г. Тюмень |
|
20 июня 2022 г. |
Дело N А45-13116/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Серковой Л.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 05.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Векшенков Д.В.) по делу N А45-13116/2021 по заявлению акционерного общества "Полигон" (634006, Томская область, город Томск, улица Железнодорожная, дом 3, ОГРН 1027000902752, ИНН 7020031715) к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Каменская, дом 74, ОГРН 1045402505268, ИНН 5406290571) о признании незаконным решения от 11.02.2021 N ОД-13-07/1640.
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции в судебном заседании принял участие представитель Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Матюшкина С.Ю. по доверенности от 10.01.2022.
Суд установил:
акционерное общество "Полигон" (далее - АО "Полигон", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, Росприроднадзор) от 11.02.2021 N ОД-13-07/1640.
Решением от 05.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы.
Определением от 04.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба возвращена управлению на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с отказом в восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, судом сделан ошибочный вывод об отсутствии у управления оснований для вынесения оспариваемого решения; наблюдение за состоянием атмосферного воздуха в 2020 году проводилось обществом только по четырем загрязняющим веществам; сравнение концентраций иных загрязняющих веществ, выброс которых в атмосферный воздух происходит при эксплуатации спорного объекта (статистическая отчетность по форме N 2-ТП (воздух) за 2020 год), с фоновыми значениями соответствующих показателей, не проведено; судом не учтено, что на момент вынесения оспариваемого решения общество не имело утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; протоколы измерений атмосферного воздуха не являются достоверными; периодичность контроля подземных вод, установленная программой мониторинга, не соответствует требованиям пункта 5.6 "СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5. Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.07.2001 (далее - СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5.); мониторинг содержания бария в водном объекте (ручей Падун) и почве обществом не проводился; отбор проб почвы при проведении мониторинга выполнен не на границе земельного участка в нарушение подпункта "а" пункта 4 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467 (далее - Положение N 467); отчет не содержит сведений, предусмотренных пунктами 26, 27 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологи Российской Федерации от 04.03.2016 N 66 (далее - Порядок N 66).
В отзыве на кассационную жалобу и дополнениях к нему АО "Полигон" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании статьи 18 АПК РФ по делу произведена замена судьи Черноусовой О.Ю. в связи с ее нахождением в ежегодном отпуске на судью Дружинину Ю.Ф., кассационная жалоба рассмотрена сначала.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее (с учетом дополнений) и выступлении в судебном заседании представителя управления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, АО "Полигон" является держателем лицензии N 054 00025/П от 10.03.2011 на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности и владеет объектом размещения (захоронения) отходов "Полигон токсичных промышленных отходов" (присвоенный адрес: город Томск, Кузовлевский тракт, 2/3), который внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (N 70-00085-З-00164-270215), поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (код объекта в реестре 69-0170-001197- П), с присвоением 1 категории.
С целью подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов общество 15.01.2021 представило в управление отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2020 год.
По итогам рассмотрения отчета управление на основании подпункта "а" пункта 11 Положения N 467 приняло решение от 11.02.2021 N ОД-13-07/1640 о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду (отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду).
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии у управления оснований для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 7).
В соответствии с указанной нормой порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду установлен Положением N 467.
Пунктом 2 данного Положения определено, что исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона N 89-ФЗ.
Обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ (пункт 3 Положения N 467).
Лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее - отчет), который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (пункт 6 Положения N 467).
Пунктом 11 Положения N 467 установлен перечень оснований для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов: а) отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; б) превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды; в) несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от объекта размещения отходов (пункт 11 Положения N 467).
Как следует из материалов дела, основанием для принятия управлением оспариваемого решения со ссылкой на подпункт "а" пункта 11 Положения N 467 послужили выводы о том, что размещение на спорном объекте отходов I-V классов опасности уже подтверждает факт негативного воздействия на окружающую среду;
в отчете (таблица 3.1.2) представлены результаты наблюдений за состоянием атмосферного воздуха только по четырем загрязняющим веществам (диоксиду азота, взвешенным веществам, сернистому ангидриду, формальдегиду), при этом выбросы в атмосферный воздух происходят по семнадцати загрязняющим веществам; отчет не содержит данных по концентрациям в поверхностных и в подземных водах бария;
в составе отчета отсутствует информация (обоснование) о выборе ограниченного перечня веществ по которым ведется мониторинг; ни одни из представленных протоколов лабораторных исследований не показал достоверные значения по концентрациям загрязняющих веществ.
В период до 01.01.2021 требования к организации и осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния, а также требования к оформлению и представлению полученных результатов были установлены Порядком N 66.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, которая утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов.
Программа мониторинга разрабатывается на основе имеющихся данных о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; при этом, по усмотрению лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, могут быть использованы: имеющиеся у лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; материалы, ранее проведенных обследований окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (пункт 10).
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 66 программа мониторинга включает, в том числе раздел "обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду".
