г. Тюмень |
|
7 июня 2022 г. |
Дело N А45-7451/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Буровой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Доверие" на решение от 27.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 20.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Фертиков М.А., Киреева О.Ю., Сорокина Е.А.) по делу N А45-7451/2021 по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области (630099, г. Новосибирск, проспект Красный, 42А; ОГРН 1025402475020, ИНН 5406019019) к обществу с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Доверие" (633456, Новосибирская обл., Тогучинский р-н, г. Тогучин, ул. Островского, 27, офис 03;
ОГРН 1165476059539, ИНН 5438000437) о взыскании бюджетных средств, использованных не по целевому назначению.
Суд установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Доверие" (далее - Общество, медицинская организация, ответчик) о взыскании 343 297,37 руб. средств бюджета обязательного медицинского страхования (ОМС), в том числе за 2019 год в сумме 228 494,14 руб., за период с 01.01.2020 по 09.12.2020 в сумме 114 803,23 руб., использованных не по целевому назначению, а также 34 329,74 руб. штрафа.
Решением от 27.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 20.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
В связи с прекращением Обществом деятельности в рамках ОМС с 01.01.2021 (ликвидация юридического лица) на основании приказа Фонда от 02.12.2020 N 294 в период с 09.12.2020 по 18.12.2020 в отношении медицинской организации проведена комплексная проверка по вопросу контроля за деятельностью за период с 01.01.2019 по состоянию на момент проверки.
С приказом о проведении комплексной проверки директор Общества ознакомлен 04.12.2020.
09.12.2020 при проверке фактического нахождения Общества установлено, что по заявленному адресу (Новосибирская область, Тогучинский район, г. Тогучин, ул. Островского, 25) расположен "Бизнес-центр", где Общество по состоянию на 09.12.2020 деятельность не осуществляет.
В рамках проведения проверки в адрес Общества выставлен запрос на представление документов и информации, необходимых для проведения контрольного мероприятия.
В установленный в запросе срок (10.12.2020) и в ходе контрольных мероприятий запрашиваемые документы на проверку представлены не были, о чем Фондом составлен акт от 10.12.2020 о факте непредставления документов (информации, материалов), запрошенных при проведении выездной проверки.
Директор Общества 10.12.2020 от получения данного акта и его подписи отказался.
10.12.2020 акт направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на юридический адрес Общества (633456, Новосибирская область, Тогучинский район, г. Тогучин, ул. Островского, 27) и получен 14.12.2020 согласно уведомлению о вручении.
Ввиду непредставления запрошенных документов оказалось невозможным проверить обоснованность получения медицинской организацией средств на оплату медицинской помощи по ОМС, организацию и состояние расчетов между медицинской организацией и страховыми медицинскими организациями; наличие и достоверность данных персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, передаваемых Обществом в ТФОМС и страховые медицинские организации; использование средств ОМС в соответствии со структурой тарифа на оплату медицинской помощи в части отражения операций по учету средств ОМС на лицевом счете и через кассу медицинской организации, а также наличие раздельного учета по операциям со средствами ОМС; правильность начисления и выплаты заработной платы в соответствии с установленными должностными окладами и фактически отработанным временем, обоснованность выплат различных надбавок и доплат за совмещение профессий и должностей, компенсационных выплат, стимулирующих выплат; своевременность уплаты страховых взносов; законность проведения банковских операций по заключенным договорам, контрактам, соблюдение сроков поставки и оплаты, соответствие сумм, указанных в договорах, фактически произведенным расходам; своевременность, полноту и правильность оприходования и списания лекарственных средств и расходных материалов; наличие раздельного учета медикаментов и расходных материалов, приобретенных за счет средств ОМС; инвентаризации имущества и финансовых обязательств; наличие, продолжительность и размер дебиторской и кредиторской задолженности, своевременность взыскания дебиторской задолженности и погашение кредиторской задолженности; обоснованность расходов за счет средств ОМС, произведенных Обществом в проверяемом периоде на содержание медицинской организации.
