город Томск |
|
4 апреля 2022 г. |
Дело N А03-13058/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Татаренко В. А. рассмотрел апелляционную жалобу конкурсного управляющего Хабарского муниципального унитарного предприятия "Многоотраслевое коммунальное хозяйство" Шишина А.Ю. (N 07АП-1808/2022) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.01.2022 по делу N А03-13058/2021 (судья Ильичева Л.Ю.) по заявлению конкурсного управляющего Хабарского муниципального унитарного предприятия "Многоотраслевое коммунальное хозяйство" Шишина А.Ю. (ОГРН 1162225085890, ИНН 2286004301) к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю в лице отдела N48 УФК по Алтайскому краю (ОГРН: 1022201761592, ИНН: 2225026971) о признании незаконным бездействия, выразившееся в неприостановлении расходных операций на лицевых счетах структурных подразделений Администрации Хабарского района Алтайского края, а именно: Комитета по образованию, Отдела по культуре, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Хабарского МУП "МКХ" путем приостановления операций по лицевым счетам Комитета по образованию, Отдела по культуре, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края до исполнения в полном объеме исполнительного листа от 19.02.2021 серии ФС N033542058 по делу NА03- 21829/2018,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Комитет по образованию Администрации Хабарского района Алтайского края (ОГРН 1022202891523, ИНН 2286001420 - 658780, Алтайский край, Хабарский район, с. Хабары, ул. Ленина, д. 42), Отдел по культуре Администрации Хабарского района Алтайского края (ОГРН 1022202890929, ИНН 2286001438 - 658780, Алтайский край, Хабарский район, с. Хабары, ул. Ленина, д. 42), Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края (ОГРН 1022202892800, ИНН 2286001540 - 658780, Алтайский край, Хабарский район, с. Хабары, ул. Ленина, д. 42), Администрации Хабарского района Алтайского края (ОГРН: 1022202893239, ИНН: 2286001558, 658780,
В судебном заседании принимают участие:
От заинтересованного лица: без участия (представитель Зарва И. И. не обеспечила подключение к заседанию в режиме веб-конференции),
От иных лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий Хабарского муниципального унитарного предприятия "Многоотраслевое коммунальное хозяйство" Шишин А.Ю. (далее - заявитель, Хабарское МУП "МКХ") обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю в лице отдела N 48 УФК по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным бездействия, выразившееся в неприостановлении расходных операций на лицевых счетах структурных подразделений Администрации Хабарского района Алтайского края, а именно: Комитета по образованию, Отдела по культуре, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Хабарского МУП "МКХ" путем приостановления операций по лицевым счетам Комитета по образованию, Отдела по культуре, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края до исполнения в полном объеме исполнительного листа от 19.02.2021 серии ФС N 033542058 по делу N А03-21829/2018.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Комитет по образованию Администрации Хабарского района Алтайского края (ОГРН 1022202891523, ИНН 2286001420 - 658780, Алтайский край, Хабарский район, с. Хабары, ул. Ленина, д. 42), Отдел по культуре Администрации Хабарского района Алтайского края (ОГРН 1022202890929, ИНН 2286001438 - 658780, Алтайский край, Хабарский район, с. Хабары, ул. Ленина, д. 42), Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края (ОГРН 1022202892800, ИНН 2286001540 - 658780,Алтайский край, Хабарский район, с. Хабары, ул. Ленина, д. 42), Администрацию Хабарского района Алтайского края (ОГРН: 1022202893239, ИНН: 2286001558, 658780.
Решением от 21.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Хабарское МУП "МКХ" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, вынести новое решение, которым обязать Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Хабарского МУП "МКХ" путем приостановления операций по лицевым счетам Комитета по образованию, Отдела по культуре, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края, до исполнения в полном объеме исполнительного листа от 19.02.2021 серии ФС N 033542058 по делу N А03-21829/2018.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд безосновательно соглашается с выводом Управления о том, что в данном случае имеет значение не то, как Комитет по образованию, Отдел по культуре, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края названы в своих учредительных документах, а то, какой правоспособностью они обладают в бюджетных, гражданско-правовых отношениях, при этом не ссылаясь на такого рода ограничения в действующем законодательстве.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представитель Управления не обеспечил подключение к онлайн-заседанию.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, определением Арбитражного суда Алтайского края от 25.01.2021 по делу N А03- 21829/2018 с Администрации Хабарского района Алтайского края в пользу Хабарского муниципального унитарного предприятия "Многоотраслевое коммунальное хозяйство" взыскано 2 290 000 руб.
