г. Тюмень |
|
21 июля 2022 г. |
Дело N А46-14655/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Курындиной А.Н.,
судей Терентьевой Т.С.,
Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) помощником судьи Авериной Я.А., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магнит" на постановление от 11.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Воронов Т.А., Краецкая Е.Б.) по делу N А46-14655/2021 по иску индивидуального предпринимателя Ильина Николая Александровича (ОГРНИП 318554300110075, ИНН 550765395485) к обществу с ограниченной ответственностью "Магнит" (ОГРН 1145476106654, ИНН 5401381810, адрес: 644024, Омская область, г. Омск, ул. Декабристов, д. 45, корпус 1, помещение 19) об урегулировании разногласий по договору.
Посредством системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Магнит" - Касаева Е.В. на основании доверенности от 24.02.2022 (срок действия по 28.02.2023), диплом о юридическом образовании; индивидуального предпринимателя Ильина Николая Александровича - Ильина Т.А. на основании нотариальной доверенности от 01.11.2019 (срок действия на 25 лет), диплом о юридическом образовании.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Ильин Николай Александрович (далее - ИП Ильин Н.А., истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - ООО "Магнит", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2020 N РГ0027181/ТКО, а именно:
пункт 1.3 договора изложить в редакции ИП Ильина Н.А.: "Способ складирования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО): контейнер, расположенный на месте (площадке) накопления ТКО по адресу: г. Омск, Черлакский тракт, дом 2, корп. 1";
пункт 1.4 договора изложить в редакции ИП Ильина Н.А.: "Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.05.2021";
пункт 4.1 договора изложить в редакции ИП Ильина Н.А.: "Стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из: количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО";
в пункте 10.2 договора исключить последнее предложение;
приложение N 1 к договору изложить в редакции ИП Ильина Н.А.:
в графе "Объем принимаемых ТКО" - 3,96 м3/год;
в графе "Место накопления крупногабаритных отходов (адрес и координаты GPS)" - г. Омск, Черлакский тракт, дом 2, корп. 1, Широта 54.884164, Долгота 73.421615;
в графе "Место накопления ТКО (адрес и координаты GPS) - г. Омск, Черлакский тракт, дом 2, корп. 1, Широта 54.884164, Долгота 73.421615;
в графе "Способ учета объема ТКО" - по количеству и объему контейнера;
в графе "Количество контейнеров, шт." - 1 (один) пластиковый контейнер с крышкой;
в графе "Объем контейнера, м3" - 0,66;
в графе "Периодичность вывоза ТКО" - 1 (один) раз в месяц (последнее число каждого месяц) в период с мая по октябрь, в период с ноября по апрель - отходов не будет;
графы "Расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив", "Показатель расчетной единицы", "Норматив накопления ТКО, м3 в год" - исключить;
графу "Тариф в пересчете, руб./м3 переименовать "Тариф, руб. м3" и изложить в редакции - с 01.01.2021 по 20.06.2021 - 716 руб. 19 коп., с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 1 305 руб. 24 коп.;
в графе "Дата начала действия" - 01.05.2021;
в графе "Дата завершения" - 31.10.2021;
в графе "Сумма" - 4 391 руб. 22 коп.";
приложение N 2 к договору изложить в редакции ИП Ильина Н.А.: "Адрес площадки: г. Омск, ул. Черлакский тракт д. 2 к.1, Объект: г. Омск, ул. Черлакский тракт д. 2 к.1;
Период оказания услуг региональным оператором |
