г. Тюмень |
|
21 июня 2022 г. |
Дело N А67-4210/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Дерхо Д.С.,
Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Есиповой А.Е., рассмотрел кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях на решение Арбитражного суда Томской области от 18.11.2021 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022 по делу N А67-4210/2021 по иску Муниципального образования "Город Томск" в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска (634050, Томская область, город Томск, переулок Плеханова, дом 4, ОГРН 1027000856211, ИНН 7017002351) к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях (650064, Кемеровская область, город Кемерово, улица Ноградская, дом 5, ИНН 4205199592, ОГРН 1104205007840) о признании права собственности.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет" (634050, Томская область, город Томск, проспект Ленина, дом 30, ОГРН 1027000890168, ИНН 7018007264), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (109992, Московская область, город Москва, улица Солянка, дом 14, строение 3, ОГРН 1187746579690, ИНН 9710062939).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Бутенко Е.И.) в заседании принял участие представитель департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска
- Федоров И.А. по доверенности от 12.01.2022.
Суд установил:
муниципальное образование "Город Томск" в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска (далее - департамент) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях (далее - МТУ Росимущества) о признании права собственности муниципального образования "Город Томск" на земельный участок площадью 6 130 кв. м, расположенный по адресу: Томская область, город Томск, проспект Ленина с кадастровым номером 70:21:0200020:5570, занятый нежилыми зданиями по адресам: город Томск, улица Савиных, дом 3 (кадастровый номер 70:21:0200020:473); город Томск, улица Савиных, дом 3, строение 1 (кадастровый номер 70:21:0200020:479); город Томск, улица Савиных, дом 3, строение 2 (кадастровый номер 70:21:0200020:476); город Томск, улица Савиных, дом 3, строение 3 (кадастровым номером 70:21:0200020:482); город Томск, улица Савиных, дом 3, строение 4 (кадастровый номер 70:21:0200020:475); город Томск, улица Савиных, дом 3, строение 5 (кадастровый номер 70:21:0200020:477); город Томск, улица Савиных, дом 3, строение 6 (кадастровый номер 70:21:0200020:478).
Определением Арбитражного суда Томской области от 28.05.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет" (далее - университет), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Томской области от 18.11.2021, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением и постановлением, МТУ Росимущества обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что истцом не приведено ни одно из предусмотренных статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оснований для прекращения права собственности ответчика на спорный земельный участок.
МТУ Росимущества считает, что решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную принимается после получения согласия университета, за которым зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Кроме того, заявитель считает, что удовлетворение заявленных истцом исковых требований не привело к восстановлению нарушенных прав, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сохраняются записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования университета на земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200020:4493 площадью 78 228 кв. м.
Отзыв департамента на кассационную жалобу не принимается во внимание в связи с несоблюдением требований частей 1, 2 статьи 279 АПК РФ, поскольку отсутствуют доказательства его направления иным участвующим в деле лицам.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления Мэра города Томска от 04.07.1995 N 274 "Об утверждении перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность" (далее - постановление N 274), действующего в редакции постановлений от 01.11.2006 N 563, от 17.04.2009 N 298, из оперативного управления университета в муниципальную собственность переданы, в том числе здания университета, расположенные по адресу: город Томск, улица Савиных, дом 3, улица Савиных, дом 3, строения 1 - 6.
Право собственности муниципального образования "Город Томск" на нежилые здания зарегистрировано в ЕГРН в период с 2006 по 2010 годы.
Часть вышеперечисленных зданий закреплена Администрацией города Томска на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию города Томска "Муниципальная управляющая компания".
Указанные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200020:4493 площадью 78 228 кв. м по адресу: город Томск, проспект Ленина, 2, принадлежащем Российской Федерации на праве собственности и университету на праве постоянного (бессрочного) пользования (выписки из ЕГРН от 12.09.2019).
По обращению Администрации города Томска департамента распоряжением МТУ Росимущества от 10.09.2020 N 42-541-р утвердило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по образованию земельного участка площадью 6 130 кв. м, расположенного по адресу: Томская область, город Томск, проспект Ленина, из земель населенных пунктов путем раздела земельного участка площадью 78 288 кв. м с кадастровым номером 70:21:0200020:4493.
Согласно указанному распоряжению Администрации города Томска необходимо подготовить межевой план для постановки земельного участка площадью 6 130 кв. м на кадастровый учет, и обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на образуемый земельный участок площадь. 6 130 кв. м.
Во исполнение указанного распоряжения администрацией города Томска осуществлены мероприятия по постановке образованного земельного участка площадью 6 130 кв. м на государственный кадастровый учет с присвоением участку кадастрового номера 70:21:0200020:5570, а также по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на этот земельный участок (выписка из ЕГРН от 11.12.2020).
