г. Тюмень |
|
5 августа 2022 г. |
Дело N А75-9995/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лысоконь Алины Денисовны на решение от 08.12.2021 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 16.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-9995/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Лысоконь Алины Денисовны (ОГРНИП 319861700083045) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, город Ханты-Мансийск, улица Рознина, дом 72, ИНН 8601024794, ОГРН 1058600003681) об оспаривании санитарно-эпидемиологического заключения.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Санитарно-эпидемиологическое заключение" (628406, город Сургут, шоссе Нефтеюганское, здание 38/1, помещение 6, 7, кабинет 303, ИНН 8602283657, ОГРН 1188617001210).
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Лысоконь Алина Денисовна (далее - предприниматель, Лысоконь А.Д.) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление) о признании недействительным санитарно-эпидемиологического заключения от 31.12.2020 N 86.СУ.03.000.М.000079.12.20, обязании выдать санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии объекта - детский сад "Лисенок" (адрес: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, пгт. Барсово, ДНТ "Барсовское", улица 8 правая, участок 4) санитарным нормами правилам, действующим на 30.12.2020.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Санитарно-эпидемиологическое заключение" (далее - ООО "СЭЗ").
Решением от 08.12.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 16.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприниматель просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, при вынесении оспариваемого акта управление неправомерно не воспользовалось своим правом на получение от иных лиц необходимой информации; выводы судов о несоответствии помещений требованиям пунктов 1.4, 2.1-2.4, 2.9 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3147-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.12.2013 N 68 (далее - СанПиН 2.4.1.3147-13), пунктов 4.7, 5.7, 6.5, 7.1, 7.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условия проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2020 N 64 (далее - СанПин 2.1.2.2645-10), являются несостоятельными.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
ООО "СЭЗ" в отзыве на кассационную жалобу поддерживает позицию ее подателя.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 12.12.2020 предприниматель Лысоконь А.Д. обратилась в управление с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам объекта - детский сад "Лисенок" (жилое помещение площадью 690 кв. м на 1 этаже 3-х этажного жилого дома по адресу: Сургутский район, пгт. Барсово, ДНТ "Барсовское", улица 8 правая, участок 4), который предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности. К заявлению было приложено подготовленное ООО "СЭЗ" экспертное заключение от 11.12.2020 N 73, согласно которому объект соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3147-13, санитарных правил и норм 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 N 34.
По результатам рассмотрения указанного заявления управлением выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от 31.12.2020 N 86.СУ.03.000.М.000079.12.20 о несоответствии здания, строения, помещения, оборудования и иного имущества, используемого при осуществлении образовательной деятельности требованиям СанПиН 2.4.1.3147-13, СанПиН 2.1.2.2645-10 и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
Не согласившись с указанным санитарно-эпидемиологическим заключением, предприниматель Лысенко А.Д. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемого акта и отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 20.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека (абзацы четвертый и девятый).
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", частью 1 статьи 40 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
При этом исходя из пункта 2 статьи 40 Закона N 52-ФЗ обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности.
Выдача санитарно-эпидемиологических заключений является государственной услугой, оказываемой Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775 (далее - Административный регламент), и Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 (далее - Порядок).
В силу части 2 статьи 42 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические заключения даются главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.
Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган): заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения и результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке (пункт 18 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 11 Порядка, пунктами 62, 63 Административного регламента в случае установления несоответствия факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям уполномоченный специалист-эксперт указывает на необходимость подготовки санитарно-эпидемиологических заключений о несоответствии факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям с указанием причины несоответствия. Сведения о санитарно-эпидемиологическом заключении о несоответствии вносятся в реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям видов деятельности (работ, услуг).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что основанием для вынесения оспариваемого санитарно-эпидемиологического заключения послужили выявленные управлением несоответствия помещения и оборудования, предполагаемого к использованию при осуществлении Лысоконь А.Д. образовательной деятельности в детском саду, требованиям пунктов 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5.2, 2.7, 2.9, 3.1, 3.2, 4.10 СанПиН 2.4.1.3147-13, пунктов 2.1, 2.2, 4.7, 5.7, 6.5, 7.1, 7.2 СанПиН 2.1.2.2645-10, пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 4.4, приложения N 1 СанПиН 2.1.4.1074-01.
Так, согласно пункту 1.4 СанПиН 2.4.1.3147-13 жилые помещения, при размещении в них дошкольных групп, должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях и настоящим санитарным правилам.
Дошкольные группы размещаются в жилых помещениях, обеспеченных системами централизованного или нецентрализованного водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и электроснабжения. При отсутствии централизованного водоснабжения и канализации помещения дошкольных групп оборудуют внутренними системами водоснабжения для механизированной подачи воды и канализации при условии устройства выгреба или локальных очистных сооружений. Концентрация вредных веществ воздуха в помещениях с постоянным пребыванием детей не должна превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест. (пункт 2.1 СанПиН 2.4.1.3147-13).
В силу пункта 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов с жилыми комнатами.
Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров (пункт 2.2 СанПиН 2.4.1.3147-13).
Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях пребывания детей должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий (пункт 2.3 СанПиН 2.4.1.3147-13).
Пунктом 5.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что жилые помещения и придомовая территория должны обеспечиваться инсоляцией в соответствии с гигиеническими требованиями к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий.
