г. Тюмень |
|
9 августа 2022 г. |
Дело N А70-19879/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наш комфорт" на решение от 24.01.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 22.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Котляров Н.Е.) по делу N А70-19879/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наш комфорт" (627142, Тюменская область, город Заводоуковск, улица Декабристов, дом 24, офис 113а, ИНН 7215010428, ОГРН 1107232038858) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Первомайская, дом 34/1, ИНН 7204091062, ОГРН 1057200714988) об оспаривании предписания.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Наш комфорт" - Соловьева Л.М. по доверенности от 01.01.2021;
от Государственной жилищной инспекции Тюменской области - Белозерова М.В. по доверенности от 03.12.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Наш комфорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - инспекция) от 16.09.2021 N ТО-04-22.
Решением от 24.01.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 22.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, организация, оказывающая услуги и выполняющая работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, несет ответственность перед собственниками за выполнение обязательств лишь в части услуг (работ), включенных в соответствующий договор. Поскольку внутридомовое газовое оборудование (далее - ВДГО) в состав общего имущества не включено, возложение на общество обязанности по заключению договора о техническом обслуживании данного оборудования является неправомерным. Кроме того, судами не учтен факт заключения собственниками помещений в многоквартирном доме самостоятельных договоров со специализированной организацией в целях обслуживания и ремонта ВДГО.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, многоквартирный дом по адресу: город Заводоуковск, улица Свободы, дом 12 (далее - многоквартирный дом), находится в непосредственном управлении собственников помещений в доме.
На основании приказа начальника инспекции от 18.08.2021 N 1535/2021 уполномоченным должностным лицом инспекции в период с 20.08.2021 по 16.09.2021 в рамках осуществления регионального жилищного надзора проведена внеплановая проверка в отношении общества, осуществляющего техническое обслуживание общего имущества в многоквартирном доме, в ходе которой выявлен факт ненадлежащего содержания общедомового имущества, выразившийся в отсутствии договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО.
По результатам проверки инспекцией 16.09.2021 составлен акт проверки N ТО-04-1569/2021 и выдано предписание N ТО-04-22, согласно которому обществу необходимо в срок до 25.11.2021 обеспечить заключение договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО со специализированной организацией.
Не согласившись с указанным предписанием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку обществом допущено нарушение жилищного законодательства при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Суд округа, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 26.05.2010 N 147-п, к полномочиям инспекции отнесено осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора), муниципального жилищного контроля посредством организации и проведения проверок (мероприятий по контролю) в установленном порядке за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; выдача предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать.
Согласно части 1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.1 статьи 161 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Исходя из положений части 1 статьи 36, пункта 5 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система газоснабжения.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г"); постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; (подпункт "д"); соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункт "ж").
В силу абзаца третьего подпункта "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ, пункт 11(1) Правил N 491).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень), и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила оказания услуг).
В соответствии с пунктом 2 данного постановления Минимальный перечень и Правила оказания услуг применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 21 Минимального перечня определены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.
При этом исходя из пункта 8 Правил оказания услуг выполнение работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем внутридомового газового оборудования, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями
Согласно абзацу девятому пункта 5.5.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Названные Правила являются обязательными для исполнения как собственниками жилищного фонда, так и уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1 Правил N 170).
Исходя из целей (пункт 1 статьи 161 ЖК РФ) предмета договора управления и договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества управляющая компания и организация, оказывающая услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований.
В рассматриваемом случае правоотношения между собственниками помещений в многоквартирном доме и обществом возникли из договора на техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома от 01.02.2016, заключенного на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как верно отмечено судами, отсутствие в названном договоре обязательств по обеспечению заключения договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО в многоквартирном доме не освобождало общество от соблюдения общеобязательных требований, в том числе, предусмотренных пунктом 8 Правил оказания услуг, пунктом 5.5.6 Правил N 170.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт не заключения им договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО в многоквартирном доме при оказании услуг по содержанию общего имущества дома.
Вопреки позиции общества заключение некоторыми собственниками помещений в многоквартирном доме самостоятельных договоров с акционерным обществом "Газпром газораспределение Север" (далее - АО "Газпром газораспределение Север") на техническое обслуживание и ремонт ВДГО не свидетельствует о надлежащей передаче ВДГО на техническое обслуживание специализированной организации, поскольку у указанных собственников не имелось полномочий на заключение договоров с третьими лицами от имени собственников помещений в многоквартирном доме в порядке части 3 статьи 164 ЖК РФ. Согласно информации АО "Газпром газораспределение Север" от 26.05.2021 в отношении технического обслуживания и ремонта ВДГО в многоквартирном доме заключены пять договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме, однако данные договоры не могут исполняться в связи с отсутствием согласия остальных собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку устранение выявленного инспекцией нарушения является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный для общества характер в силу заключения договора на техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома и направлено на поддержание технического состояния дома в соответствии с обязательными требованиями и нормами действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии у инспекции правовых оснований для выдачи обществу предписания от 16.09.2021 N ТО-04-22.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание инспекции соответствует жилищному законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.01.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 22.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-19879/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно отмечено судами, отсутствие в названном договоре обязательств по обеспечению заключения договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО в многоквартирном доме не освобождало общество от соблюдения общеобязательных требований, в том числе, предусмотренных пунктом 8 Правил оказания услуг, пунктом 5.5.6 Правил N 170.
...
Вопреки позиции общества заключение некоторыми собственниками помещений в многоквартирном доме самостоятельных договоров с акционерным обществом "Газпром газораспределение Север" (далее - АО "Газпром газораспределение Север") на техническое обслуживание и ремонт ВДГО не свидетельствует о надлежащей передаче ВДГО на техническое обслуживание специализированной организации, поскольку у указанных собственников не имелось полномочий на заключение договоров с третьими лицами от имени собственников помещений в многоквартирном доме в порядке части 3 статьи 164 ЖК РФ. Согласно информации АО "Газпром газораспределение Север" от 26.05.2021 в отношении технического обслуживания и ремонта ВДГО в многоквартирном доме заключены пять договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме, однако данные договоры не могут исполняться в связи с отсутствием согласия остальных собственников помещений в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 августа 2022 г. N Ф04-4002/22 по делу N А70-19879/2021