г. Тюмень |
|
11 августа 2022 г. |
Дело N А46-20089/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Дерхо Д.С.,
Зиновьевой Т.А.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Омской области от 02.02.2022 (судья Кливер Е.П.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 (судьи Рыжиков О.Ю., Котляров Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-20089/2021 по иску акционерного общества "Тандер" (350002, город Краснодар, улица Леваневского, дом 185, ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475) к администрации Ленинского административного округа города Омска (644020, город Омск, улица Карла Маркса, дом 62, ОГРН 1035509001395, ИНН 5505012857) о признании недействительным распоряжения, действий незаконными.
В заседании принял участие представитель акционерного общества "Тандер" - Шакуров И.В. по доверенности от 16.03.2022.
Суд установил:
акционерное общество "Тандер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Ленинского административного округа города Омска (далее - администрация) о признании недействительным распоряжения от 07.09.2021 N 876 и незаконными действий администрации в рамках исполнения указанного распоряжения, выразившихся в демонтаже и вывозе следующего имущества АО "Тандер": металлического крыльца и металлического навеса над ним, металлического каркаса ограждения для установки контейнера под твердые коммунальные отходы (далее - ТКО), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090303:3268 и прикрепленных к зданию с кадастровым номером 55:36:000000:27692.
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.02.2022, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, АО "Тандер" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель приводит следующие доводы: судами обеих инстанций необоснованно применены положения абзаца третьего пункта 24-1 Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, утвержденного постановлением администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п (далее - Положение N 95-п), так как из буквального изложения данной нормы следует, что она применяется только в отношении нестационарных торговых объектов, а не всего движимого имущества, при этом металлические крыльцо и навес не использовались в качестве торгового объекта; судами не учтены доводы общества о том, что Положение N 95-п не регулирует вопрос размещения движимого имущества на земельных участках, принадлежащих на праве собственности лицам, размещающим такие объекты.
Отзыв на кассационную жалобу администрацией не представлен.
В судебном заседании представитель АО "Тандер" поддержал доводы кассационной жалобы.
Учитывая надлежащее извещение администрации о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в отсутствие ее представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "Тандер" является собственником нежилого помещения 2П, номера на поэтажном плане: 1 этаж 1-12, 2 этаж 61-11, 3 этаж: 1, 2 общей площадью 591,4 кв. м, находящегося в трехэтажном здании, литера А, Б, расположенном по адресу: город Омск, улица Труда 21, кадастровый номер 55:36:000000:27692.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090303:3268 площадью 1 157 кв. м, местоположение которого установлено относительно трехэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, улица Труда, дом 21, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090303:3268 принадлежит обществу на праве общей долевой собственности.
29.06.2021 в департамент имущественных отношений Администрации города Омска поступило обращение гражданина, в котором поставлен вопрос о законности размещения крыльца и площадки накопления ТКО вблизи административного здания, расположенного по адресу: город Омск, улица Труда, 21А.
Указанное обращение направлено в Администрацию Ленинского административного округа города Омска, которой в рамках осуществления контроля за состоянием благоустройства на территории округа проведен осмотр территории вблизи указанного здания.
02.08.2021 в ходе осмотра установлено, что указанные в обращении площадка накопления ТКО площадью 6 кв. м и металлическое крыльцо площадью 10,5 кв. м расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:11581, находящегося в муниципальной собственности (выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) от 11.11.2021 N КУВИ-002/2021-149138129 с видом разрешенного использования: автомобильный транспорт (7.2), земельные участки (территории) общего пользования (12.0). Крыльцо примыкает к зданию 21А и частично расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:3268, находящегося в общей долевой собственности третьих лиц, сформированного и учтенного в ЕГРН с видом разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Факт частичного расположения площадки накопления ТКО и металлического крыльца в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:11581 подтвержден заключениями кадастрового инженера, схемами расположения объектов.
Распоряжением администрации от 07.09.2021 N 876 "О выносе самовольно размещенных сооружений" (далее - распоряжение N 876) определено в качестве самовольно размещенного движимого имущества принадлежащее обществу крыльцо площадью 10,5 кв. м и площадка временного хранения ТКО площадью 6 кв. м, установленные по адресу: город Омск, улица Труда, дом 21А, определен срок добровольного выноса и (или) демонтажа объектов до 17.09.2021, срок принудительного выноса и (или) демонтажа установлен по 29.10.2021.
В соответствии с пунктом 10 Положения N 95-п не позднее 7 календарных дней до дня истечения срока, установленного для добровольного выноса и (или) демонтажа самовольно размещенного движимого имущества, распоряжение (в случае выноса и (или) демонтажа нестационарного торгового объекта - распоряжение с картой-схемой) и фотографический материал места размещения самовольно размещенного движимого имущества (за исключением случаев выноса и (или) демонтажа нестационарного торгового объекта) публикуются в средствах массовой информации и в сети "Интернет" на официальном сайте администрации города Омска, копия распоряжения (в случае выноса и (или) демонтажа нестационарного торгового объекта - распоряжения с картой- схемой) вывешивается на фасаде подлежащего выносу и (или) демонтажу движимого имущества либо иной его доступной части.