На основании указанного судебного акта 19.02.2021 арбитражным судом выдан исполнительный лист серии ФС N 033542058., который направлен заявителем в УФК по Алтайскому краю для исполнения.
08.06.2021 начальник Отдела N 48 УФК по Алтайскому краю уведомлением о неисполнении должником требований исполнительного документа, информировал взыскателя об истечении 08.06.2021 трехмесячного срока исполнения исполнительного документа серии ФС N 033542058 от 19.02.2021 и неисполнении должником содержащихся в нем требований.
29.03.2021 должник в соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ представил в Отдел N 48 Управления информацию о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа.
С 08.06.2021 в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Кодекса, при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, операции по расходованию средств на лицевом счете должника приостановлены, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.
В этот же день в адрес взыскателя направлено Уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа от 08.06.2021 N УНЛ-21- 01301363-4.
Платежные документы до настоящего времени от должника для перечисления средств в погашение задолженности по исполнению требований исполнительного документа серии ФС N 033542058 в Отдел 48 Управления не поступали.
19.07.2021 в адрес Управления Хабарским МУП "Многоотраслевое коммунальное хозяйство" направлено заявление N 221 о предоставлении информации о принятых со стороны Управления мерах по приостановлению расходных операций на всех лицевых счетах Администрации Хабарского района Алтайского края, и лицевых счетах структурных подразделений Администрации Хабарского района Алтайского края.
В заявлении N 221 от 19.07.2021, заявителем указывалось на принадлежность в качестве структурных подразделениям, входящих в состав Администрации Хабарского района Алтайского края, в том числе: Комитет по образованию Администрации района, Отдел по культуре Администрации района, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации района Посчитав незаконным бездействие Управления, выразившееся в неприостановлении расходных операций на лицевых счетах структурных подразделений Администрации Хабарского района Алтайского края, а именно: Комитета по образованию, Отдела по культуре, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно в порядке главы 34 АПК РФ, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится. Пунктом 3 статьи 239 БК РФ установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Предусмотренный главой 24.1 БК РФ порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является единым для всех случаев передачи гражданам и организациям бюджетных средств.
Согласно части 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Согласно пункту 2 статьи 242.1 БК РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Как верно отметил суд первой инстанции, определения структурного (обособленного) подразделения должника при этом в Бюджетном кодексе не содержится.
При этом статьёй 55 ГК РФ четко определяются такие виды обособленных подразделений, как филиал и представительство:
1) представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
2) филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
И филиалы, и представительства создаются как обособленные подразделения, они не пользуются правами юридического лица и действуют на основании утверждённых положений. Филиалы и представительства создаются вне места нахождения юридического лица, причем могут открываться как на территории Российской Федерации, так и в других государствах. Юридическое лицо наделяет филиалы и представительства частью своего имущества, которое учитывается на отдельных балансах обособленного подразделения и на балансе юридического лица.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2.2. Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н (далее - Порядок N 21н) на обособленное подразделение получателя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, действующее на основании утвержденного получателем бюджетных средств (получателем бюджетных средств, осуществляющим операции со средствами во временном распоряжении, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета) положения, наделенное имуществом, находящимся в оперативном управлении получателя бюджетных средств (получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета), и обязанностью ведения бюджетного учета, распространяются, соответственно, положения настоящего Порядка, регламентирующие вопросы в отношении получателя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета.
Пунктом 45 Порядка N 21н определены особенности открытия лицевых счетов клиентам, являющимся участниками бюджетного процесса - дополнительно обособленное подразделение представляет ходатайство участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение, об открытии лицевых счетов обособленному подразделению, подписанное руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение. При этом обособленному подразделению открываются только те виды лицевых счетов, которые открыты создавшему его участнику бюджетного процесса.
Руководствуясь вышеуказанными нормами, суд первой инстанции верно отметил, что бюджетное законодательство при определении структурного (обособленного) подразделения исходит из порядка открытия лицевого счета, а именно, выполнения следующих условий:
- обязательного наличия у учреждения ходатайства участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение, об открытии лицевых счетов обособленному подразделению;
- создание самим участником бюджетного процесса своего обособленного подразделения.
