г. Тюмень |
|
21 июня 2022 г. |
Дело N А67-9036/2021 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шабановой Г.А. рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "ТомскРТС" на решение от 14.01.2022 Арбитражного суда Томской области (судья Сулимская Ю.М.) и постановление от 17.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Хайкина С.Н.) по делу N А67-9036/2021 по заявлению акционерного общества "ТомскРТС" (634050, Томская область, город Томск, переулок Нахановича, дом 4А, ОГРН 1145543013880, ИНН 7017351521) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (634009, Томская область, город Томск, проспект Ленина, дом 111, 50, ОГРН 1027000886384, ИНН 7019027633) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Другие лица, участвующие в деле: Прокуратура Томской области (634050, Томская область, город Томск, улица Белинского, дом 14, ОГРН 1027000905645, ИНН 7021018851), Нерсисян Миша Гарегинович.
Суд установил:
акционерное общество "ТомскРТС" (далее - АО "ТомскРТС", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - управление, административный орган) от 01.10.2021 N АБ/5499 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Нерсисян Миша Гарегинович (далее - Нерсисян М.Г.) и Прокуратура Томской области (далее - прокуратура).
Решением от 14.01.2022 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 17.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, АО "ТомскРТС" просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, в его действиях (бездействии) отсутствует состав вменяемого административного правонарушения; судами не учтено, что у общества отсутствует обязанность подключения объекта Нерсисяна М.Г., поскольку данный объект находится за пределами зоны действия источника теплоснабжения общества, вне радиуса эффективного теплоснабжения; судами необоснованно не применены положения статьи 2.9 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными.
Иными лицами, участвующими в деле, отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, прокуратурой на основании решения N 23/1-2021 проведена проверка исполнения АО "ТомскРТС" требований федеральных законов и иных нормативных актов, в ходе которой установлено, что 10.06.2021 Нерсисян М.Г. обратился в общество с заявкой на подключение к системе теплоснабжения одноэтажного блокированного жилого дома, расположенного по адресу: город Томск, Московский тракт, 95 (далее - объект) с тепловой нагрузкой 0,01056 Гкал/ч; 29.06.2021 общество направило в адрес Нерсисян М.Г. письмо от 22.06.2021 N 544/ТРТС/ПС/1274 об отсутствии технической возможности подключения объекта к системе теплоснабжения ввиду удаленности подключаемого объекта от существующих тепловых сетей, поскольку подключение объектов с низкой тепловой нагрузкой (менее 0,1 Гкал/ч), находящихся на значительном удалении от точки подключения (более 50 метров), тепловые потери вкупе с низкой скоростью циркуляции теплоносителя проведет к значительному снижению температуры теплоносителя на вводе в здание и несоблюдению температурного графика работы системы теплопотребления; в таких случаях температура теплоносителя на вводе тепловой сети будет значительно ниже нормативной; подключение системы теплопотребления данного объекта целесообразно выполнить от индивидуального источника тепловой энергии.
По факту нарушения пункта 16 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787 (далее - Правила N 787), прокурор постановлением от 02.09.2021 возбудил в отношении общества дело об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и на основании статей 23.48, 28.4, 28.8 КоАП РФ направил материалы в антимонопольный орган.
Постановлением управления от 29.09.2021 общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, АО "ТомскРТС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку сочли доказанным наличие в деянии общества состава вменяемого правонарушения и не усмотрели существенных нарушений процедуры привлечения его к административной ответственности.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) предусмотрено, что потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.
Подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Указанное подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 14 Закона N 190-ФЗ).
В силу пунктов 3 и 4 Правил N 787 лицами, подлежащими обязательному обслуживанию теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, являются любые лица, обратившиеся в эти организации с целью заключения договора о подключении. Теплоснабжающая или теплосетевая организация, в которую следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенными в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.
Согласно пункту 16 Правил N 787 в случае отсутствия технической возможности подключения исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на подключение к системе теплоснабжения направляет заявителю письмо с предложением выбрать один из следующих вариантов подключения: подключение будет осуществлено за плату, установленную в индивидуальном порядке, без внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя и с последующим внесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения в установленном порядке; подключение будет осуществлено после внесения необходимых изменений в инвестиционную программу исполнителя и в соответствующую схему теплоснабжения. В течение 5 рабочих дней со дня получения указанного письма от исполнителя заявитель направляет исполнителю письмо с указанием выбранного варианта подключения либо с отказом от подключения к системе теплоснабжения. В случае если заявитель выбирает вариант подключения к системам теплоснабжения, указанный в абзаце третьем настоящего пункта, он в ответном письме исполнителю подтверждает свое согласие на осуществление подключения после выполнения исполнителем мероприятий, указанных в пункте 18 настоящих Правил, независимо от срока их выполнения.
Техническая возможность подключения существует при одновременном наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя, и резерва тепловой мощности источников тепловой энергии (пункт 17 Правил N 787).
В соответствии с пунктом 18 Правил N 787 в случае отсутствия технической возможности подключения и выбора заявителем процедуры подключения в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 16 настоящих Правил, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в течение 30 дней со дня выбора заявителем порядка подключения обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердившие схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта с приложением заявки на подключение.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что АО "ТомскРТС", рассмотрев заявку Нерсисян М.Г. от 10.06.2021 и установив факт отсутствия технической возможности подключения объекта, 29.06.2021 направило в адрес Нерсисяна М.Г. уведомление об отказе в заключении договора подключения жилого дома к системе теплоснабжения от 22.06.2021 N 544/ТРТС/ПС/1274 с нарушением 5-дневного срока, установленного пунктом 16 Правил N 787; уведомление не содержало предложения о праве выбора Нерсисяна М.Г. одного из вариантов подключения, предусмотренных пунктом 16 Правил N 787.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие у него возможности для выполнения требований действующего законодательства, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При этом судами первой и апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что само по себе попадание или не попадание объекта заявителя в радиус эффективного теплоснабжения не освобождает АО "ТомскРТС" от обязанности совершить действия, обозначенные в пункте 16 Правил N 787.
Нарушений требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено; оспариваемое постановление вынесено управлением с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
В силу абзаца 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности (невозможности) квалификации правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.01.2022 Арбитражного суда Томской области и постановление от 17.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-9036/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие у него возможности для выполнения требований действующего законодательства, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
...
Нарушений требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено; оспариваемое постановление вынесено управлением с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
...
решение от 14.01.2022 Арбитражного суда Томской области и постановление от 17.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-9036/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июня 2022 г. N Ф04-2868/22 по делу N А67-9036/2021