В ходе рассмотрения настоящего дела университетом приняты меры к государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200020:5570 общей площадью 6 130 кв. м (выписка из ЕГРН от 16.07.2021).
Департамент обратился в МТУ Росимущества с письмом от 22.03.2021 о передаче земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200020:5570 в собственность муниципального образования "Город Томск".
В ответном письме от 09.04.2021 МТУ Росимущества сообщило о том, что вопрос о передаче земельного участка может быть рассмотрен после прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
Ссылаясь на наличие права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200020:5570 на основании положений пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), однако не может быть зарегистрировано ввиду наличия зарегистрированного права Российской Федерации на указанный участок, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что в силу норм о разграничении государственной собственности на землю, земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200020:5570, занятый зданиями, находящимися в муниципальной собственности, является собственностью муниципального образования "Город Томск".
Выводы судов являются законными и обоснованными.
Согласно пункту 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Правовые основы и порядок разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований устанавливаются федеральными законами (пункт 9 статьи 1 ЗК РФ).
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами (пункт 2 статьи 16 ЗК РФ).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю до 01.07.2006 определено Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (утратил силу с 01.07.2006 в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", далее - Закон N 101-ФЗ).
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней (согласованных с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2 Закона N 101-ФЗ).
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Закон N 101-ФЗ признан утратившим силу, а в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" введена статья 3.1, в которой закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии в перечисленными в указанной норме критериями.
Закрепленные законодателем критерии разграничения права собственности на публичные земли прежде всего касаются земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также отдельным (названным в законе лицам) в целях выполнения ими своих функций.
Поскольку из содержания указанной статьи и иных норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к тем отношениям, которые сложились на момент вступления в силу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, ее положения должны применяться не только к отношениям, сложившимся по состоянию на 01.07.2006, но и к отношениям, которые возникнут в последующем (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2019 N 307-ЭС19-13722).
Одним из критериев разграничения государственной собственности и отнесения земельного участка к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности является нахождение на земельных участках зданий, строений, сооружений, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, в собственности соответствующих муниципальных образований.
Данное положение направлено на реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в данном Законе разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Таким образом, право публично-правового образования на земельный участок по отнесенным Законом критериям возникает в силу закона.
Следуя разъяснениям, изложенным в пункте 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Заявителем кассационной жалобы, университетом и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации не оспаривается отнесение земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200020:5570 в силу закона к муниципальной собственности муниципального образования "Город Томск".
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к невозможности признания права муниципальной собственности на земельный участок при наличии зарегистрированного за университетом права постоянного (бессрочного) пользования.
Указанное мнение МТУ Росимущества является ошибочным, поскольку не учитывает, что наличие зарегистрированного права университета, как и зарегистрированного права собственности Российской Федерации, не препятствует установлению в судебном порядке права муниципальной собственности по предъявленному иску о признании права.
Ссылка заявителя жалобы на то, что удовлетворение иска по настоящему делу не приводит к восстановлению прав муниципального образования, не может быть принята во внимание, поскольку признание права собственности на земельный участок за истцом разрешило вопрос относительно собственника зданий. Кроме того, вступившим в законную силу Арбитражного суда Томской области от 11.04.2022 по делу N А67-1015/2022 удовлетворен иск муниципального образования "Город Томск" в лице Департамента управления муниципальной собственностью Администрации города Томска, признано отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет", на земельный участок площадью 6 130 кв. м, находящийся по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Ленина, с кадастровым номером 70:21:0200020:5570.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют основания для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
При изготовлении резолютивной части постановления допущена описка в указании даты принятия судом первой инстанции обжалуемого решения. Так, обжалуемое решение суда первой инстанции изготовлено в полном объеме 18.11.2021, при этом в резолютивной части постановления суда кассационной инстанции, объявленной в судебном заседании, ошибочно указана дата 15.11.2021.
Суд кассационной инстанции в порядке, определенном статьей 179 АПК РФ, вправе по своей инициативе исправить допущенные в постановлении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
С учетом того, что допущенная при изготовлении резолютивной части постановления описка является технической, не затрагивает существа постановления, она подлежит исправлению при изготовлении текста постановления в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 179 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 18.11.2021 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022 по делу N А67-4210/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Одним из критериев разграничения государственной собственности и отнесения земельного участка к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности является нахождение на земельных участках зданий, строений, сооружений, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, в собственности соответствующих муниципальных образований.
Данное положение направлено на реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в данном Законе разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
...
Следуя разъяснениям, изложенным в пункте 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июня 2022 г. N Ф04-2669/22 по делу N А67-4210/2021