Объем, принимаемых ТКО, м3 |
Тариф по обращению с ТКО, руб./м3 |
Сумма, руб. |
Май 2021 |
0,66 |
716 руб. 19 коп. |
472 руб. 69 коп. |
Июнь 2021 |
0,66 |
716 руб. 19 коп. |
472 руб. 69 коп. |
Июль 2021 |
0,66 |
1 305 руб. 24 коп. |
861 руб. 46 коп. |
Август 2021 |
0,66 |
1 305 руб. 24 коп. |
861 руб. 46 коп. |
Сентябрь 2021 |
0,66 |
1 305 руб. 24 коп. |
861 руб. 46 коп. |
Октябрь 2021 |
0,66 |
1 305 руб. 24 коп. |
861 руб. 46 коп. |
Ноябрь 2021 |
0 |
1 305 руб. 24 коп. |
0 |
Декабрь 2021 |
0 |
1 305 руб. 24 коп. |
0 |
Итого за 2021 |
4 391 руб. 22 коп. |
Решением от 23.11.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Малыгина Е.В.) урегулированы разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2021 N РГ0027181/ТКО в редакции предложенной ответчиком, а именно:
пункт 1.3 изложить в редакции регионального оператора ООО "Магнит": "Способ складирования ТКО определяется с учетом имеющихся технологических возможностей";
пункт 1.4 изложить в редакции регионального оператора ООО "Магнит": "Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 16.11.2020";
пункт 4.1 изложить в редакции регионального оператора ООО "Магнит": "Стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учёта объёма твёрдых коммунальных отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО (Приказ РЭК Омской области от 31.05.2017 N 61/27 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области")";
последнее предложение пункта 10.2 изложить в редакции регионального оператора ООО "Магнит": "В случае невозврата подписанного со стороны Потребителя УПД или Счет-фактуры и Акта оказанных услуг в установленный срок, а также отсутствия мотивированного отказа от подписания УПД или Счет-фактуры и Акта оказанных услуг - услуги по обращению с ТКО считаются принятыми Потребителем в полном объеме без претензий.";
приложение N 1 к договору изложить в редакции регионального оператора ООО "Магнит":
в графе "Объем принимаемых ТКО - 10, 789";
в графе "Место накопления крупногабаритных отходов (адрес и координаты GPS) 5-я Путевая ул. д. 105/Моторная Омск г. Широта: 54,911605 Долгота: 73,440374";
в графе "Место накопления ТКО (адрес и координаты GPS) - 5-я Путевая ул. д. 105/Моторная Омск г. Широта: 54,911605 Долгота: 73,440374";
в графе "Способ учета объема ТКО - По норме";
в графе "Количество контейнеров, шт. - ";
в графе "Объем контейнера, м3 - ";
в графе "Периодичность вывоза ТКО - По норме";
в графе "Расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - на 1 м2 общей площади";
в графе "Показатель расчетной единицы - 26,25";
в графе "Норматив накопления ТКО, м3 в год - 3,285";
в графе "Тариф в пересчете, руб./м3 - 338,18";
в графе "Дата начала действия - 16.11.2020";
в графе "Дата завершения - 31.12.2021";
в графе "Сумма - 3 648 руб. 45 коп.";
приложение N 2 к договору изложить в редакции регионального оператора ООО "Магнит": "Адрес площадки: 5-я Путевая ул, д. 105/Моторная Омск г. Объект: ул. Черлакский тракт д. 2 к.1 Омск г.:
Период задолженности |
Объем, принимаемых ТКО, м3 |
Тариф в пересчете, руб./м3 |
Сумма, руб. |
Декабрь 2020 |
0,274 |
338 руб. 18 коп. |
2 432 руб. 36 коп. |
Январь 2021 |
0,274 |
716 руб. 19 коп. |
5 151 руб. 20 коп. |
Февраль 2021 |
0,274 |
716 руб. 19 коп. |
5 151 руб. 20 коп. |
Март 2021 |
0,274 |
716 руб. 19 коп. |
5 151 руб. 20 коп. |
Апрель 2021 |
0,274 |
716 руб. 19 коп. |
5 151 руб. 20 коп. |
Май 2021 |
0,274 |
716 руб. 19 коп. |
5 151 руб. 20 коп. |
Июнь 2021 |
0,274 |
716 руб. 19 коп. |
