г. Тюмень |
|
9 августа 2022 г. |
Дело N А02-1719/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Буровой А.А.
Малышевой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Алтай на решение от 31.01.2022 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Амургушев С.В.) и постановление от 18.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киреева О.Ю., Афанасьева Е.В., Сорокина Е.А.) по делу N А02-1719/2021 по заявлению Администрации Усть-Канского района (аймака) (ОГРН 1030400557296, ИНН 0403004618) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай (ОГРН 1020400745034, ИНН 0411008817), Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460) о взыскании убытков.
Суд установил:
Администрация Усть-Канского района (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай, Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (далее - Министерство, ответчик) о взыскании 2 736 960 руб. убытков.
Решением от 31.01.2022 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 18.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены в части взыскания с Республики Алтай в лице Министерства за счет средств казны Республики Алтай в пользу муниципального образования Усть-Канский район в лице исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - Администрации убытков в размере 2 736 960 руб.
В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай отказано.
Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Администрация возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами подтверждено следующее.
Решением от 27.04.2021 Усть-Канского районного суда Республики Алтай по делу N 2-61/2021 на Администрацию возложена обязанность предоставить Топитонову А.С. вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не менее 60 кв. м, соответствующее санитарным нормам и техническим требованиям, по договору социального найма с учетом права Топитонова А.С. на дополнительную жилую площадь и права Топитоновой А.Т. на жилую площадь. Суд исходил из наличия у семьи Топитоновых права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, поскольку Топитонов А.С. страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, является инвалидом с детства, в связи с чем имеет право на дополнительную жилую площадь. Определением Усть-Канского районного суда от 20.09.2021 в целях защиты жилищных прав Топитонова А.С. был изменен порядок и способ исполнения решения суда.
Письмом от 04.08.2021 Администрация обратилась в Министерство с просьбой выделить необходимую сумму (л.д. 17-18 том 1).
Письмом от 23.08.2021 Министерство отказало в выделении денежных средств (л.д. 19-20 том 1).
Полагая, что финансирование расходов по приобретению жилья для последующей его передачи по договорам социального найма нуждающимся в улучшении жилищных условий семьям, имеющим детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, должно производиться в солидарном порядке за счет средств субъекта Российской Федерации и средств Российской Федерации, Администрация обратилась в арбитражный суд.
Суды, руководствуясь статьями 39, 40, 72 Конституции Российской Федерации, статьями 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 19, 51, 52, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 84, 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пришли к верному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалидов является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а бюджетным законодательством Республики Алтай не предусматривались расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функции по предоставлению жилых помещений семьям, имеющим детей-инвалидов и поставленным на учет нуждающихся после 01.01.2005, является правомерным, соответствующим правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10.11.2011 N 6773/11, вывод судов о том, что невыполнение Республикой Алтай в лице Министерства этой обязанности влечет за собой возникновение убытков у муниципального образования на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов.
При таких обстоятельствах судом верно определен ответчик - субъект Российской Федерации в лице Республики Алтай.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, исходя из доказанности факта наличия у Администрации убытков, из обоснованности расчета подлежащей взысканию суммы (принимая во внимание информацию о средней стоимости одного квадратного метра жилья в Республике Алтай и вступившие в законную силу судебные акты Усть-Канского районного суда Республики Алтай по делу N 2-61/2021), доказанности факта противоправности действий (бездействия) Республики Алтай, выразившихся в невыделении денежных средств в объеме, достаточном для надлежащей реализации указанных мер, суды правомерно удовлетворили исковые требования Администрации о взыскании с Республики Алтай в лице Министерства заявленной суммы.
Доводы кассатора об ином порядке регулирования вопроса обеспечения жилыми помещениями спорных категорий граждан, вставших на учет до 01.01.2005 и после указанной даты, подлежат отклонению, поскольку они не исключают обязанность ответчика по финансированию обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005.
Ссылки кассатора на представленные истцу дотации (в том числе дотации "на выравнивание" на 2021 год) отклоняются как основание к отмене, изменению судебных актов в силу статьи 67 АПК РФ.
В целом доводы кассационной жалобы, соответствующие требованиям статей 67, 68 АПК РФ, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.01.2022 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 18.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-1719/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, руководствуясь статьями 39, 40, 72 Конституции Российской Федерации, статьями 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 19, 51, 52, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 84, 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пришли к верному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалидов является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а бюджетным законодательством Республики Алтай не предусматривались расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функции по предоставлению жилых помещений семьям, имеющим детей-инвалидов и поставленным на учет нуждающихся после 01.01.2005, является правомерным, соответствующим правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10.11.2011 N 6773/11, вывод судов о том, что невыполнение Республикой Алтай в лице Министерства этой обязанности влечет за собой возникновение убытков у муниципального образования на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 августа 2022 г. N Ф04-3569/22 по делу N А02-1719/2021