Судом исходя из статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 40 Устава муниципального образования Хабарский район Алтайского края (далее -Устав), установлено, что Администрация Хабарского района Алтайского края является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района.
Согласно ст. 43 Устава органы Администрации могут наделяться правами юридического лица. Основаниями для государственной регистрации органов Администрации районов в качестве юридических лиц являются решения районного Совета депутатов об учреждении соответствующего органа и об утверждении положения о нем.
В выписке из единого государственного реестра юридических лиц на Администрацию Хабарского района, формируемой на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации сайте, данные комитеты, отдел в качестве обособленных (структурных) подразделений не указаны.
Как верно отметил суд первой инстанции, поскольку именно Совет депутатов принимает решение об учреждении соответствующего органа и об утверждении положения о нем, Администрация Хабарского района по отношению к Комитету по образованию, Отделу по культуре, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике не является органом, создавшим указанные учреждения. При открытии лицевых счетов Комитету по образованию, Отделу по культуре, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Хабарского района Алтайского края в представленных в Управление пакетах документов ходатайств не было, поэтому лицевые счета Комитетам, Отделу открыты как самостоятельным получателям бюджетных средств.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что органы Администрации Хабарского района Алтайского края наделены правами юридического лица (статья 43 Устава муниципального образования Хабарский район Алтайского края), поэтому в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации они не являются филиалами, представительствами и структурными (обособленными) подразделениями. Согласно положениям ст. 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2, ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N >131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставу муниципального образования Хабарский район Алтайского края, Положению о Комитете по образованию, Положению об Отделе по культуре, Положению о Комитете по финансам, налоговой и кредитной политике наряду с Администрацией Хабарского района Алтайского края являются органами местного самоуправления, образуемыми представительным органом муниципального образования, наделенными собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Комитет по образованию, Отдел по культуре, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края отвечают всем признакам юридического лица, которые предусмотрены статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно могут иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечать по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс и (или) смету. Представительства и филиалы в свою очередь не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Указанные признаки явно противоречат организации деятельности указанных учреждений.
Вопреки доводам апеллянта, в данном случае имеет значение не то, как Комитет по образованию, Отдел по культуре, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края названы в своих учредительных документах, а то, какой правоспособностью они обладают в бюджетных, гражданско-правовых отношениях.
Судом установлено, что в качестве должника по предъявленному исполнительному листу серии ФС N 033542058 указана Администрация Хабарского района Алтайского края, которой, в соответствии с вышеуказанной нормой права, были приостановлены операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.
Руководствуясь пунктом 7 статьи 242.5 Кодекса, суд первой инстанции верно отметил, что юридическое значение имеет то, какой счет открыт: самостоятельного получателя или структурного подразделения в данном органе. В рассматриваемой ситуации лицевые счета Комитета по образованию, Отдела по культуре, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края открыты как самостоятельным получателям, а не структурным подразделениям.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно поддержал позицию Управления о том, что Комитет по образованию, Отдел по культуре, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике не являются структурным (обособленным) подразделением администрации района в связи с чем у Управления не имелось правовых оснований для приостановления операций на лицевых счетах указанных органов.
При изложенных обстоятельствах, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно не усмотрел незаконного бездействия Управления в смысле приведенных норм бюджетного законодательства и исходя из заявленных Хабарское МУП "МКХ" требований.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы подлежат взысканию с апеллянта, в связи с тем, что ему была предоставлена отсрочка уплаты при подаче жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.01.2022 по делу N А03-13058/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу конкурсного управляющего Хабарского муниципального унитарного предприятия "Многоотраслевое коммунальное хозяйство" Шишина А.Ю. - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Многоотраслевое коммунальное хозяйство" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб. по апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13058/2021
Истец: МУП Хабарское "Многоотраслевое коммунальное хозяйство"
Ответчик: УФК по АК, УФК по Алтайскому краю
Третье лицо: Отдел по культуре Администрации Хабаровского района АК, Администрация Хабарского района АК, Комитет по образованию Администрации Хабарского района АК, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района АК