г. Тюмень |
|
21 июня 2022 г. |
Дело N А46-17928/2021 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Дружининой Ю.Ф. рассмотрел кассационную жалобу муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" на решение от 12.01.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 21.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-17928/2021 по заявлению муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" (644116, город Омск, улица 24-я Северная, дом 125А, ОГРН 1025500609200, ИНН 5501016762) к Административной комиссии Ленинского административного округа города Омска (644099, город Омск, улица Гагарина, дом 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259; 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1, кабинет 244) об отмене постановления от 15.09.2021 N 05-02-1299-21.
Суд установил:
муниципальное предприятие города Омска "Тепловая компания" (далее - предприятие, МП "Тепловая компания") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Ленинского административного круга города Омска (далее - административный орган, комиссия) от 15.09.2021 N 05-02-1299-21 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 39 Кодекса Омской области об административных правонарушениях (далее - КоАП Омской области), в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением от 12.01.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 21.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприятие просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленное им требование.
По мнению подателя жалобы, осуществление аварийно-восстановительных работ не подпадает под действие статей 176 и 258.2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 (далее - Правила благоустройства) и не требует получения ордера; в рассматриваемом случае предприятие нарушило требования статей 201 и 202 Правил благоустройства; поскольку работы по восстановлению благоустройства не завершены, акт работ, выполненных без ордера, не может быть оформлен.
В отзыве на кассационную жалобу комиссия просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
В силу части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, основанием для составления 09.08.2021 N 05-02-1299-21 в отношении МП "Тепловая компания" протокола об административном правонарушении и вынесения комиссией постановления от 15.09.2021 N 05-02-1299-21 послужил выявленный должностным лицом комиссии факт невыполнения предприятием требований статьи 176, статьи 258.2 Правил благоустройства.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии предприятия состава вменяемого правонарушения, а также об отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности и оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Пунктом 1 статьи 39 КоАП Омской области предусмотрена ответственность за нарушение установленного органами местного самоуправления Омской области порядка проведения земляных, ремонтных, аварийно-восстановительных работ, в том числе непринятие или несвоевременное принятие мер по восстановлению элементов благоустройства (дорог и тротуаров с усовершенствованным покрытием, участков территории с грунтовым покрытием), нарушенного в результате проведения указанных работ, а равно восстановление нарушенных элементов благоустройства без соблюдения нормативных требований, если ответственность за данное правонарушение не предусмотрена федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 39 КоАП Омской области повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 руб. до 100 000 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 176 Правил благоустройства на основании ордера на производство работ, выданного специально уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляются земляные работы, связанные с прокладкой, капитальным ремонтом, ремонтом, демонтажом подземных и наземных инженерных коммуникаций, установкой, ремонтом, демонтажом опор освещения и контактной сети, связи, линии электропередач.
В силу положений статьи 258.2 Правил благоустройства в случае проведения работ, предусмотренных пунктами 1, 3, 6, 7, 9, 11 статьи 176, пунктами 1, 4 статьи 211 данных Правил, без получения в установленном порядке ордера на производство работ заказчик обязан оформить в специально уполномоченном структурном подразделении Администрации города Омска акт работ, выполненных без ордера на производство работ.
Перед началом производства аварийно-восстановительных работ по ликвидации аварий, произошедших на подземных или наземных инженерных сетях (коммуникациях), заказчик данных работ в обязательном порядке сообщает телефонограммой специально уполномоченному структурному подразделению Администрации города Омска о месте проведения работ, сроках их выполнения, инженерных сетях (коммуникациях), на которых произошла авария, примерном объеме и виде нарушаемых элементов благоустройства (статья 201 Правил благоустройства).
Согласно статье 202 Правил благоустройства при производстве аварийно-восстановительных работ заказчик обязан:
- в течение 7 рабочих дней после начала проведения работ восстановить в полном объеме нарушенные элементы благоустройства и сдать объект по акту представителю специально уполномоченного структурного подразделения Администрации города Омска;
- в течение суток после засыпки траншей, котлованов, ям, канав восстановить покрытие проезжей части улиц и автомобильных дорог в местах интенсивного движения транспорта.
