г. Тюмень |
|
29 июня 2022 г. |
Дело N А70-19832/2021 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области на решение от 17.12.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев.А.) и постановление от 28.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-19832/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авто-Дина сервис" (625005, город Тюмень, улица Федюнинского, дом 51, 2, ОГРН 1107232045645, ИНН 7204163775) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (625026, город Тюмень, улица Геологоразведчиков, дом 1, ОГРН 1057200990593, ИНН 7203158490) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Другое лицо, участвующее в деле: Нитроголов Денис Вячеславович (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, поселок Хулимсунт).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Авто-Дина сервис" (далее - ООО "Авто-Дина сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - административный орган, управление) от 14.09.2021 N 615 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Нитроголов Денис Вячеславович (далее - Нитроголов Д.В., потребитель).
Решением от 17.12.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 28.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, выводы судов о недоказанности управлением наличия в действиях ООО "Авто-Дина сервис" события административного правонарушения являются ошибочными; судами не учтено, что потребитель обратился за получением услуги к официальному дилеру - обществу с ограниченной ответственностью "Авто-Дина" (далее - ООО "Авто-Дина"), однако данную услугу оказало иное лицо - ООО "Авто-Дина сервис" на возмездной основе; общество умышлено ввело потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств услуги "предварительная проверка", об отсутствии необходимости ее приобретения у лица, не являющегося официальным дилером марки Volkswagen.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Авто-Дина сервис" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Нитроголов Д.В. отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
В силу части 5.1 статьи 211 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на кассационную жалобу, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Авто-Дина сервис" является организацией, оказывающей услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и легковых грузовых автотранспортных средств.
В связи с поступившим обращением потребителя от 27.04.2021 (вх. N 2081/ж-2021) должностным лицом управления 24.06.2021 на основании распоряжения от 25.05.2021 N 05-00266, в отношении ООО "Авто-Дина сервис" проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлены признаки нарушения положений статей 10, 16, подпунктов 5, 6 статьи 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), выразившиеся в преднамеренном введении в заблуждение потребителя при выполнении услуг по обслуживанию автомобиля относительно потребительских свойств оказываемой услуги.
В ходе проверки управлением установлено, что 22.08.2020 между Нитроголовым Д.В. и обществомс ограниченной ответственностью "ИнтерТехЦентр" заключен договор купли-продажи N 8336 автомобиля Volkswagen, VTNXW8ZZZCKZLG014145, по условиям договора N 8336 продавец предоставляет гарантию качества автомобиля на срок 36 месяцев или до достижения 100 000 км общего пробега автомобиля с момента передачи автомобиля покупателю (пункт 6.2. договора); гарантийный срок на автомобиль исчисляется с даты передачи автомобиля покупателю, которая указывается в регистрационной карточке сервисной книжки, то есть с 16.09.2020 (пункт 6.3. договора).
В период срока гарантийного обслуживания потребитель обнаружил на капоте своего автомобиля трещину на лакокрасочном покрытии (далее - ЛКП) и 22.04.2021 обратился в сервисный центр официального дилера Volkswagen ООО "Авто-Дина" для проведения в рамках статьи 18 Закона о защите прав потребителей проверки качества автомобиля на предмет оценки обнаруженного недостатка.
Сервисный центр, получив транспортное средство, документов, подтверждающих приемку-передачу автомобиля, в том числе акт приема-передачи, потребителю не выдал.
По истечении двух часов ООО "Авто-Дина сервис" предоставило на подпись заказ-наряд от 22.04.2021 N АДС0084078 и акт выполненных работ по заказ-наряду от 22.04.2021 N АДС0084078, согласно которым потребителю была оказана услуга "предварительная проверка" стоимостью 630 рублей; в качестве рекомендации по заказ-наряду указано: "подобные повреждения появляются из-за деформации при внешнем силовом воздействии".
Потребитель отказался подписывать представленный заказ-наряд и производить оплату за оказанную услугу, в которой он не нуждался, однако, по причине удержания автомобиля подписал заказ-наряд и акт выполненных работ, оставив запись, содержащую его несогласие с перечнем оказанных услуг, поскольку проверка качества автомобиля как того требует Закон о защите прав потребителей проведена не была.
