г. Тюмень |
|
27 июня 2022 г. |
Дело N А70-16748/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строитель-6" на решение от 24.11.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 24.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Брежнева О.Ю., Лотов А.Н.) по делу N А70-16748/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строитель-6" (625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 14, квартира 62, ИНН 7204165412, ОГРН 1117232004526) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58а, ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308) об оспаривании решения и предписания.
Другое лицо, участвующее в деле, - государственное казенное учреждение Тюменской области "Управление автомобильных дорог" (625027, город Тюмень, улица Республики, дом 143, корпус 2, ИНН 7203001860, ОГРН 1027200824353).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строитель-6" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 03.08.2021 по делу N 072/06/44/134/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Тюменской области "Управление автомобильных дорог" (далее - заказчик).
Решением 24.11.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 24.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, заказчиком установлены необоснованные и избыточные требования к товару, используемому при выполнении работ; характеристики данного товара соответствуют товару одного производителя; указанные действия заказчика свидетельствуют об ограничении конкуренции при проведении закупки.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 14.07.2021 заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0167200003421003711 на выполнение работ по объекту: "Ремонт наружного освещения автомобильных дорог, мостов и путепроводов (Аромашевский район, Бердюжский район, Викуловский район, Казанский район, Сорокинский район)" и документация об аукционе.
Ссылаясь на неправомерное установление в документации об аукционе требований к используемому при выполнении работ товару (уличный светильник), общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика.
Решением антимонопольного органа от 03.08.2021 по делу N 072/06/44/134/2021 данная жалоба признана обоснованной в части указания утратившего силу ГОСТа, заказчик - нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В тот же день заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем указания действующего ГОСТа относительно степени защиты под маркировкой IP в проекте контракта при его направлении победителю закупки.
Общество, не согласившись с указанными актами в части признания его жалобы необоснованной, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии нарушений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, поскольку указанные в аукционной документации характеристики используемого товара соответствуют продукции различных производителей, обусловлены потребностями заказчика и спецификой использования товаров.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является аукцион, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 2).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение (использование) товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Вместе с тем включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому (используемому) товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
В рассматриваемом случае закупка работ по ремонту наружного освещения автомобильных дорог, мостов, путепроводов осуществлялась на основании документации об аукционе, предусматривающей использование при выполнении работ товара -светодиодный уличный светильник, в числе характеристик которого указано на диаграмму светового распределения светильника - "широкая-боковая (ШБ8)"; источник питания (драйвер) светодиодного уличного светильника - отсутствие электролитических конденсаторов для увеличения срока эксплуатации; температуру эксплуатации:
-65C...+45C; соответствие требованиям ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", ТР ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств", СТО АВТОДОР 2.34-2017 "Технические требования к светодиодным светильникам".
По мнению общества, в нормативной документации отсутствует показатель "диаграмма светового распределения" и обозначение "ШБ8" светильника - "широкая-боковая (ШБ8)"; отсутствие электролитических конденсаторов не влечет увеличение срока эксплуатации товара; товара с температурой эксплуатации -65C не существует; установление требования о соответствии положениям СТО АВТОДОР 2.34-2017 "Технические требования к светодиодным светильникам" является неправомерным.
В свою очередь, в обоснование правомерности установления спорных характеристик заказчик указал на то, что показатель "диаграмма светового распределения ШБ" используется при схематическом обозначении нормативного показателя "кривой силы света, широкой, боковой"; на объектах, подлежащих ремонту, уже установлены светильники с аналогичной характеристикой; условия и опыт эксплуатации уличных светильников на территории Тюменской области свидетельствуют о более длительном сроке эксплуатации светильников, у которых отсутствуют электролитические конденсаторы; предельное значение температуры воздуха при эксплуатации светильников не противоречит межгосударственному стандарту ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды", утвержденному постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.12.1969 N 1394; соответствие уличных светильников требованиям СТО АВТОДОР 2.34-2017 предусмотрено в целях обеспечения потребительских свойств автомобильных дорог и безопасности дорожного движения.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что включение заказчиком в описание объекта закупки требований к используемому товару обусловлено его объективными потребностями и спецификой выполняемых работ; спорное оборудование предлагается к поставке различными участниками рынка; в закупке принимало участие пять участников, в том числе общество; при рассмотрении жалобы общества управлением не выявлены обстоятельства включения спорных характеристик используемого товара в документацию об аукционе в целях предоставления преимуществ тем или иным участникам закупки.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о соответствии Закону о контрактной системе оспариваемых актов антимонопольного органа, признавшего жалобу общества на действия заказчика в обжалуемой части необоснованной, и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.11.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 24.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-16748/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению общества, в нормативной документации отсутствует показатель "диаграмма светового распределения" и обозначение "ШБ8" светильника - "широкая-боковая (ШБ8)"; отсутствие электролитических конденсаторов не влечет увеличение срока эксплуатации товара; товара с температурой эксплуатации -65C не существует; установление требования о соответствии положениям СТО АВТОДОР 2.34-2017 "Технические требования к светодиодным светильникам" является неправомерным.
В свою очередь, в обоснование правомерности установления спорных характеристик заказчик указал на то, что показатель "диаграмма светового распределения ШБ" используется при схематическом обозначении нормативного показателя "кривой силы света, широкой, боковой"; на объектах, подлежащих ремонту, уже установлены светильники с аналогичной характеристикой; условия и опыт эксплуатации уличных светильников на территории Тюменской области свидетельствуют о более длительном сроке эксплуатации светильников, у которых отсутствуют электролитические конденсаторы; предельное значение температуры воздуха при эксплуатации светильников не противоречит межгосударственному стандарту ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды", утвержденному постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.12.1969 N 1394; соответствие уличных светильников требованиям СТО АВТОДОР 2.34-2017 предусмотрено в целях обеспечения потребительских свойств автомобильных дорог и безопасности дорожного движения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 июня 2022 г. N Ф04-2103/22 по делу N А70-16748/2021