г. Тюмень |
|
9 августа 2022 г. |
Дело N А03-14106/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ткаченко Э.В.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Терентьевой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Парус" на решение от 28.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Гуляев А.С.) и постановление от 15.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сухотина В.М., Молокшонов Д.В., Подцепилова М.Ю.) по делу N А03-14106/2021 по иску администрации города Рубцовска Алтайского края (658200, Алтайский край, г. Рубцовск, пр-кт Ленина, д. 130, ОГРН 1022200813656, ИНН 2209011079) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Парус" (658223, Алтайский край, г. Рубцовск, пр-кт Рубцовский, д. 127, ОГРН 1112209002146, ИНН 2209039518) о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края (ОГРН 1092209000234, ИНН 2209036027), общество с ограниченной ответственностью "Вторгеоресурс" (ОГРН 1112235000206, ИНН 2238005111).
Суд установил:
Администрация города Рубцовска Алтайского края (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Парус" (далее - ответчик, ООО "УК Парус", управляющая компания) о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанности организовать и содержать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), образующихся при эксплуатации многоквартирных домов (далее - МКД) в соответствии с действующим законодательством, по определению места накопления ТКО для домов пер. Гражданский, 50, ул. Краснознаменская, 106, ул. Куйбышева, 127, пр. Ленина, 127, 129, 131, 133, 135, 140 (корпус 1, корпус 2, корпус 3), Осипенко, 140, пр. Рубцовский, 11, 15, 38, 39, 43, 45, 49, 53, 57, 62, 64 в городе Рубцовске; об обязании провести общее собрание собственников для домов пер. Гражданский, 50, ул. Краснознаменская, 106, ул. Куйбышева, 127, пр. Ленина, 127, 129, 131, 133, 135, 140 (корпус 1, корпус 2, корпус 3), Осипенко, 140, пр. Рубцовский, 11, 15, 38, 39, 43, 45, 49, 53, 57, 62, 64 в городе Рубцовске с постановкой вопроса об определении места (площадки) накопления ТКО;
об определении места (площадки) накопления ТКО для домов пер. Гражданский, 50, ул. Краснознаменская, 106, ул. Куйбышева, 127, пр. Ленина, 127, 129, 131, 133, 135, 140 (корпус 1, корпус 2, корпус 3), Осипенко, 140, пр. Рубцовский, 11, 15, 38, 39, 43, 45, 49, 53, 57, 62, 64 в городе Рубцовске; обратиться в Администрацию города Рубцовска с заявкой о согласовании места (площадки) накопления ТКО для домов пер. Гражданский, 50, ул. Краснознаменская, 106, ул. Куйбышева, 127, пр. Ленина, 127, 129, 131, 133, 135, 140 (корпус 1, корпус 2, корпус 3), Осипенко, 140, пр. Рубцовский, 11, 15, 38, 39, 43, 45, 49, 53, 57, 62, 64 в городе Рубцовске; в случае принятия решения об использовании контейнерной площадки, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности Администрации города Рубцовска, обратиться в Администрацию города Рубцовска с заявлением о согласовании размещения объекта элемента благоустройства - места (площадки) накопления ТКО на земельном участке, территории, находящейся в муниципальной собственности без предоставления земельного участка и установления сервитута; организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО для домов по пер. Гражданский, 50, ул. Краснознаменская, 106, ул. Куйбышева, 127, пр. Ленина, 127, 129, 131, 133, 135, 140 (корпус 1, корпус 2, корпус 3), Осипенко, 140, пр. Рубцовский, 11, 15, 38, 39, 43, 45, 49, 53, 57, 62, 64 в городе Рубцовске в соответствии с действующим законодательством.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требовании относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Вторгеоресурс" и Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - Госинспекция Алтайского края инспекция).
Решением от 28.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 15.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ООО "УК Парус" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты, направить дело на новое рассмотрение, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Согласно позиции заявителя, поскольку собственниками помещений в МКД, обслуживаемых управляющей компанией, не принято решение о создании и содержании мест (площадок) накопления ТКО, такая обязанность возлагается на орган местного самоуправления; услугу по обращению с ТКО оказывает региональный оператор на основании договоров, заключенных с собственниками помещений в МКД; площадки для накопления ТКО и крупногабаритных отходов находятся за пределами сформированных под домами земельных участков, придомовой территории и не относятся к общему имуществу МКД; в кассационной жалобе имеется ссылка на судебную практику.
Госинспекция Алтайского края в отзыве на кассационную жалобу считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов в пределах доводов жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Парус" на основании договоров управления осуществляет функции управляющей организации по отношению к МКД, расположенным в городе Рубцовске по следующим адресам: пер. Гражданский, 50, ул. Краснознаменная, 106, ул. Куйбышева, 127, пр. Ленина, 127, 129, 131, 133, 135, 140 (корпус 1, корпус 2, корпус 3), ул. Осипенко, 140, пр. Рубцовский, 11, 15, 38, 39, 43, 45, 49, 53, 57, 62, 64.