5 151 руб. 20 коп. |
Июль 2021 |
0,274 |
1 305 руб. 24 коп. |
9 387 руб. 94 коп. |
Август 2021 |
0,274 |
1 305 руб. 24 коп. |
9 387 руб. 94 коп. |
Сентябрь 2021 |
0,274 |
1 305 руб. 24 коп. |
9 387 руб. 94 коп. |
Октябрь 2021 |
0,274 |
1 305 руб. 24 коп. |
9 387 руб. 94 коп. |
Ноябрь 2021 |
0,274 |
1 305 руб. 24 коп. |
9 387 руб. 94 коп. |
Декабрь 2021 |
0,274 |
1 305 руб. 24 коп. |
9 387 руб. 94 коп. |
Ноябрь 2020 |
0,274 |
338 руб. 18 коп. |
1 216 руб. 09 коп. |
Итого |
90 883 руб. 29 коп. |
Постановлением от 11.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 23.11.2021 Арбитражного суда Омской области отменено, принят по делу новый судебный акт, спорные пункты договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2020 N РГ0027181/ТКО изложены в следующей редакции:
пункт 1.3 Способ складирования ТКО: контейнер, расположенный на месте (площадке) накопления ТКО по адресу: г. Омск, Черлакский тракт, дом 2, корп. 1;
пункт 1.4 Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.05.2021;
пункт 4.1 Стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
исключить последнее предложение пункта 10.2 в редакции регионального оператора ООО "Магнит": "В случае невозврата подписанного со стороны Потребителя УПД или Счет-фактуры и Акта оказанных услуг в установленный срок, а также отсутствия мотивированного отказа от подписания УПД или Счет-фактуры и Акта оказанных услуг - услуги по обращению с ТКО считаются принятыми Потребителем в полном объеме без претензий";
приложение N 1 к договору изложить в следующей редакции:
N п/п |
Наименование объекта (нежилое помещение, здание, сооружение - место образования отходов |
Наименование ТКО согласно федеральному классификационному каталогу отходов |
Объем принимаемых ТКО |
Место накопления крупногабаритных отходов (адрес и координаты GPS) |
Место накопления ТКО(адрес и координаты GPS) |
Способ учета объема ТКО |
Количество контейнеров, шт. |
Объем контейнера, м3 |
Периодичность вывоза ТКО |
Дата начала действия |
Дата завершения |
1 |
Черлакский тракт, д. 2, корп. 1, Омск г. |
73510002725 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами |
5,28 |
Черлакский тракт, д. 2, корп. 1, Омск г.
Широта: 54,884164 Долгота: 73,421615 |
Черлакский тракт, д. 2, корп. 1, Омск г. Широта: 54,884164 Долгота: 73,421615 |
По количеству и объему
контейнеров |
1 |
0,66 |
Один раз в месяц (последнее число каждого месяца) |
01.05.2021 |
31.12.2021 |
- приложение N 2 к договору изложить в следующей редакции: Адрес площадки: г. Омск, ул. Черлакский тракт, д. 2, к. 1. Объект: г. Омск, ул. Черлакский тракт, д. 2, к. 1.
Период оказания услуги |
Объем, принимаемых ТКО, м3 |
Тариф в пересчете, руб./м3 |
Сумма, руб. |
Май 2021 |
0,66 |
716 руб. 19 коп. |
472 руб. 69 коп. |
Июнь 2021 |
0,66 |
716 руб. 19 коп. |
472 руб. 69 коп. |
Июль 2021 |
0,66 |
1 302 руб. 84 коп. |
859 руб. 87 коп. |
Август 2021 |
0,66 |
1 302 руб. 84 коп. |
859 руб. 87 коп. |
Сентябрь 2021 |
0,66 |
1 302 руб. 84 коп. |
859 руб. 87 коп. |
Октябрь 2021 |
0,66 |
1 302 руб. 84 коп. |
859 руб. 87 коп. |
Ноябрь 2021 |
0,66 |
1 302 руб. 84 коп. |
859 руб. 87 коп. |
Декабрь 2021 |
0,66 |
1 302 руб. 84 коп. |
859 руб. 87 коп. |
Итого |
6 104 руб. 60 коп. |
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Магнит" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором при урегулировании разногласий, возникших при заключении спорного договора применить редакцию регионального оператора по всем спорным пунктам.