При невозможности выполнения работ по восстановлению нарушенных элементов благоустройства в течение 7 рабочих дней в связи с низкими температурами заказчик обязан:
1) в течение 7 рабочих дней после начала проведения аварийно-восстановительных работ:
- направить в специально уполномоченное структурное подразделение Администрации города Омска письменное уведомление о приостановлении работ по восстановлению нарушенных элементов благоустройства;
- выполнить планировку грунта на участке работ на улицах, автомобильных дорогах и тротуарах с усовершенствованным покрытием с подсыпкой песка и щебня и сдать объект по акту представителю специально уполномоченного структурного подразделения Администрации города Омска;
2) восстановить в полном объеме нарушенные элементы благоустройства, и сдать объект по акту, согласованному с лицами, отвечающими за уборку и содержание проезжей части дорог, представителю специально уполномоченного структурного подразделения Администрации города Омска:
- не позднее 1 июня текущего года - в случае проведения работ в первом квартале текущего года;
- не позднее 1 июня года, следующего за годом проведения работ, - в случае выполнения работ в четвертом квартале текущего года.
В случае невыполнения в течение 7 рабочих дней аварийно-восстановительных работ в полном объеме по причинам, не связанным с низкими температурами, дальнейшие работы выполняются на основании ордера, который заказчик обязан получить в течение 7 рабочих дней с момента окончания срока, установленного частью 1 статьи 202 Правил благоустройства для восстановления нарушенных элементов благоустройства при проведении аварийно-восстановительных работ (статья 203 Правил благоустройства).
Из материалов дела следует, что предприятием проведен аварийный ремонт участка подземных тепловых сетей по адресу: город Омск, улица Карбышева, дом 17 (телефонограмма 16.04.2019 N 624/АЛАО); в течение 7 рабочих дней после начала проведения аварийно-восстановительных работ восстановление нарушенных элементов благоустройства не выполнено, о невозможности завершения восстановительных работ предприятие не сообщило; ордер на производство работ в соответствии с требованиями статьи 203 Правил благоустройства не получило; по состоянию на 03.08.2021 11 час. 00 мин. восстановительные работы не проведены, результат работ (объект) по акту не сдан; ранее предприятие привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения (постановление по делу об административном правонарушении от 15.09.2020 N 01-02-1888-20).
Поскольку МП "Тепловая компания" не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на надлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него Правилами благоустройства, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава вменяемого административного правонарушения.
Срок давности и порядок привлечения предприятия к административной ответственности комиссией соблюдены. Административное наказание назначено предприятию в пределах, установленных санкцией пунктом 2 статьи 39 КоАП Омской области. Оснований для применения положений статьей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ не установлено.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали МП "Тепловая компания" удовлетворении требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления комиссии.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд округа не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.01.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 21.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-17928/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Дружининой Ю.Ф. рассмотрел кассационную жалобу муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" на решение от 12.01.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 21.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-17928/2021 по заявлению муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" (644116, город Омск, улица 24-я Северная, дом 125А, ОГРН 1025500609200, ИНН 5501016762) к Административной комиссии Ленинского административного округа города Омска (644099, город Омск, улица Гагарина, дом 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259; 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1, кабинет 244) об отмене постановления от 15.09.2021 N 05-02-1299-21.
...
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии предприятия состава вменяемого правонарушения, а также об отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности и оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ.
...
Срок давности и порядок привлечения предприятия к административной ответственности комиссией соблюдены. Административное наказание назначено предприятию в пределах, установленных санкцией пунктом 2 статьи 39 КоАП Омской области. Оснований для применения положений статьей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ не установлено."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июня 2022 г. N Ф04-2266/22 по делу N А46-17928/2021