г. Тюмень |
|
11 июля 2022 г. |
Дело N А75-19380/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" на решение от 27.12.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 17.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А75-19380/2021 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (625003, город Тюмень, улица Республики, дом 12, ИНН 7202127274, ОГРН 1047200609213) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" (628260, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Югорск, улица Мира, дом 15, ИНН 8622000931, ОГРН 1028601843918) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" Свиридок В.В. по доверенности от 10.12.2021.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" (далее - ООО "Газпром трансгаз Югорск", общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 27.12.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 17.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит изменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и переквалифицировать допущенное административное правонарушение на часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в деянии ООО "Газпром трансгаз Югорск" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1, поскольку допущенные обществом нарушения лицензионных требований не привели к возникновению последствий, указанных в части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), в связи с чем не могут признаваться грубыми.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Газпром трансгаз Югорск" осуществляет предпринимательскую деятельность на основании лицензий от 05.03.2017 N 151725 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа; от 21.07.2019 N 174939 на оказание услуг телефонной связи в выделенной сети связи; от 05.06.2017 N 154295 на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи и располагает введенной в эксплуатацию сетью электросвязи, предназначенными для оказания услуг связи, а также имеет выделенный ресурс нумерации.
По результатам рассмотрения поступивших от Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тюменской области сведений о нарушении обществом требований в части реализации функций системы оперативно-розыскных мероприятий, установленных Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ), административным органом было выявлены допущенные обществом грубые нарушения условий выданных ему лицензий.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением в отношении общества протокола об административном правонарушении от 23.11.2021 N АП-72/3/2048 и обращения в арбитражный суд с заявлением о его привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, а также об отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 36 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что оказание услуг связи подлежит лицензированию.
В силу пункта 1 статьи 29 Закона N 126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона N 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В силу пункта 2 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 (далее - Положение N 2385), лицензиат при осуществлении лицензируемого вида деятельности должен выполнять обязательные для соблюдения лицензионные требования осуществления деятельности в области оказания услуг связи в соответствии с перечнем согласно приложению N 2; пунктом 10 раздела I, пунктом 8 раздела III и пунктом 6 радела XIII названного приложения к лицензионным требованиям относятся, в том числе обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Пунктом 10 лицензионных требований лицензии N 151725, пунктом 6 лицензионных требований лицензии N 154295 и пунктом 8 лицензионных требований лицензии N 174939 на лицензиата также возложена обязанность реализовывать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
При этом пунктом 15 Положения N 2385 предусмотрено, что необеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (для лицензиатов, оказывающих услуги связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа, услуг связи для целей кабельного вещания, услуг связи для целей эфирного вещания, услуг связи для целей проводного радиовещания), повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, признаются грубым нарушением лицензионных требований.
Согласно пункту 2 статьи 64 Закона N 126-ФЗ операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами мероприятий в целях реализации возложенных на них задач.
Требования к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий утверждены приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 N 6 (далее - Требования к сетям электросвязи).
Согласно пункту 2 Требований к сетям электросвязи, сети электросвязи, за исключением сетей связи, предназначенных для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, обеспечивают возможность:
а) передачи на пункт управления (далее - пункт управления ОРМ) уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (далее - уполномоченный орган), информации об абонентских номерах и (или) кодах идентификации, которые были использованы для установления контролируемого соединения и (или) передачи сообщений электросвязи;
б) передачи на пункт управления ОРМ информации, передаваемой в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, в том виде, в котором эта информация передается в сеть связи оператора связи с пользовательского (оконечного) оборудования или из присоединенной сети связи.
В соответствии с пунктом 10 Требований к сетям электросвязи технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи в соответствии с Планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Материалами дела подтверждается и обществом в кассационной жалобе по существу не оспаривается, что требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий ООО "Газпром трансгаз Югорск" реализованы не были, в связи с чем ФСБ России не имеет возможности проводить оперативно-розыскные мероприятия на сети связи общества.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод об осуществлении ООО "Газпром трансгаз Югорск" лицензируемых видов деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований.
При этом доводы подателя кассационной жалобы о том, что допущенные нарушения не могут быть признаны грубыми отклоняются судом округа в силу следующего.
В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Таким образом, вопреки позиции подателя кассационной жалобы, необеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий влечет за собой нанесение ущерба безопасности государства и в соответствии с пунктом 15 Положения N 2385 признается грубым нарушением лицензионных требований.
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о доказанности административным органом наличия в деянии общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения общества к административной ответственности комиссией соблюдены.
Нарушений требований КоАП РФ в ходе производства по делам об административных правонарушениях не выявлено; срок давности и процедура привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного суд округа приходит к выводу о правомерном привлечении ООО "Газпром трансгаз Югорск" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.12.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 17.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-19380/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Таким образом, вопреки позиции подателя кассационной жалобы, необеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий влечет за собой нанесение ущерба безопасности государства и в соответствии с пунктом 15 Положения N 2385 признается грубым нарушением лицензионных требований.
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о доказанности административным органом наличия в деянии общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено в пределах санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного суд округа приходит к выводу о правомерном привлечении ООО "Газпром трансгаз Югорск" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июля 2022 г. N Ф04-2872/22 по делу N А75-19380/2021