По результатам проверки управлением составлены протокол об административном правонарушении от 19.08.2021 N 161 и вынесено постановление от 14.09.2021 N 615 о привлечении ООО "Авто-Дина сервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.7 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций сочли, что административный орган не представил достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих наличие в действиях общества события вменяемого ему правонарушения, поэтому удовлетворили заявленное им требование.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Частью 2 статьи 14.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10, частью 1 статьи 14.33 и статьей 14.39 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
В силу статьи 10 Закона о защите прав потребителей продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 3 статьи 16 Закона о защите прав потребителей).
Законом о защите прав потребителей установлен состав ответственных лиц: продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер, которые несут соответствующие обязательства в отношении товара ненадлежащего качества (статьи 18 - 23 Закона о защите прав потребителей).
Согласно статье 18 Закона о защите прав потребителей потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом (пункт 1); продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (абзац второй пункта 5);
в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона о защите прав потребителей (абзац третий пункта 5).
Из материалов дела следует и не оспаривается управлением, что потребитель в рамках гарантийного случая, в связи с обнаруженными недостатками в приобретенном им ранее автомобиле обратился к официальному дилеру Volkswagen - ООО "Авто-Дина" и в дальнейшем взаимодействовал лишь с сотрудником данного общества.
Согласно письму ООО "Авто-Дина" от 28.04.2021 исх. N 28/6-21ф (ответ на претензию Нитроголова Д.В. от 28.04.2021 N 2/20-21ф) потребитель 22.04.2021 обратился в сервис их компании с причиной: "Трещина на ЛКП капота в районе замка". При сдаче автомобиля потребитель был предупрежден о том, что решение будет принято только после осмотра и в случае, если гарантия завода не действует на данное повреждение, работы необходимо будет оплатить, со стоимостью работ потерпевший был ознакомлен, что подтверждается подписью Нитроголова Д.В. в предварительном заказ-наряде от 22.04.2021 N АДС0084078.
При этом предварительный заказ-наряд от 22.04.2021 N АДС0084078 заключен Нитроголовым Д.В. согласно бланку с ООО "Авто-Дина сервис".
Однако, как верно отмечено судами, надлежащая правовая оценка вышеизложенным обстоятельствам, в том числе доводам обращений Нитроголова Д.В. и действиям ООО "Авто-Дина" на предмет соблюдения требований Закона о защите прав потребителей административным органом не дана.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "Авто-Дина сервис" не является продавцом, официальным дилером марки Volkswagen, а также уполномоченной организацией на удовлетворение требований потребителей по смыслу Закона о защите прав потребителей; предварительный заказ-наряд от 22.04.2021 N АДС0084078 подписан Нитроголовым Д.В. без замечаний и возражений, следовательно, потребительские свойства услуги ему были понятны; подписывая предварительный заказ-наряд, потребитель согласовал объем и стоимость включенных в него услуг; в рамках работ по указанному заказ-наряду Нитроголову Д.В. была изначально предложена услуга по предварительной проверке, по итогам которой сообщено о характере и причинах повреждения - внешнее воздействие; в отличие от окончательного заказ-наряда предварительный заказ-наряд замечаний потребителя не содержит, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о недоказанности административным органом факта введения обществом потребителя в заблуждение и, как следствие, наличия в его действиях события вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконными и отменили оспариваемое постановление управление.
Доводы подателя кассационной жалобы, оспаривающие вывод судов первой и апелляционной инстанций, по существу, направлены на иную оценку доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном толковании нижестоящими судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.12.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 28.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-19832/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 18 Закона о защите прав потребителей потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом (пункт 1); продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (абзац второй пункта 5);
в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона о защите прав потребителей (абзац третий пункта 5).
...
решение от 17.12.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 28.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-19832/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 июня 2022 г. N Ф04-2575/22 по делу N А70-19832/2021