г. Тюмень |
|
12 июля 2022 г. |
Дело N А03-11563/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Меридиан" на решение от 22.11.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Ильичева Л.Ю.) и постановление от 04.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А03-11563/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Меридиан" (658227, город Рубцовск, улица Октябрьская, дом 104, помещение 14, ИНН 2225135610, ОГРН 1122225019070; 658201, город Рубцовск, улица Алтайская, дом 1) к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (656043, город Барнаул, проспект Ленина, дом 7, ИНН 2225135610, ОГРН 1122225019070) об оспаривании предписания.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (658930, Алтайский край, Волчихинский район, село Волчиха, улица Матросова, дом 18, ИНН 2238005111, ОГРН 1112235000206), администрация города Рубцовска Алтайского края (658200, город Рубцовск, проспект Ленина, дом 130, ИНН 2209011079, ОГРН 1022200813656).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Меридиан" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - инспекция) от 19.05.2021 N 15-04/ЛК/1782.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (далее - региональный оператор), администрация города Рубцовска Алтайского края (далее - администрация).
Решением от 22.11.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 04.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что собственники помещений в спорном многоквартирном доме не включили работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в состав работ и услуг, подлежащих выполнению обществом в рамках договора управления многоквартирным домом (напротив, принято решение не создавать площадку ТКО на своем земельном участке и не согласовывать с администрацией порядок пользования площадкой ТКО, находящейся на муниципальном земельном участке). Кроме того, общество не оказывает услуги по обращению с ТКО, обязанность по организации мест (площадок) накопления ТКО возложена на администрацию.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Региональный оператор отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Рубцовск, улица Тракторная, N 34 (далее - многоквартирный дом), на основании лицензии от 02.11.2018 N 231 и договора управления многоквартирным домом от 01.12.2020.
В рамках осуществления лицензионного контроля инспекцией по результатам проведенной в отношении общества в феврале 2021 года проверки выдано предписание от 24.02.2021 N 15-04/JIK/379-3, в соответствии с которым обществу необходимо в целях устранения нарушения пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), обеспечить в срок до 05.04.2021 организацию и содержание места накопления ТКО для многоквартирного дома, либо согласовать с администрацией порядок пользования существующим местом (площадкой) накопления ТКО.
Установив в ходе проведенной в мае 2021 года внеплановой проверки факт неисполнения обществом названного предписания (приказ от 18.05.2021 N 12-04/ЛК/1782, акт проверки от 19.05.2021 N 15-04/ЛК/1782), инспекция вновь выдала ему аналогичное предписание от 19.05.2021 N 15-04/ЛК/1782 об устранении выявленного нарушения в срок до 01.11.2021.
Не согласившись с указанным предписанием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого акта, поскольку обществом допущено нарушение жилищного законодательства при оказании услуг и выполнении работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Суд округа, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пунктов 1.1, 2.1.1, 2.1.13 Положения об Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 11.12.2018 N 199, в случае выявления при проведении лицензионного контроля в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, нарушений лицензионных требований должностные лица инспекции, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдать лицензиату предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)").
В силу пункта 26 (1) Минимального перечня в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (подпункт 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170).
Из системного толкования названых норм права следует, что организация мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 3, 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления.
В силу пункта 2.11 Правил благоустройства города Рубцовска, утвержденных решением Рубцовского городского Совета депутатов от 26.03.2021 N 593, управляющие организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить размещение на своем земельном участке контейнерной площадки либо использование контейнерной площадки по договору с ее владельцем.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что работы по организации мест (площадок) накопления ТКО в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, находящегося в управлении общества, не проведены.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 по делу N А07-3169/2014, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, отсутствие на территории жилых домов соответствующих условий для сбора отходов, не свидетельствует о ненакоплении таковых их жителями. Приобретение статуса управляющей организации возлагает на нее обязанность обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, в том числе путем содержания общего имущества многоквартирных домов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Вопреки доводам общества по смыслу статей 36, 39, 161, 162 ЖК РФ, пунктов 10, 11 Правил N 491, пунктов 2, 3 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, пунктов 1.1, 1.4 Правил N 170, пунктов 9, 15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 выполнение вышеназванных работ при содержании общего имущества многоквартирного дома является обязательным независимо от желания собственников помещений этом доме и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организаций.
То обстоятельство, что собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение (протокол общего собрания от 31.03.2021) не создавать место (площадку) накопления ТКО на земельном участке, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождает управляющую организацию от иных вариантов организации мест (площадок) накопления ТКО. В частности, в случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирным домом ввиду сложившейся застройки и необходимости соблюдения требований санитарных норм и правил, управляющая организация вправе в рамках гражданско-правового договора с иными лицами разместить ее на другом земельном участке или использовать не принадлежащую собственникам контейнерную площадку.
В рассматриваемом случае судами установлено, что создание мест (площадок) накопления ТКО для многоквартирного дома обществом с администрацией не согласовано; порядок пользования существующей площадкой накопления ТКО с собственником земельного участка, на котором расположена данная площадка, не определен.
Ссылка общества на вышеуказанный протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором также указано на решение собственников не согласовывать с администрацией порядок пользования существующей на муниципальном земельном участке площадкой накопления ТКО, обоснованно не принята судами во внимание, поскольку собственники помещений не вправе изменить императивно установленные требования действующего законодательства относительно порядка пользования контейнерной площадкой, размещенной на не принадлежащем им земельном участке.
Поскольку обществом нарушен порядок содержания общего имущества многоквартирного дома в части необеспечения собственникам помещений необходимых условий для накопления ТКО, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании недействительным предписания инспекции от 19.05.2021 N 15-14/ЛК/1782.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении норм права судами первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Определением от 17.05.2022 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа обществу, как заявителю кассационной жалобы, была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания производства по рассмотрению кассационной жалобы.
Учитывая, что производство по рассмотрению кассационной жалобы завершено, государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета на основании статей 102, 110 АПК РФ, статей 333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.11.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 04.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-11563/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Меридиан" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 по делу N А07-3169/2014, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, отсутствие на территории жилых домов соответствующих условий для сбора отходов, не свидетельствует о ненакоплении таковых их жителями. Приобретение статуса управляющей организации возлагает на нее обязанность обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, в том числе путем содержания общего имущества многоквартирных домов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Вопреки доводам общества по смыслу статей 36, 39, 161, 162 ЖК РФ, пунктов 10, 11 Правил N 491, пунктов 2, 3 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, пунктов 1.1, 1.4 Правил N 170, пунктов 9, 15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 выполнение вышеназванных работ при содержании общего имущества многоквартирного дома является обязательным независимо от желания собственников помещений этом доме и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организаций."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 июля 2022 г. N Ф04-2860/22 по делу N А03-11563/2021