Администрацией установлено, что ООО "УК Парус", осуществляя функции управляющей организации по отношению к указанным МКД, не исполняет возложенную на него законом обязанность по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации МКД, не предпринимает действия по определению места (площадки) накопления ТКО для указанных МКД, путем выяснения мнения собственников на общем собрании.
В связи с отсутствием мест (площадок) накопления ТКО для обслуживания вышеуказанных МКД, истец направил ответчику письмо от 23.12.2020 N 266/п/10113 с предложением оборудовать места накопления ТКО. Ответ на письмо от ООО "УК Парус" в Администрацию не поступил.
Администрация обратилась в Инспекцию строительного и жилищного надзора Алтайского края Алтайского края с письмом от 09.03.2021 N 266/ПА/1749, в котором просила провести проверку в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО "УК Парус". По результатам проверки ответчику вынесено предписание об организации мест (площадок) накопления ТКО и согласования мест их размещения с органом местного самоуправления. Ответчик предписание инспекции не исполнил.
Законность предписания инспекции подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А03-7691/2021.
Ввиду отсутствия мест (площадок) накопления ТКО для обслуживаемых управляющей компанией МКД в городе Рубцовске по адресам: пер. Гражданский, 50, ул. Краснознаменная, 106, ул. Куйбышева, 127, пр. Ленина, 127, 129, 131, 133, 135, 140 (корпус 1, корпус 2, корпус 3), ул. Осипенко, 140, пр. Рубцовский, 11, 15, 38, 39, 43, 45, 49, 53, 57, 62, 64 и нарушением прав собственников, проживающих в указанных домах, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из их обоснованности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оснований для отмены решения суда не установил.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В силу пункта 26 (1) Перечня N 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
На территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края действуют Правила благоустройства города Рубцовска, утвержденные решением Рубцовского городского Совета депутатов от 26.03.2021 N 593 (далее - Правила N 593).
Согласно пункту 2.8 Правил N 593 организация сбора твердых коммунальных и жидких бытовых отходов, крупно габаритного и строительного мусора от ремонта жилых помещений в жилых многоквартирных домах, содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья (далее - ТСЖ), товариществами собственников недвижимости (далее - ТСН), жилищно-строительными кооперативами (далее - ЖСК), а также собственниками многоквартирных домов, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирными домами в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Пункт 2.11 Правил N 593 устанавливает ряд обязанностей управляющих организаций по обслуживанию жилищного фонда, ТСЖ, ТСН, ЖСК и собственников помещений многоквартирных жилых домов, выбравших непосредственный способ управления, в том числе размещение на своем земельном участке контейнерной площадки либо использование контейнерной площадки по договору с ее владельцем
При разрешении спора судами принято во внимание письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", в котором разъяснено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеуказанными нормами права, установив наличие нарушений со стороны ответчика, выразившихся в не оборудовании контейнерных площадок для сбора ТКО, принимая во внимание отсутствие доказательств совершения ООО "УК Парус" действий по согласованию мест накопления с Администрацией, а также доказательств того, что в удовлетворении таких заявлений было отказано, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии у управляющей компании обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, правомерно удовлетворив требования и обязав ответчика принять меры по исполнению указанной обязанности.
Довод кассационной жалобы о том, что создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относится к обязанности органов местного самоуправления подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании норм права. В соответствии с положениями статей 161, 162 ЖК РФ, Правилами N 170, Правилами N 491, Перечнем N 290, Правилами N 1039, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов закреплена за управляющей компанией, в управлении которой они находятся.
Вопреки доводам заявителя, нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает управляющую организацию от исполнения обязательных требований пунктов 3.7.1 Правил N 170, пункта 26(1) Перечня N 290 в целях надлежащего содержания общего имущества МКД. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора.
Аргументы заявителя о том, что ООО УК "Парус" не оказывает жильцам МКД коммунальную услугу по обращению с ТКО, несостоятельны, поскольку обществу вменяются нарушения по организации (созданию) и содержанию мест накопления ТКО, что является составной частью содержания общего имущества МКД.
Оснований для иных выводов судом округа не установлено.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии судебных актов судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебных актов, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ссылка заявителя на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку при рассмотрении спора суды учитывают конкретные обстоятельства каждого дела и доказательства, представленные сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимается судебный акт.
С учетом изложенного, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 15.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-14106/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы о том, что создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относится к обязанности органов местного самоуправления подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании норм права. В соответствии с положениями статей 161, 162 ЖК РФ, Правилами N 170, Правилами N 491, Перечнем N 290, Правилами N 1039, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов закреплена за управляющей компанией, в управлении которой они находятся.
Вопреки доводам заявителя, нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает управляющую организацию от исполнения обязательных требований пунктов 3.7.1 Правил N 170, пункта 26(1) Перечня N 290 в целях надлежащего содержания общего имущества МКД. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 августа 2022 г. N Ф04-3910/22 по делу N А03-14106/2021