г. Тюмень |
|
8 июня 2022 г. |
Дело N А70-14065/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента недропользования и экологии Тюменской области на постановление от 15.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Котляров Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-14065/2021 Арбитражного суда Тюменской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дюна" (644042, Омская область, город Омск, проспект Карла Маркса, 36, 1, 5, ОГРН 1047200039149, ИНН 7205013363) к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (625004, Тюменская область, город Тюмень, улица Володарского, дом 45, ОГРН 1057200722061, ИНН 7202137635) о признании недействительным приказа от 18.06.2021 N 814-ОД.
В заседании приняли участие представители:
от Департамента недропользования и экологии Тюменской области - Багдасарян Н.А. по доверенности от 10.01.2022;
от общества с ограниченной ответственностью "Дюна" - Хохлов Ю.А. по доверенности от 27.11.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дюна" (далее - общество, ООО "Дюна") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (далее - административный орган, департамент) о признании незаконным приказа от 18.06.2021 N 0814-ОД "Об отказе в приеме заявки на внесение изменений в лицензию ТЮМ 86139 ТР.
Решением от 26.10.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О. В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 15.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, срок подготовки и согласования технического проекта является существенным условием лицензии, известным обществу до принятия решения об участии в аукционе и не подлежащим изменению после ее выдачи.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведенного аукциона 30.12.2019 обществом получена лицензия серии ТЮМ 86139 ТР (далее - лицензия) с целевым назначением и видами работ - на геологическое изучение, разведку и добычу глины на участке недр местного значения "Таловский", который расположен в 2,0 км севернее деревни Таловка Ишимского района Тюменской области (далее - участок недр).
В силу пункта 3.2 условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии) (далее - условия) владелец лицензии в соответствии с частью 4 статьи 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) обязан разработать, получить положительное заключение государственной экспертизы и утвердить проектную документацию на проведение работ по геологическому изучению и разведке общераспространенных полезных ископаемых; в проекте предусмотреть проведение инженерно-экологических изысканий по оценке биологического разнообразия территории на предмет обитания на ней животных и произрастания растений и грибов, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Тюменской области.
Пунктом 3.3 условий предусмотрена обязанность проведения оценки территории на предмет наличия редких видов растений, животных и других организмов непосредственно в границах земельного (лесного) участка, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно пункту 3.8 условий владелец лицензии должен обеспечить подготовку и согласование в установленном законодательством порядке технического проекта разработки участка недр с утвержденными запасами не позднее 18 месяцев со дня государственной регистрации лицензии.
Обществом 23.09.2020 представлены департаменту материалы оценки территории на предмет наличия редких видов растений, животных и других организмов.
Департамент 20.10.2020 отклонил представленный обществом отчет по научной исследовательской работе в области изучения животного и растительного мира, поскольку исследования проведены только в июле, тогда как должны были быть проведены в период с мая по сентябрь; отсутствовали пробные площадки в части растительных сообществ; допущены неточности при описании орнитофауны.
Общество 31.05.2021 обратилось в департамент с просьбой продлить срок для согласования технического проекта разработки участка недр в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в связи с установлением особого противопожарного режима, что препятствует исследованию биологического разнообразия редких видов растений.
Приказом от 18.06.2021 N 814-ОД обществу было отказано в приеме заявки на внесение изменений в лицензию в части продления срока подготовки и согласования технического проекта разработки участка недр в связи с тем, что изменение условий лицензии на пользование недрами в рассматриваемом случае является фактическим изменением предмета аукциона после его завершения; внесение изменений в лицензию, полученную по результатам аукциона, в части продления срока подготовки и согласования технического проекта разработки участка недр не предусмотрено пунктом 11.2 Приложения N 2 к постановлению Правительства Тюменской области от 18.03.2016 N 93-п (далее - Постановление N 93-п).
Не согласившись с приказом департамента, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого приказа требованиям действующего законодательства.
Отменяя решение от 26.10.2021 Арбитражного суда Тюменской области и удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции исходил из допустимости внесения изменений в выданную обществом лицензию, поскольку такие изменения не влияют на ее условия, имевшие существенное значение для определения цены на аукционе.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Статьей 1.2 Закона о недрах закреплено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся, в том числе участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Основанием предоставления права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (абзац 2 пункта 6 Закона о недрах в редакции, действовавшей в спорный период).
Согласно статье 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должна содержать сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии со статьями 10.1, 18 Закона о недрах, статьей 3 Закона Тюменской области от 06.10.2005 N 402 "О недропользовании", Постановлением N 93-п утвержден порядок предоставления в пользование участков недр местного значения в Тюменской области.
Согласно пункту 11.2.1 приложения N 2 к Постановлению N 93-п внесение изменений в лицензию, полученную по результатам аукциона (конкурса), не допускается, за исключением: установления балансовых запасов полезных ископаемых и ограничения по глубине разработки по результатам проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (подпункт 11.2.1); исправления технической ошибки (описки, опечатки, грамматической или арифметической ошибки, либо подобной ошибки), допущенной при оформлении лицензии, в том числе в сведениях о границах и адресном описании участков недр (подпункт 11.2.2); изменения годовых объемов добычи полезных ископаемых, если данная возможность предусмотрена условиями лицензии (подпункт 11.2.3); по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством (подпункт 11.2.4); по иным основаниям, если изменение лицензии не повлияет на ее условия, имевшие существенное значение для определения цены на аукционе (подпункт 11.2.5).
По результатам рассмотрения заявки на внесение изменений в лицензию уполномоченный орган осуществляет оформление, государственную регистрацию и выдачу дополнения к лицензии на пользование недрами (пункт 12.7 приложения N 2 к Постановлению N 93-п) либо отказывает в приеме заявки (пункт 12.5 приложения N 2 к Постановлению N 93-п).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводам, что срок подготовки и согласования технического проекта не имел существенного значения для определения цены аукциона, а приведенные в оспариваемом приказе основания для отказа в приеме заявки на внесение изменений в лицензию не соответствуют действующему правовому регулированию, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленное требование.
Доводы департамента, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 15.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-14065/2021 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 1.2 Закона о недрах закреплено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся, в том числе участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
...
Согласно статье 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должна содержать сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).
...
В соответствии со статьями 10.1, 18 Закона о недрах, статьей 3 Закона Тюменской области от 06.10.2005 N 402 "О недропользовании", Постановлением N 93-п утвержден порядок предоставления в пользование участков недр местного значения в Тюменской области."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июня 2022 г. N Ф04-2097/22 по делу N А70-14065/2021