В обоснование кассационной жалобы и дополнении к ней заявителем приведены следующие доводы: судом нарушены нормы материального и процессуального права, не в полном объеме учтены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; копия постановления направлена на бумажном носителе в адрес ответчика без подписи судей, решение в электронном виде в Картотеке арбитражных дел не подписано электронно-цифровой подписью, невозможно установить момент, когда суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции; апелляционный суд неверно применил нормы материального права при определении даты начала действия договора, поскольку тариф на услуги регионального оператора утвержден 01.04.2019, а истец является действующим предпринимателем с 18.12.2018, при этом истец долго уклонялся от заключения договора, первая заявка предоставлена в декабре 2020 года; апелляционным судом было возложено на ответчика излишнее бремя доказывания факта ведения деятельности истцом, начиная с мая 2019 года, вместе с тем судом оставлены без внимания представленные ответчиком доказательства; заявитель полагает, что между сторонами действовал типовой договор, истцом не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельное обращение с ТКО как и не представлено доказательств о неоказании либо о некачественном оказании услуг в период с 16.11.2020; судом апелляционной инстанции при внесении изменений в договор срока действия с 01.05.2021 по 31.12.2021 не учтено, что часть периода пересекается со сроком действия договора РГ0031132/ТКО, услуги по которому оказываются и который действует в настоящий момент; начисления за период с 01.05.2021 по 30.06.2021 не представляется возможным произвести по количеству и объему контейнеров ввиду того, что как и ранее в 2019 году потребитель обслуживался путем транспортирования ТКО с общедоступных площадок, таким образом, суд должен был учесть дату начала транспортирования ТКО с конкретной площадки в конкретном объеме (июль 2021 года), а также наличие действующего договора РГ0031132/ТКО; при изменении пункта 10.2 договора судом не учтено, что обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя; судом не дана оценка недобросовестному поведению истца как участнику судебного процесса; по мнению заявителя, факт осуществления деятельности ответчиком с 2018 года является доказанным, в связи с чем на отношения сторон в период с 01.04.2019 по 15.04.2020 распространяет действие типовой договор.
Суд кассационной инстанции отказал в приобщении к материалам дела приложенных к кассационной жалобе и письменному дополнению к кассационной жалобе дополнительных документов, учитывая, что положения главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не допускают приобщение к материалам дела и исследование судом кассационной инстанции дополнительных документов, которые не являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций.
ИП Ильин Н.А. в возражении на кассационную жалобу просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали свои правовые позиции.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, возражений на нее, пояснений представителей истца и ответчика, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что 17.08.2018 Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и ООО "Магнит" (региональный оператор) заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Омской области, пунктом 1.4 которого предусмотрено, что региональный оператор начинает осуществлять свою деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утвержденного Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) тарифа на услуги регионального оператора.
Приказом РЭК Омской области от 20.03.2019 N 24/13 установлен единый тариф на услугу регионального оператора, который вступил в силу с 01.04.2019.
Таким образом, ООО "Магнит" приступило к осуществлению своей деятельности в качестве регионального оператора с 01.04.2019.
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы России, ИП Ильин Н.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 18.12.2018.
16.11.2020 между ИП Ильиным Н.А. (владелец) и Администрацией Ленинского административного округа г. Омска (уполномоченный орган) заключен договор N 795-А-782 на размещение нестационарного торгового объекта на территории Ленинского административного округа города Омска, по условиям которого уполномоченный орган предоставляет, а владелец принимает сроком на 5 лет место на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО), площадью 26,25 м2 в соответствии с паспортом НТО (приложение N 1 к договору).
Тип торгового объекта: павильон; местоположение нестационарного торгового объекта: Омская обл., г. Омск, Черлакский тракт, д. 2, корп.1; вид торговли: розничная; специализация торговли на нестационарном торговом объекте: универсальная (продовольственные и непродовольственные товары) (пункт 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 договора N 795-А-782 на размещение нестационарного торгового объекта на территории Ленинского административного округа города Омска от 16.11.2020).
По утверждению истца, в декабре 2020 года ИП Ильин Н.А. обратился в ООО "Магнит" с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заполнив предложенную форму на официальном сайте ООО "Магнит".
Истцом 14.01.2021 по электронной почте получен проект договора N РГ0027181/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО с приложениями N N 1, 2 без подписи и печати со стороны регионального оператора, датированный от 01.01.2021, в котором указано на распространение его действия на отношения, возникшие с 16.11.2020.