В данном разделе приводятся данные о фоновом состоянии и загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира (при необходимости), а также природных объектов в районе расположения объекта размещения отходов; данные, характеризующие потенциальное и непосредственное воздействие объектов размещения отходов на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир (при необходимости), а также отдельные экологические системы и природные ландшафты в районе расположения объекта размещения отходов.
На основании сравнительной оценки вышеуказанных данных делается вывод о проведении наблюдений за конкретными компонентами природной среды и природными объектами на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (пункт 16 Порядка N 66).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается участвующими в деле лицами, что АО "Полигон" разработана (утверждена 15.12.2016) и направлена в управление в уведомительном порядке программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; данная программа содержит раздел 5 "Обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" и раздел 6 "Обоснование выбора наблюдаемых показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений", согласно которым наблюдения проводятся: в отношении атмосферного воздуха - 1 раз в квартал, по загрязняющим веществам - диоксид азота, взвешенные вещества, сернистый ангидрид, формальдегид; в отношении подземных вод (скважины N N 6, 12) - 2 раза в год, по загрязняющим веществам - химическое потребление кислорода (ХПК), хлориды, хром, ртуть, сульфаты, барий; в отношении поверхностных вод (ручей Падун) - 2 раза в год, по загрязняющим веществам - ХПК, хлориды, хром, ртуть, барий; в отношении почвы, растительного и животного мира - один раз в год, по загрязняющим веществам - хром, ртуть; раздел 5 программы мониторинга составлен на основании проектной документации объекта размещения отходов, прошедшей и получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы от 11.05.1993 N 68, и содержит сведения о мониторинговых наблюдениях на полигоне начиная с 1991 года.
Приложением 3 к программе мониторинга (План-график контроля качества атмосферного воздуха в зоне влияния АО "Полигон"), согласованным с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, установлен контроль качества атмосферного воздуха по четырем загрязняющим веществам (диоксид азота, взвешенные вещества, сернистый ангидрид, формальдегид) и определены точки отбора - наветренная сторона (Т2 - технологическая дорога ООО "Томскнефтехим"), подветренная сторона (Т1 - автодорога на городские очистные сооружения).
Таким образом, вопреки доводам управления, обоснование выбора ограниченного перечня веществ, по которым ведется мониторинг, содержится в программе мониторинга.
Пунктами 22-29 Порядка N 66 предусмотрены состав и содержание отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга и включать следующие разделы: сведения об объекте размещения отходов; сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды; список использованных источников; приложения (пункт 22 Порядка N 66).
Судом первой инстанции установлено, что отчет о результатах мониторинга, представленный обществом, соответствует разработанной программе мониторинга и содержит все разделы, предусмотренные Порядком N 66, в том числе результаты инструментальных измерений; наблюдения за состоянием окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду в 2020 году проводились с привлечением испытательных лабораторий - общества с ограниченной ответственностью "Санитарно-гигиеническая компания" (аттестат аккредитации RA.RU.21ЭМ03), общества с ограниченной ответственностью "Уральский центр охраны труда и экологии" (аттестат аккредитации RA.RU.21ЭТ32).
Вопреки позиции управления отчет содержит сведения, предусмотренные пунктами 26, 27 Порядка N 66, а именно: раздел 4 "Обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду", раздел 5 "Оценка изменений состояния окружающей среды" и подраздел 5.2 "Осуществляемые и планируемые меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды".
При этом в разделе 4.2 отчета приведены результаты сравнительной оценки изменений качества окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов; согласно подразделу 4.2.1 отчета в 2020 году показатели качества атмосферного воздуха соответствуют гигиеническим нормативам по всем наблюдаемым компонентам, а также контрольные показатели (с подветренной стороны) не превышают фоновые значения (с наветренной стороны) и фоновые значения, определенные по результатам государственного мониторинга за концентрациями загрязняющих веществ в районе размещения объекта (справка федерального государственного бюджетного учреждения "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 16.08.2018 N 08-07-118/492); согласно подразделу 4.2.2 анализ наблюдений за состоянием и загрязнением состояния окружающей среды по исследуемым показателям качества поверхностных водных объектов, проводимый по двум точкам - ручей Падун, наблюдательный пункт выше объекта размещения отходов (фоновый показатель) и ниже (контрольный показатель) по течению, показал, что превышений предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) и гигиенических требований к охране водных объектов ни по одному из контролируемых веществ не наблюдается; согласно подразделу 4.2.3 анализ наблюдений за состоянием и загрязнениям подземных вод в зоне воздействия объекта размещения отходов, проводимый на первом от земной поверхности водоносном горизонте (скважины федосовской свиты NN 6, 12 выше и ниже по потоку грунтовых вод от объекта размещения отходов) показал, что превышений ПДК и гигиенических требований к охране водных объектов ни по одному из контролируемых веществ не наблюдается.
