г. Тюмень |
|
28 июля 2022 г. |
Дело N А03-13058/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств веб-конференции (онлайн-заседание) и аудиозаписи кассационную жалобу конкурсного управляющего Хабарского муниципального унитарного предприятия "Многоотраслевое коммунальное хозяйство" Шишина Артема Юрьевича на решение от 21.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Ильичева Л.Ю.) и постановление от 04.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А03-13058/2021 по заявлению конкурсного управляющего Хабарского муниципального унитарного предприятия "Многоотраслевое коммунальное хозяйство" (658780, Алтайский край, с. Хабары, ул. Ленина, д. 93; ОГРН 1162225085890, ИНН 2286004301) Шишина Артема Юрьевича к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, Алтайский край, г. Барнаул., Красноармейский пр-кт, д.9; ОГРН 1022201761592, ИНН 2225026971) о признании незаконным бездействия.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по образованию Администрации Хабарского района Алтайского края (658780, Алтайский край, с. Хабары, ул. Ленина, д. 42; ОГРН 1022202891523, ИНН 2286001420), Отдел по культуре Администрации Хабарского района Алтайского края (658780, Алтайский край, с. Хабары, ул. Ленина, д. 42; ОГРН 1022202890929, ИНН 2286001438), Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края (658780, Алтайский край, с. Хабары, ул. Ленина, д. 42; ОГРН 1022202892800, ИНН 2286001540), Администрация Хабарского района Алтайского края (658780, Алтайский край, с. Хабары, ул. Ленина, д. 42; ОГРН 1022202893239, ИНН 2286001558).
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" принял участие представитель Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю - Зарва И.И. по доверенности от 30.12.2021 N 15-30/6.
Суд установил:
конкурсный управляющий Хабарского муниципального унитарного предприятия "Многоотраслевое коммунальное хозяйство" (далее - Хабарское МУП "МКХ") Шишин Артем Юрьевич (далее - заявитель, конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю в лице отдела N 48 УФК по Алтайскому краю (далее - УФК, Управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприостановлении расходных операций на лицевых счетах структурных подразделений Администрации Хабарского района Алтайского края, а именно: Комитета по образованию, Отдела по культуре, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Хабарского МУП "МКХ" путем приостановления операций по лицевым счетам Комитета по образованию, Отдела по культуре, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края до исполнения в полном объеме исполнительного листа от 19.02.2021 серии ФС N033542058 по делу NА03-21829/2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: Администрация Хабарского района Алтайского края (далее - Администрация), Комитет по образованию Администрации Хабарского района Алтайского края (далее - Комитет по образованию), Отдел по культуре Администрации Хабарского района Алтайского края (далее - Отдел по культуре), Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края (далее - Комитет по финансам).
Решением от 21.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 04.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Конкурсный управляющий обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие фактическим обстоятельствам вывода судов о том, что отделы и комитеты Администрации не являются ее филиалами, представительствами и структурными (обособленными) подразделениями, поскольку они наделены правами юридических лиц, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель указывает, что Администрация является учредителем Комитета по образованию, Отдела по культуре, Комитета по финансам; в Положениях данных органов указано на их принадлежность Администрации в качестве ее структурных подразделений; действующее законодательство допускает у юридического лица наличие статуса структурного подразделения, и, как следствие, распространение на него норм бюджетного законодательства, в том числе пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу УФК считает доводы заявителя несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания заявителя и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что на основании определения от 25.01.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-21829/2018, которым с Администрации в пользу Хабарского МУП "МКХ" взыскано 2 290 000 руб., арбитражным судом 19.02.2021 выдан исполнительный лист серии ФС N 033542058, который направлен заявителем в УФК для исполнения.
29.03.2021 должник в соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ представил в Отдел N 48 Управления информацию о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа.
С 08.06.2021 в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства операции по расходованию средств на лицевом счете должника приостановлены, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.
В этот же день в адрес взыскателя направлено уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа от 08.06.2021 N УНЛ-21- 01301363-4.
Платежные документы до настоящего времени от должника для перечисления средств в погашение задолженности по исполнению требований исполнительного документа серии ФС N 033542058 в УФК не поступили.
19.07.2021 в адрес Управления Хабарским МУП "МКХ" направлено заявление N 221 о предоставлении информации о принятых со стороны Управления мерах по приостановлению расходных операций на всех лицевых счетах Администрации и лицевых счетах ее структурных подразделений. В заявлении указано на то, что структурными подразделениями Администрации являются, в том числе: Комитет по образованию, Отдел по культуре, Комитет по финансам.
Операции по счетам указанных заявителем отдела и комитетов приостановлены не были.