20.01.2021 истец уведомил ООО "Магнит" о несогласии подписывать договор в предложенной региональным оператором редакции в связи с имеющимися разногласиями по пунктам 1.3, 1.4, 9.1, 2.8, 3.4.6, 4.1, 10.2, и по редакции приложений к договору.
Администрацией Ленинского административного округа г. Омска 22.03.2021 согласовано место (площадка) ТКО ИП Ильина Н.А. по адресу: г. Омск, Черлакский тракт, дом 2, корп. 1, что подтверждается распоряжением Администрации ЛАО г. Омска от 22.03.2021 N 222.
06.04.2021 сведения о месте (площадке) накопления ТКО по адресу: г. Омск, Черлакский тракт, дом 2. корп. 1, включены Администрацией Ленинского административного округа г. Омска в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Истцом 30.04.02021 на электронный адрес info@magnit-tko.ru направлены следующие документы: сопроводительное письмо от 30.04.2021.PDF, протокол разногласий от 30.04.2021.PDF, Распоряжение Администрации Ленинского административного округа N 222 от 22.03.2021.PDF, Распоряжение Администрации Ленинского административного округа N 280 от 06.04.2021.PDF, акт осмотра НТО от 18.01.2021.PDF.
24.05.2021 указанные документы повторно направлены на электронный адрес info@magnit-tko.ru.
ООО "Магнит" 18.05.2021 направило в адрес истца письмо N исх-ТКО-АО/2532 на исх.N б/н от 30.04.2021, в котором региональный оператор указал, что для рассмотрения протокола разногласий к договору от 01.01.2021 N РГ0027181/ТКО потребителю необходимо направить в адрес регионального оператора оригиналы необходимых документов, а для внесения изменений в договор от 01.01.2021 N РГ0027181/ТКО в части способа учета объема ТКО потребителю необходимо предоставить актуальные сведения по форме таблицы 5 "Места сбора и накопления твердых коммунальных отходов".
Сопроводительным письмом от 16.06.2021 истец посредством "Почты России" направил в адрес регионального оператора: сопроводительное письмо от 16.06.2021 - оригинал, протокол разногласий от 30.04.2021 к договору от 01.01.2021 N РГ0027181/ТКО, Распоряжение администрации Ленинского административного округа от 22.03.2021 N 222 - копию, Распоряжение администрации Ленинского административного округа от 06.04.2021 N 280 - копию, акт осмотра НТО от 18.01.2021 - копию, акт осмотра НТО от 30.04.2021 - копию, таблицу 5 "Места сбора и накопления твердых коммунальных отходов" - оригинал.
Данные документы были получены региональным оператором согласно почтовой квитанции (идентификатор 64404347003492) - 21.06.2021.
29.07.2021 истец получил от регионального оператора протокол согласования разногласий от 30.06.2021 к спорному договору, из которого следует, что региональный оператор согласился принять в редакции потребителя только пункт 3.4.6 договора и раздел 11 "Реквизиты и подписи сторон".
В остальной части региональный оператор полагает, что пункты 1.3, 1.4, 2.8, 4.1, 9.1, 10.2, а также приложения N N 1, 2, должны быть приняты в редакции ООО "Магнит".
Поскольку ООО "Магнит" отказалось принимать предложенную истцом редакцию спорных пунктов договора, ИП Ильиным Н.А. обратился в суд с иском.
Суд первой инстанции, рассматривая разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2021 N РГ0027181/ТКО в редакции, предложенной ответчиком, за исключением пунктов 1.3 (способ складирования отходов) и 1.4 (дата начала оказания услуг с 16.11.2020).