Согласно разделу 5.1 отчета результаты инструментального контроля состояния компонентов природной среды в зоне влияния объекта размещения отходов показали, что антропогенное воздействие на окружающую среду при его эксплуатации не привело к изменениям концентрации химических элементов и их соединений в атмосферном воздухе, почве, поверхностных, грунтовых водах, растительности.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 66 при разработке программы мониторинга учитываются проектные характеристики (технические особенности) объекта размещения отходов; происхождение, виды, количество и классы опасности размещаемых отходов; физико-географические условия в районе расположения объекта размещения отходов; геологические и гидрогеологические условия в районе расположения объекта размещения отходов.
Суд первой инстанции, учитывая, что лабораторными исследованиями подземных и поверхностных вод в зоне влияния объекта размещения отходов, проведенными в 2015 году, не зафиксировано содержание бария, с 2016 года на полигоне не размещались отходы с содержанием соединений бария, приняв во внимание доводы общества об отсутствии на территории региона аккредитованных лабораторий, осуществляющих отбор проб и исследование поверхностной и подземной воды по барию, а также о невозможности консервации отобранной пробы (ГОСТ 31869-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Методы определения содержания катионов (аммония, бария, калия, кальция, лития, магния, натрия, стронция) с использованием капиллярного электрофореза), признал, что общество в рассматриваемом случае обосновало объективную невозможность проведения исследований на содержание бария.
В свою очередь управлением доказательств обратного не представлено, выводы суда документально не опровергнуты.
Довод управления о нарушении подпункта "а" пункта 4 Положения N 467 подлежит отклонению, поскольку факт отбора проб почвы на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов АО "Полигон", подтверждается письмом общества с ограниченной ответственностью "Уральский центр охраны труда и экологии" от 27.05.2022 N 19.
Позиция управления о том, что периодичность контроля подземных вод, установленная программой мониторинга (2 раза в год), не соответствует требованиям пункта 5.6 СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5 (периодичность производственного контроля не реже 1 раза в месяц), подлежит отклонению.
Требования СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5 распространяются на подземные воды, используемые или потенциально пригодные к использованию для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целей (пункт 1.2); при выполнении производственного контроля следует ориентироваться на показатели, критериями для выбора которых служат данные о характере хозяйственной деятельности; геохимических особенностях территории; прогнозируемом качестве подземных вод (пункт 5.4).
В соответствии с технико-экономическим обоснованием на строительство полигона токсичных отходов (Том III. Проектные материалы. Раздел I. Общая часть.) инженерно-геологические и гидрологические испытания на участке для проектирования и строительства полигона выполнены Томской геологоразведочной экспедицией (далее - ТГРЭ); по данным исследований ТГРЭ снег и грунтовые воды федосовской свиты содержат токсичные вещества (фенолы, нефтепродукты, свинец, цинк и др.), источник которых - промышленные предприятия, указанные загрязнения практически не вымываемы и их наличие является дополнительным обоснованием выбора участка под строительство объекта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно счел, что в рассматриваемом случае управление не обосновало возможность применения в рассматриваемом случае положений СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5.
Кроме того, судом первой инстанции правильно отмечено, что программа мониторинга разработана и направлена в управление в 2017 году, возражений по ее содержанию, в том числе по перечню контролируемых загрязняющих веществ и периодичности наблюдений со стороны управления не последовало.
С учетом изложенного суд правомерно удовлетворил заявленное требование и, руководствуясь пунктом 3 части 4, пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, принимая во внимание непредставление управлением доказательств наличия оснований, перечисленных в пункте 11 Положения N 467, возложил на управление обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем принятия решения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13116/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружининой |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с технико-экономическим обоснованием на строительство полигона токсичных отходов (Том III. Проектные материалы. Раздел I. Общая часть.) инженерно-геологические и гидрологические испытания на участке для проектирования и строительства полигона выполнены Томской геологоразведочной экспедицией (далее - ТГРЭ); по данным исследований ТГРЭ снег и грунтовые воды федосовской свиты содержат токсичные вещества (фенолы, нефтепродукты, свинец, цинк и др.), источник которых - промышленные предприятия, указанные загрязнения практически не вымываемы и их наличие является дополнительным обоснованием выбора участка под строительство объекта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно счел, что в рассматриваемом случае управление не обосновало возможность применения в рассматриваемом случае положений СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5.
Кроме того, судом первой инстанции правильно отмечено, что программа мониторинга разработана и направлена в управление в 2017 году, возражений по ее содержанию, в том числе по перечню контролируемых загрязняющих веществ и периодичности наблюдений со стороны управления не последовало.
С учетом изложенного суд правомерно удовлетворил заявленное требование и, руководствуясь пунктом 3 части 4, пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, принимая во внимание непредставление управлением доказательств наличия оснований, перечисленных в пункте 11 Положения N 467, возложил на управление обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем принятия решения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 июня 2022 г. N Ф04-1863/22 по делу N А45-13116/2021