10.08.2021 конкурсным управляющим Хабарского МУП "МКХ" подана жалоба на бездействие органов УФК, не приостановивших операции по лицевым счетам структурных подразделений Администрации (Комитета по образованию, Отдела по культуре, Комитета по финансам), в ответ на которую УФК письмом от 17.08.2021 проинформировало заявителя об отсутствии оснований для приостановления операций по счетам Одела и Комитетов ввиду отсутствия у них статуса обособленных (структурных) подразделений Администрации.
Посчитав незаконным бездействие Управления, выразившееся в неприостановлении расходных операций на лицевых счетах структурных подразделений Администрации, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 239, 242.1, 242.5 БК РФ, пунктами 2.2., 45 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н (далее - Порядок N 21н), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу об отсутствии незаконного бездействия Управления.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов, отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района (статья 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статья 40 Устава муниципального образования Хабарский район Алтайского края).
Исходя из взаимосвязанных положений БК РФ, статьи 55 ГК РФ, Порядка N 21н, суды обоснованно указали, что бюджетное законодательство при определении структурного (обособленного) подразделения исходит из порядка открытия лицевого счета, а именно, выполнения следующих условий: обязательного наличия у учреждения ходатайства участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение, об открытии лицевых счетов обособленному подразделению; создание самим участником бюджетного процесса своего обособленного подразделения.
В соответствии со статьей 43 Устава муниципального образования Хабарский район Алтайского края органы Администрации могут наделяться правами юридического лица. Основаниями для государственной регистрации органов Администрации районов в качестве юридических лиц являются решения районного Совета депутатов об учреждении соответствующего органа и об утверждении положения о нем.
Учитывая, что именно Совет депутатов принимает решение об учреждении соответствующего органа и об утверждении положения о нем, суды правильно указали, что Администрация по отношению к Комитету по образованию, Отделу по культуре, Комитету по финансам не является органом, создавшим указанные учреждения; при открытии лицевых счетов Комитету по образованию, Отделу по культуре, Комитету по финансам в представленных в Управление пакетах документов ходатайств Администрации не было, поэтому лицевые счета комитетам, отделу открыты как самостоятельным получателям бюджетных средств по их собственным заявлениям.
Согласно положениям статей 125, 126 ГК РФ, статей 2, 17 Закона N 131-ФЗ, Уставу муниципального образования Хабарский район Алтайского края, Положению о Комитете по образованию, Положению об Отделе по культуре, Положению о Комитете по финансам, налоговой и кредитной политике наряду с Администрацией указанные комитеты, отдел являются органами местного самоуправления, образуемыми представительным органом муниципального образования, наделенными собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Отклоняя доводы заявителя, суд апелляционной инстанции правильно отметил, что в рассматриваемом случае имеет значение не то, как Комитет по образованию, Отдел по культуре, Комитет по финансам названы в своих учредительных документах, а то, какой правоспособностью они обладают в бюджетных, гражданско-правовых отношениях.
Исходя из изложенного, учитывая, что в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Администрации данные комитеты, отдел в качестве ее обособленных (структурных) подразделений не указаны, каждый из них наделен правами самостоятельного юридического лица, лицевые счета комитетам, отделу открыты как самостоятельным участникам бюджетных отношений (получателям бюджетных средств), а не структурным подразделениям, суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов о том, что оснований для приостановления операций по счетам указанных заявителем комитетов и отдела (Комитета по образованию, Комитета по финансам, Отдела по культуре) у УФК не имелось.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм права и ошибочной оценке документов о статусе комитетов и отдела, в связи с чем подлежат отклонению.
Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В связи с тем, что заявителю при подаче кассационной жалобы предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе на основании статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 04.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-13058/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Взыскать с Хабарского муниципального унитарного предприятия "Многоотраслевое коммунальное хозяйство" (658780, Алтайский край, с. Хабары, ул. Ленина, д. 93; ОГРН 1162225085890, ИНН 2286004301) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из взаимосвязанных положений БК РФ, статьи 55 ГК РФ, Порядка N 21н, суды обоснованно указали, что бюджетное законодательство при определении структурного (обособленного) подразделения исходит из порядка открытия лицевого счета, а именно, выполнения следующих условий: обязательного наличия у учреждения ходатайства участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение, об открытии лицевых счетов обособленному подразделению; создание самим участником бюджетного процесса своего обособленного подразделения.
...
Согласно положениям статей 125, 126 ГК РФ, статей 2, 17 Закона N 131-ФЗ, Уставу муниципального образования Хабарский район Алтайского края, Положению о Комитете по образованию, Положению об Отделе по культуре, Положению о Комитете по финансам, налоговой и кредитной политике наряду с Администрацией указанные комитеты, отдел являются органами местного самоуправления, образуемыми представительным органом муниципального образования, наделенными собственными полномочиями по решению вопросов местного значения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июля 2022 г. N Ф04-3306/22 по делу N А03-13058/2021