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что поскольку волеизъявление истца на распространение условий договора на отношения, возникшие с 16.11.2020 (пункт 1.4 в редакции ответчика), отсутствует, то понуждение к заключению договора на предыдущий период недопустимо; распространение условий договора на предшествующий его заключению период возможно только в том случае, когда между сторонами фактически существовали соответствующие отношения, если это не противоречит закону или не вытекает из существа отношений.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам действующего законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В пунктах 2, 4 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пунктов 1, 4 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (статья 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Обязанность ответчика, являющегося региональным оператором и осуществляющего деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО, заключить договор с истцом вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Пунктом 8(10) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами) (далее - Постановление N 1156) установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8(15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Специфика законодательства в области обращения с ТКО не отменяет предоставленную законодателем возможность разрешать преддоговорной спор в судебном порядке, предусмотренном статьями 445 - 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным и заключается только на условиях Типового договора. Условия конкретного договора, заключенного между сторонами, не соответствующие Типовому договору, ничтожны. Стороны могут лишь дополнить конкретный договор положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации (пункт 5 статьи 426 ГК РФ, пункты 1, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Рассмотрев разногласия сторон относительно способа складирования отходов (пункт 1.3 договора и приложения N 1, N 2), апелляционный суд указал, что предложенная истцом редакция данного пункта: "Способ складирования ТКО: контейнер, расположенный на месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: г. Омск, Черлакский тракт, дом 2, корп. 1" соответствует положениям действующего вышеприведенного законодательства, поскольку площадка по указанному адресу является местом накопления ТКО, включенным в соответствующий реестр, тогда как предложенная региональным оператором редакция данного пункта "Способ складирования ТКО определяется с учетом имеющихся технологических возможностей" не отвечает требованиям законодательства в сфере обращения с ТКО при наличии надлежащей контейнерной площадки по адресу потребителя и нарушает права последнего.
Пункт 1.4 договора, а также дата начала действия договора в приложении N 1 к нему обоснованно приняты апелляционным судом в редакции истца, поскольку редакция регионального оператора ("срок оказания услуг, дата начала действия договора с 16.11.2020") необоснованно позволяет применить эти условия к отношениям сторон, возникшим до заключения договора, без согласия обеих сторон сделки. Вместе с тем установление такого правила является правом сторон и не может быть осуществлено в одностороннем порядке. Иное означало бы нарушение основополагающего принципа свободы договора (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2012 N ВАС-8524/12 по делу N А35-8392/2011).
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Довод заявителя кассационной жалобы о возложении апелляционным судом на ответчика бремени доказывания факта ведения деятельности истцом, начиная с мая 2019 года, а также об оставлении без внимания представленных ответчиком доказательств, судом округа признается несостоятельным, поскольку не соответствует содержанию обжалуемого судебного акта.
Довод заявителя кассационной жалобы, что апелляционным судом не дана оценка достоверности каждого доказательства, судом округа отклоняется как несостоятельный.
Отсутствие в мотивировочной части судебного акта выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства, не свидетельствует о том, что оно не оценивалось судом.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Материалами дела и текстом обжалуемого судебного акта подтверждено, что суд апелляционной инстанции тщательно исследовал все имеющиеся в деле доказательства, предпринял исчерпывающие процессуальные меры по разъяснению сторонам предмета доказывания и особенностей распределения бремени доказывания по настоящему делу, оценил все доводы и возражения участвующих в деле лиц, в связи с чем судебная коллегия суда кассационной инстанции, не обладающая полномочиями по решению вопроса о преимуществе одних доказательств перед другими, по самостоятельному исследованию доказательств и по иной оценке тех доказательств, которые исследовались судами, отклоняет доводы кассационной жалобы как направленные исключительно на переоценку доказательств по делу.
Доводы кассационной жалобы в целом направлены на переоценку кассационной инстанцией установленных фактических обстоятельств и представленных доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные главой 35 АПК РФ.
В силу статей 286, 287 АПК РФ переоценка доказательств и установление иных обстоятельств, отличающихся от установленных судом апелляционной инстанции, в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене обжалуемого постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 11.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-14655/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Курындина |
Судьи |
Т.С. Терентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 8(10) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами) (далее - Постановление N 1156) установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
...
Специфика законодательства в области обращения с ТКО не отменяет предоставленную законодателем возможность разрешать преддоговорной спор в судебном порядке, предусмотренном статьями 445 - 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным и заключается только на условиях Типового договора. Условия конкретного договора, заключенного между сторонами, не соответствующие Типовому договору, ничтожны. Стороны могут лишь дополнить конкретный договор положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации (пункт 5 статьи 426 ГК РФ, пункты 1, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июля 2022 г. N Ф04-2734/22 по делу N А46-14655/2021