г. Тюмень |
|
28 июня 2022 г. |
Дело N А75-10015/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Нягань" на решение от 11.10.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 01.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-10015/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Нягань" (628181, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань, 3-й микрорайон, дом 23, корпус 3, квартира 1, ОГРН 1198617006136, ИНН 8610010702) к Няганскому отделу инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628181, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягянь, 3-й микрорайон, дом 6, помещение 31), Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104, ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604) об оспаривании ненормативного правового акта.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Нягань" (далее - общество, ООО "Жилкомсервис Нягань") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным предписания Няганского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган, отдел) от 04.05.2021 N 12-209-ЛК2021.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба).
Решением от 11.10.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 01.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе и пояснениях, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Жилкомсервис Нягань" просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявленное им требование.
По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены положения части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); из пункта 15 протокола от 16.10.2019 N 1 и пункта 4.4 договора управления следует волеизъявление собственников многоквартирного дома на включение в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, с учетом превышения нормативов их потребления.
В отзыве на кассационную жалобу служба просит судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилкомсервис Нягань" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Нягань, микрорайон 4, дом 22 (далее - МКД), на основании договора от 01.11.2019 N 4-22 и лицензии от 25.06.2019 N 086000382.
С целью проверки фактов, изложенных в обращении собственника жилого помещения в МКД, административным органом проведена внеплановая документарная проверка (приказ от 12.04.2021N 12-209/ЛК-2021), в ходе которой выявлены нарушения части 9.2 статьи 156 ЖК РФ и пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
По результатам проверки отделом составлен акт от 04.05.2021 N 12-209-ЛК-2021 и выдано предписание от 04.05.2021 N 12-209-ЛК2021, согласно которому обществу в срок до 12.07.2021 необходимо провести перерасчет платы за холодную и горячую воду, стоки и электрическую энергию на содержание общего имущества МКД за январь-апрель 2021 года исходя из норматива потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества МКД, а также применять порядок начисления платы, установленный пунктом 9.2 статьи 156 ЖК РФ и пунктом 29 Правил N 491, в последующие периоды.
Не согласившись с данным предписанием, ООО "Жилкомсервис Нягань" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку решение, предусмотренное пунктом 1 или пунктом 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, на общем собрании собственников помещений в МКД, состоявшемся 16.10.2019, не принято.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39, частью 1 статьи 158 ЖК РФ, подпункта "а" пункта 28 Правил N 491 собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
На основании частей 1 и 7 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи.
Из положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ следует, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 15 протокола от 16.10.2019 общим собранием собственников помещений МКД принято следующее решение: "В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 принять решение о распределении объема коммунальных услуг в размере превышения объема коммунальных услуг (теплоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроэнергию), предоставленных на общедомовые нужды, определенных исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения".
Аналогичного содержания пункт 4.4 был включен в договор управления МКД от 01.11.2019 N 4/22.
С учетом изложенного и принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пунктах 43 и 45 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", суд округа полагает, что избранный собственниками МКД способ определения размера расходов по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, исключает необходимость принятия ими какого-либо дополнительного решения в целях включения обществом в плату за содержание жилого помещения стоимости сверхнормативного объема фактически потребленных на общедомовые нужды коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета.
Вопреки доводам инспекции и выводам судов указание в пункте 15 протокола на пункт 44 Правил N 354, предусматривающего порядок распределения сверхнормативного объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, само по себе не является основанием для вывода об отсутствии волеизъявления собственников многоквартирного дома на принятие решения, предусмотренного частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Решение собрания собственников помещений в МКД (протокол от 16.10.2019, пункт 4.4 договора управления МКД от 01.11.2019 N 4/22) не оспорено в судебном порядке и не признано недействительным, ничтожным в силу статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не является.
При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленного обществом требования, в связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд округа считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления ООО "Жилкомсервис Нягань".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.10.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 01.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-10015/2021 отменить.
Признать недействительным предписание Няганского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.05.2021 N 12-209-ЛК-2021.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 15 протокола от 16.10.2019 общим собранием собственников помещений МКД принято следующее решение: "В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 принять решение о распределении объема коммунальных услуг в размере превышения объема коммунальных услуг (теплоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроэнергию), предоставленных на общедомовые нужды, определенных исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения".
Аналогичного содержания пункт 4.4 был включен в договор управления МКД от 01.11.2019 N 4/22.
С учетом изложенного и принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пунктах 43 и 45 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", суд округа полагает, что избранный собственниками МКД способ определения размера расходов по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, исключает необходимость принятия ими какого-либо дополнительного решения в целях включения обществом в плату за содержание жилого помещения стоимости сверхнормативного объема фактически потребленных на общедомовые нужды коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета.
Вопреки доводам инспекции и выводам судов указание в пункте 15 протокола на пункт 44 Правил N 354, предусматривающего порядок распределения сверхнормативного объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, само по себе не является основанием для вывода об отсутствии волеизъявления собственников многоквартирного дома на принятие решения, предусмотренного частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Решение собрания собственников помещений в МКД (протокол от 16.10.2019, пункт 4.4 договора управления МКД от 01.11.2019 N 4/22) не оспорено в судебном порядке и не признано недействительным, ничтожным в силу статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не является."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июня 2022 г. N Ф04-1514/22 по делу N А75-10015/2021