Допустимые уровни ионизирующего излучения установлены пунктами 6.5-6.5.2 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Стены и потолки помещений должны иметь поверхность, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Стены и потолки не должны быть поражены грибком (пункт 2.4 СанПиН 2.4.1.3147-13).
В соответствии с пунктами 7.1, 7.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 выделение вредных химических веществ из строительных и отделочных материалов, а также из материалов, используемых для изготовления встроенной мебели, не должно создавать в жилых помещениях концентраций, превышающих нормативные уровни, установленные для атмосферного воздуха населенных мест. Уровень напряженности электростатического потенциала на поверхности строительных и отделочных материалов не должен превышать 15 кВ/м (при относительной влажности воздуха 30 - 60%).
Для дошкольных групп сокращенного, полного и продленного дня пребывания детей (от 5 до 14 часов) предусматривается следующий набор помещений и/или мест: место (помещение), оборудованное шкафчиками или вешалками для верхней одежды и полками для обуви; игровая комната для проведения занятий, игр; помещение (место в игровой комнате) для сна; кухня для хранения пищевых продуктов, приготовления пищи, мытья и хранения посуды, разделочного инвентаря и столовых приборов; помещение (место в игровой комнате или на кухне) для приема пищи детьми; место (в помещении кухни или игровой комнаты) для организации питьевого режима; помещение (место) для хранения белья; место (шкаф) для хранения уборочного инвентаря; туалет; умывальная комната (пункт 2.5.2 СанПиН 2.4.1.3147-13).
Для игр детей используют игрушки, выполненные из материалов, безвредных для здоровья человека, допускающих влажную обработку (стирку) и дезинфекцию (пункт 2.7 СанПиН 2.4.1.3147-13).
Помещения для организации сна оборудуют кроватями (пункт 2.9 СанПиН 2.4.1.3147-13).
Столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, посуда, используемая для приготовления и хранения пищи, должны быть изготовлены из материалов, безопасных для здоровья человека. Столы и кухонная посуда маркируются: "сырая продукция" и "готовая продукция" для раздельной обработки сырых и готовых пищевых продуктов и приготовления блюд. Для разделки сырых и готовых продуктов следует иметь отдельные разделочные столы, ножи и доски, мясорубки, овощерезки. Допускается использование кухонного комбайна с насадками для раздельной обработки сырых и готовых продуктов. Для разделки сырых и готовых продуктов используются доски из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами, подвергающихся мытью и дезинфекции. Доски не должны иметь дефектов (щелей, зазоров, сколов). Разделочный инвентарь (разделочные доски, ножи) маркируется: "ГП" - для готовой продукции (вареного мяса, вареной рыбы, вареных овощей, зелени, готовых к употреблению), "СП" - для сырой продукции (сырого мяса, сырой рыбы, сырых овощей), "СК" - для сырых кур, "Гастрономия" - для сыра, масла, колбас; "Хлеб", "Сельдь" (пункт 3.2 СанПиН 2.4.1.3147-13).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованными доводы управления об отсутствии в представленных предпринимателем Лысконь А.Д. документах, в том числе экспертном заключении, достаточной информации, необходимой для вывода о соответствии спорного объекта вышеназванным требованиям санитарных правил и норм (в части наличия механизированной подачи воды, вентиляционных каналов; оценки инсоляции, уровней освещения, ионизирующего излучения, уровней напряженности электростатического потенциала на поверхности строительных и отделочных материалов, уровней вредных веществ воздуха в помещениях, вредных химических веществ из строительных и отделочных материалов, а также из материалов, используемых для изготовления встроенной мебели; оборудования всех основных помещений пребывания детей бытовыми термометрами; наличия/отсутствия пораженности стен и потолков грибком; безопасности игрушек, посуды, кухонного оборудования и инвентаря, количества кроватей).
При таких обстоятельствах у судов не имелось правовых оснований для удовлетворения требований предпринимателя о признании недействительным оспариваемого акта и обязании управления выдать санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предполагаемого к использованию при осуществлении образовательной деятельности объекта (детского сада) государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.12.2021 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 16.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-9995/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, посуда, используемая для приготовления и хранения пищи, должны быть изготовлены из материалов, безопасных для здоровья человека. Столы и кухонная посуда маркируются: "сырая продукция" и "готовая продукция" для раздельной обработки сырых и готовых пищевых продуктов и приготовления блюд. Для разделки сырых и готовых продуктов следует иметь отдельные разделочные столы, ножи и доски, мясорубки, овощерезки. Допускается использование кухонного комбайна с насадками для раздельной обработки сырых и готовых продуктов. Для разделки сырых и готовых продуктов используются доски из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами, подвергающихся мытью и дезинфекции. Доски не должны иметь дефектов (щелей, зазоров, сколов). Разделочный инвентарь (разделочные доски, ножи) маркируется: "ГП" - для готовой продукции (вареного мяса, вареной рыбы, вареных овощей, зелени, готовых к употреблению), "СП" - для сырой продукции (сырого мяса, сырой рыбы, сырых овощей), "СК" - для сырых кур, "Гастрономия" - для сыра, масла, колбас; "Хлеб", "Сельдь" (пункт 3.2 СанПиН 2.4.1.3147-13)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 августа 2022 г. N Ф04-2572/22 по делу N А75-9995/2021