В то же время в ходе проверки Фондом установлено, что финансирование, фактически поступившее Обществу в проверяемом периоде из страховых медицинских организаций за выполнение объемов первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в рамках ОМС, составило 343 297,37 руб. (в том числе в 2019 году - 228 494,14 руб., в период с 01.01.2020 по 09.12.2020 в сумме 114 803,23 руб.).
Поскольку Обществом документы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, в том числе подтверждающие расходование в проверяемом периоде средств ОМС в сумме 343 297,37 руб., не представлены, Фонд пришел к выводу, что медицинской организацией не подтверждено соблюдение обязанности, установленной пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Расходование средств ОМС при отсутствии подтверждающих документов в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктом 3.2 Тарифного соглашения в системе ОМС Новосибирской области от 29.12.2018, от 28.01.2020 признано Фондом нецелевым использованием средств ОМС.
Сумма нецелевого использования средств ОМС составила 343 297,37 руб., в связи с чем согласно статье 39 Закона N 326-ФЗ Общество обязано уплатить штраф в размере 34 329,74 руб., что составляет 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Фонда в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами статей 147, 157, 306.4 БК РФ, статей 34, 40 Закона N 326-ФЗ, Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение N 73), пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Фонда в полном объеме.
Фактические обстоятельства нецелевого расходования ответчиком средств ОМС и законность начисления штрафных санкций кассатором не опровергнуты; признанный судами верным расчет не оспорен.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчик не является участником бюджетных отношений, не могут быть приняты в силу следующего.
Положения части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ свидетельствуют о том, что средства ОМС, получаемые медицинскими организациями за оказанную медицинскую помощь в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, являются целевыми.
В соответствии со статьей 10 БК РФ бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закреплен в статьях 28, 38 БК РФ, согласно которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Разрешая настоящее дело, суды обосновано отклонили ссылки Общества на положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля", о незаконности проведения проверки, об установленном в спорный период моратории на проведение плановых проверок, поскольку порядок организации и проведения проверок по использованию средств ОМС медицинскими организациями регулируется Законом N 326-ФЗ и Положением N 73, при этом Фондом проводилась не плановая проверка, а проверка в связи с прекращением Обществом деятельности в рамках ОМС с 01.01.2021 (ликвидация юридического лица).
Доводы Общества о том, что все полученные средства были использованы по целевому назначению, медицинская помощь гражданам оказывалась ответчиком за счет собственных и заемных средств, получили оценку судов и были отклонены, как документально неподтвержденные. Суд первой инстанции дал оценку представленным Обществом в ходе рассмотрения дела документам (в том числе платежным поручениям, договорам, отчетности); представленные доказательства были оценены критически, учитывая, что они содержат бессистемные, разрозненные данные о хозяйственной деятельности ответчика, не заменяют и не восполняют данные, которые следовало представить в ходе проведения проверки.
Доводы Общества о том, что акт комплексной проверки Фонда от 18.12.2020 N 05-08-61 получен (составлен) с нарушением действующего законодательства, в связи с чем не может являться надлежащим доказательством, не нашли своего документального подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Поскольку установленные судами обстоятельства кассатором не опровергнуты;
в материалы дела не представлено в порядке статей 67, 68 АПК РФ надлежащих доказательств того, что взыскиваемые денежные средства были использованы по целевому назначению, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 20.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-7451/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закреплен в статьях 28, 38 БК РФ, согласно которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Разрешая настоящее дело, суды обосновано отклонили ссылки Общества на положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля", о незаконности проведения проверки, об установленном в спорный период моратории на проведение плановых проверок, поскольку порядок организации и проведения проверок по использованию средств ОМС медицинскими организациями регулируется Законом N 326-ФЗ и Положением N 73, при этом Фондом проводилась не плановая проверка, а проверка в связи с прекращением Обществом деятельности в рамках ОМС с 01.01.2021 (ликвидация юридического лица)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июня 2022 г. N Ф04-2436/22 по делу N А45-7451/2021