г. Тюмень |
|
7 июня 2022 г. |
Дело N А46-13831/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи, видеоконференц-связи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу казенного учреждения Омской области "Центр занятости населения Одесского района" на решение от 09.12.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 01.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-13831/2021 по заявлению казенного учреждения Омской области "Центр занятости населения Одесского района" (646860, Омская область, Одесский район, село Одесское, улица Ленина, дом 41, ОГРН 1025501830067, ИНН 5526004127) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Интернациональная, дом 41, ОГРН 1045504034840, ИНН 5503084944) об оспаривании ненормативного правового акта.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Ляпустина Н.С.) в заседании участвовали представители Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Травин Д.С. по доверенности от 29.12.2021, Пахомов А.В. по доверенности от 22.12.2021.
Посредством системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовал руководитель казенного учреждения Омской области "Центр занятости населения Одесского района" - Кобец С.В. на основании распоряжения от 21.09.2020.
Суд установил:
казенное учреждение Омской области "Центр занятости населения Одесского района" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - управление, административный орган) от 06.05.2021 N 1/ГО.
Решением от 09.12.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 01.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявленное им требование.
По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание выдано ненадлежащему субъекту и не может быть исполнено учреждением; судами не учтено, что учреждение не является правообладателем спорного подвального помещения.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 07.08.2003 N 173-РК с баланса Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Омской области передано и закреплено на праве оперативного управления за учреждением административное здание общей площадью 628,4 кв.м., расположенное по адресу: Омская область, село Одесское, улица Ленина, дом 41 (далее - административное здание). Впоследствии в связи с допущенной арифметической ошибкой площадь данного здания изменена на 611,7 кв.м. (справка от 22.08.2006 N 291; свидетельство от 08.09.2003 серия 55АВ N 31047).
Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 04.04.2012 N 454-К изъяты из оперативного управления учреждения и закреплены на праве оперативного управления за Управлением Министерства труда и социального развития по Одесскому району Омской области нежилые помещения (номера на поэтажном плане N 18-28), общей площадью 135,2 кв.м., находящиеся на первом этаже административного здания.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 12.11.2012 N 2052-К изъяты из оперативного управления учреждения и закреплены на праве оперативного управления за бюджетным учреждением Омской области "Центр социального обслуживания Одесского района" нежилые помещения (номера на поэтажном плане N 3-10), общей площадью 111,3 кв.м., находящихся на первом этаже административного здания.
На подвальное помещение административного здания 25.04.1988 оформлен паспорт противорадиационного укрытия (далее - ПРУ), введенного в эксплуатацию приемочной комиссией Одесского райисполкома, из которого следует, что ПРУ встроено в здание 2-х этажей, в мирное время подлежит использованию как хозяйственный склад, его вместимость составляет 100 человек, оборудовано системой отопления, энергоснабжения, водоснабжения, канализацией. Данному ПРУ присвоен инвентарный номер 75974 (689-56), что подтверждается выписками из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО).
Управлением на основании распоряжения от 09.04.2021 N 1/ГО проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что учреждением не проводятся мероприятия по подготовке ЗС ГО (ПРУ инвентарный N 75974) в готовность к приему укрываемых, не осуществляется его поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию.
По результатам проверки управлением составлен акт от 06.05.2021 N 1/ГО и выдано предписание от 06.05.2021 N 1/ГО, обязывающее учреждение в срок не позднее 16.05.2022 устранить нарушения части 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ), пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - Постановление N 1309), пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение N 687), Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583).
Не согласившись с указанным предписанием, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у административного органа правовых оснований для выдачи учреждению оспариваемого предписания, поэтому отказали в признании его недействительным.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункта 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Для укрытия населения используются имеющиеся ЗС ГО и (или) приспосабливаются под ЗС ГО в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены (пункт 4 Постановления N 1309).
В соответствии с пунктом 10 Постановления N 1309, пунктом 16.4 Положения N 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и осуществляют техническое обслуживание ЗС ГО.
Согласно пункту 1.2 Правил N 583 требования данных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ).
Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствии, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО (пункт 2.1 Правил N 583).
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (пункт 2.2 Правил N 583).
В силу пунктов 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583 организации, на учете которых находятся защитные сооружения, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III названных Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V данных Правил). В организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в 2003 году учреждению в оперативное управление передано полностью административное здание, подвальное помещение у учреждения не изымалось.
То обстоятельство, что при составлении технической документации данное подвальное помещение не включено в общую площадь здания, не может освобождать учреждение от выполнения обязанностей, связанных с содержанием ЗС ГО.
При этом судами обоснованно отмечено, что факт осведомленности учреждения о наличии у подвала статуса ЗС ГО (нахождении его в ведении у учреждения) подтверждает оформленный (представленный в материалы дела) паспорт ПРУ, расположенного по адресу: Омская область, село Одесское, улица Ленина, 41 (соответствующий адрес хотя в паспорте не указан, но подлежит установлению на основании инвентарных номеров объекта - 689-56 (на территории Омской области), 75974 (в реестре МЧС России), выписки из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, результаты проведенных инвентаризаций (акт инвентаризации от 21.08.2018), план гражданской обороны.
Несоблюдение требований части 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункта 10 Постановления N 1309, пункта 16.4 Положения N 687, Правил N 583 подтверждены материалами дела и подателем жалобы по существу не оспариваются.
При таких обстоятельствах арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи учреждению оспариваемого предписания.
Вопреки доводам учреждения оспариваемое предписание является исполнимым, содержит информацию о выявленных нарушениях со ссылкой на нормативные правовые акты, положения которых не соблюдены, сроки устранения данных нарушений, указание на возможный способ устранения допущенных нарушений. Кроме того, учреждение вправе выбрать иной, приемлемый для него и соответствующий действующему законодательству механизм исполнения предписания, в том числе путем снятия с учета ПРУ N 75974.
С учетом изложенного суды правомерно отказали учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная им оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.12.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 01.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13831/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583 организации, на учете которых находятся защитные сооружения, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III названных Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V данных Правил). В организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.
...
Несоблюдение требований части 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункта 10 Постановления N 1309, пункта 16.4 Положения N 687, Правил N 583 подтверждены материалами дела и подателем жалобы по существу не оспариваются."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июня 2022 г. N Ф04-2566/22 по делу N А46-13831/2021