АПК РФ).
По смыслу статьи 51 АПК РФ судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета судебного разбирательства либо возлагаются обязанности относительно предмета спора на это лицо.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора мотивировочные, равно как и резолютивные части оспариваемых судебных актов, не содержат выводов в отношении конкретных лиц, которые создавали бы препятствия для реализации их субъективных прав или надлежащего исполнения каких-либо обязанностей по отношению к одной из сторон спора, в связи с чем доводы кассационных жалоб в данной части также признаются судом округа необоснованными.
Суд кассационной инстанции полагает, что при рассмотрении спора судами двух инстанций в полной мере соблюдены требования статьи 71 АПК РФ, устанавливающей стандарт всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи без придания преимущественного значения одному из них (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2016 N 305-ЭС15-10323, от 05.10.2017 N 309-ЭС17-6308).
Кассационная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.10.2021 Арбитражного суда Томской области и постановление от 25.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-2535/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крюкова |
Судьи |
С.Д. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Под злоупотреблением правом понимается поведение управомоченного лица по реализации принадлежащего ему права, сопряженное с нарушением установленных в статье 10 ГК РФ пределов осуществления гражданских прав. При этом лицо совершает действия с незаконной целью или незаконными средствами, нарушая права и законные интересы других лиц и причиняя им вред или создавая соответствующие условия.
Также под злоупотреблением правом понимается ситуация, когда лицо действует в пределах предоставленных ему прав, но недозволенным образом (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2015 N 18-КГ15-181, от 01.12.2015 N 4-КГ15-54, от 14.06.2016 N 52-КГ16-4).
...
По смыслу статьи 51 АПК РФ судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета судебного разбирательства либо возлагаются обязанности относительно предмета спора на это лицо.
...
Суд кассационной инстанции полагает, что при рассмотрении спора судами двух инстанций в полной мере соблюдены требования статьи 71 АПК РФ, устанавливающей стандарт всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи без придания преимущественного значения одному из них (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2016 N 305-ЭС15-10323, от 05.10.2017 N 309-ЭС17-6308)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июня 2022 г. N Ф04-1988/22 по делу N А67-2535/2021