г. Тюмень |
|
4 июля 2022 г. |
Дело N А03-5066/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда" на решение от 15.11.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 25.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А03-5066/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда" (658200, Алтайский край, город Рубцовск, Гражданский переулок, дом 10, ИНН 2209036027, ОГРН 1092209000234) к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (656043, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 7, ИНН 2225135610, ОГРН 1122225019070) о признании незаконным предписания от 31.03.2021 N 15-04/ЛК/587.
Иное лицо, участвующее в деле, - Администрация города Рубцовска Алтайского края (658200, Алтайский край, город Рубцовск, проспект Ленина, дом 130, ИНН 2209011079, ОГРН 1022200813656).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда" (далее - ООО "УК "Надежда", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным предписания от 31.03.2021N 15-04/ЛК/587.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Рубцовска Алтайского края (далее - администрация, третье лицо).
Решением от 15.11.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 25.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии у административного органа правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания, поскольку обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в рассматриваемом случае лежит на органе местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество на основании договоров управления осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе расположенными по адресам: город Рубцовск, переулок Алейский, дома N N 37, 45, улица Алтайская, дом N 43, переулок Гражданский, дома NN 18, 26, 28, 33, 35, 40, 42, 44, 46, 46а, 47, 48, 49, улица Громова, дома NN 3, 4, 9, 20, улица Комсомольская, дом N 135, проспект Ленина, дома NN 41, 62, 66, 125, 137, 137а, 137б, 139, улица Октябрьская, дом N 3, улица Осипенко, дом N 156, улица Пролетарская, дома NN 414, 418, 423 корпус 1, 423 корпус 2, проспект Рубцовский, дома NN 9, 33, 33а, 47, 48, 51, улица Тихвинская, дом N 28, улица Юбилейная, дом N 28.
С целью проверки фактов, изложенных в обращении заместителя главы администрации (от 01.02.2021 N 266/ПА/694), инспекция на основании приказа от 31.03.2021 N 12-04/ЛК/587 провела в отношении общества внеплановую документарную проверку соблюдения лицензионных требований, в ходе которой установлено нарушение части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), а именно: решения об организации мест (площадок) накопления ТКО собственниками помещений в многоквартирных домах не принимались, контейнерные площадки в указанных многоквартирных домах в состав общего имущества не входят, создание мест (площадок) накопления ТКО с администрацией не согласованно, порядок пользования существующими площадками накопления ТКО с администрацией и владельцами данных площадок не определен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи предписания от 31.03.2021 N 15-04/ЛК/587 (в редакции приказа инспекции от 01.06.2021 N 12-04/ЛК/587/1), которым на общество возложена обязанность выполнить работы по согласованию и организации мест (площадок) накопления ТКО для многоквартирных домов, расположенных по адресам: город Рубцовск, переулок Алейский, дома NN 37, 45, улица Алтайская, дом N 43, переулок Гражданский, дома NN 18, 26, 28, 33, 35, 40, 42, 44, 46, 46а, 47, 48, 49, улица Громова, дома NN 3, 4, 9, 20, улица Комсомольская, дом N 135, проспект Ленина, дома NN 41, 62, 66, 125, 137, 137а, 137б, 139, улица Октябрьская, дом N 3, улица Осипенко, дом N 156, улица Пролетарская, дома NN 254, 414, 418, 423 корпус 1, 423 корпус 2, проспект Рубцовский, дома NN 9, 33, 33а, 47, 48, 51, улица Тихвинская, дом N 28, улица Юбилейная, дом N 28, 38, 38а, либо определить порядок пользования существующими местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов с администрацией, собственниками земельных участков, на которых расположены данные площадки.
Возражая против предписания административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у инспекции правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания и его соответствии требованиям действующего законодательства.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу пункта 4 части 4 статьи 1, пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 192 ЖК РФ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Соблюдение лицензионных требований предусматривает оказание услуг по управлению многоквартирным домом, в том числе с соблюдением Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Правилами N 491 установлено, что в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е" пункта 2).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил N 491).
В силу пункта 26(1) Минимального перечня в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Подпунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, определено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Под организацией мест накопления понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы на содержание жилого помещения, уплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО").
Из системного толкования названных норм права следует, что организация мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится среди прочего создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Установление данного полномочия само по себе не свидетельствует об исполнении соответствующей обязанности исключительно органами местного самоуправления и за счет средств местного бюджета независимо от источника образования твердых коммунальных отходов: места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2020 N 2862-О).
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что обществом работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, образующихся при эксплуатации спорных многоквартирных домов, не проводились; создание мест (площадок) накопления ТКО с администрацией не согласовано; порядок пользования существующими площадками накопления ТКО с органом местного самоуправления и владельцами данных площадок не определен.
Кроме того, как верно отмечено судами, тот факт, что земельный участок не входит в зону обслуживания управляющих компаний, поскольку не включен в состав общедомового имущества, не освобождает управляющую организацию от исполнения обязательных требований пунктов 3.7.1 Правил N 170, пункта 26(1) Минимального перечня в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.
В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирный дом ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора.
При этом судами также обоснованно учтено, что судебными актами, вынесенными в рамках дела N А03-14821/2020 Арбитражного суда Алтайского края, на общество возложена обязанность по проведению общего собрания собственников с постановкой вопроса об определении места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, по определению места (площадки) накопления ТКО, по обращению в администрацию с заявкой о согласовании места (площадки) накопления ТКО, по организации и содержанию места (площадки) накопления ТКО для домов, расположенных, в том числе по Гражданскому переулку, дома 26, 28, 40, 44, 46, 46а, 48, по проспекту Ленина, дома 137, 137а, 137б, 139 в городе Рубцовске; в случае принятия решения об использовании контейнерной площадки, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности третьего лица, - по обращению в администрацию с заявлением о согласовании размещения объекта элемента благоустройства - места (площадки) накопления ТКО на земельном участке, территории, находящейся в муниципальной собственности без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Доводы общества о том, что ООО "УК "Надежда" не оказывает жильцам многоквартирных домов коммунальную услугу по обращению с ТКО, подлежит отклонению, поскольку обществу вменяются нарушения по организации (созданию) и содержанию мест накопления ТКО, что является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание инспекции соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ООО "УК "Надежда" в сфере предпринимательской деятельности.
Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.11.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 25.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-5066/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что обществом работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, образующихся при эксплуатации спорных многоквартирных домов, не проводились; создание мест (площадок) накопления ТКО с администрацией не согласовано; порядок пользования существующими площадками накопления ТКО с органом местного самоуправления и владельцами данных площадок не определен.
Кроме того, как верно отмечено судами, тот факт, что земельный участок не входит в зону обслуживания управляющих компаний, поскольку не включен в состав общедомового имущества, не освобождает управляющую организацию от исполнения обязательных требований пунктов 3.7.1 Правил N 170, пункта 26(1) Минимального перечня в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июля 2022 г. N Ф04-2698/22 по делу N А03-5066/2021