Согласно пунктам 10, 11 Положения N 95-п распоряжение N 876 размещено на фасаде здания, расположенного по адресу: город Омск, улица Труда, дом 21 А, на официальном сайте Администрации города Омска, опубликовано в газете "Третья столица" N 41 (1254) от 09.09.2021.
Поскольку в установленный в распоряжении N 876 срок обществом не осуществлен демонтаж и вынос самовольно размещенного на муниципальном земельном участке движимого имущества, 08.10.2021 администрацией совместно с организацией, осуществлявшей демонтаж вышеуказанного имущества общества (бюджетное учреждение города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства") составлен акт N 2 о выносе самовольно размещенного сооружения по адресу: город Омск, улица Труда, дом 21А, в акте указано место временного хранения вынесенного движимого имущества (адрес).
Полагая распоряжение администрации N 876 и действия по выносу принадлежащего обществу имущества незаконными и нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 29, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Положением N 95-п и исходили из того, что крыльцо и площадка временного хранения ТКО являются самовольно размещенным движимым имуществом, подлежащим демонтажу (выносу).
Оснований для отмены обжалуемых обществом судебных актов судом округа не установлено.
По правилам главы 24 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо установление арбитражным судом одновременно несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Обязанность доказывания нарушения оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на самого заявителя (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
По правилам пункта 2 статьи 76 ЗК РФ лица, самовольно занявшие земельные участки, обязаны возвратить их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Постановлением администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" утверждено Положение о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, которое регулирует вопросы выявления самовольно размещенных объектов движимого имущества, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и устанавливает порядок их выноса и (или) демонтажа.
Согласно подпункту 1 пункта 3 Положения N 95-п под движимым имуществом понимаются нестационарные торговые объекты, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенные без соблюдения Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска", либо не демонтированные владельцами нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска или в случае расторжения указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством, а также металлические и сборные железобетонные гаражные боксы, элементы благоустройства (ограждения, заборы, малые архитектурные формы, освещение и осветительное оборудование, сопряжения поверхностей, игровое и спортивное оборудование, некапитальные нестационарные сооружения, уличное техническое оборудование), контейнерные площадки, мусоросборники, предназначенные для складирования крупногабаритных и твердых коммунальных отходов (бункер, контейнер), хозяйственные постройки (сараи, теплицы, навесы, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых нужд), которые не являются объектами недвижимости, устанавливаемые на определенной территории с учетом возможности быстрого изменения характера использования данной территории без несоразмерного ущерба назначению объектов при их перемещении, расположенные на земельных участках, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
В силу пункта 4 Положения N 95-п выявление самовольно размещенного движимого имущества осуществляют уполномоченные структурные подразделения Администрации города Омска - администрации административных округов города Омска.
Администрация Ленинского административного округа г. Омска является структурным подразделением администрации города Омска и в своей деятельности руководствуется Положением об Администрации Ленинского административного округа г. Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 420, в соответствии с подпунктом 3.6 пункта 19 которого осуществляет контроль за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
В случае частичного размещения на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Омска и (или) государственная собственность на которые не разграничена, самовольно размещенных нестационарных торговых объектов в пределах территории, указанной в карте-схеме, объекты подлежат выносу и (или) демонтажу в соответствии с абзацем вторым названного пункта (абзац третий пункта 24-1 Положения N 95-п).
Руководствуясь вышеприведенными положениями установив, что принадлежащие обществу металлические крыльцо с навесом и площадка временного хранения ТКО обладают характеристиками движимого имущества самовольно размещенного на земельном участке муниципальной собственности, демонтаж (вынос) которого урегулирован муниципальным правовым актом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о законности распоряжения администрации и действий по демонтажу самовольно размещенных обществом объектов.
Доказательств, подтверждающих право АО "Тандер" на использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:11581, находящегося в муниципальной собственности, в материалы дела не представлено.
Довод заявителя жалобы о необоснованном применении абзаца третьего пункта 24-1 Положения N 95-п в связи с тем, что он касается только нестационарных торговых объектов, к каковым не относятся спорные объекты, являлся предметом подробного исследования судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно ими отклонен с приведением соответствующих мотивов.
Указанный довод общества обоснованно отклонен судами как не учитывающий системное толкование Положения N 95-п, согласно которому абзац третий пункта 24-1 относится в целом к самовольно размещенному движимому имуществу, определение которого дано в подпункте 1 пункта 3 указанного положения.
Суд округа отмечает, что, не опровергая размещение металлического крыльца с навесом и площадки ТКО частично на земельном участке муниципальной собственности, общество не приводит доводов о том, каким образом нарушены его права и законные интересы фактическим освобождением администрацией земельного участка публичной собственности от самовольно размещенного на нем имущества частной собственности, не ссылается на невозможность получения демонтированного имущества в месте его хранения. Учитывая указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований обоснованно указали на недоказанность обществом нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым распоряжением и действиями.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, что в силу статей 286, 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами верно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая вышеизложенное, решение Арбитражного суда Омской области от 02.02.2022 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 подлежат оставлению без изменения.
В порядке статьи 110 АПК РФ по результату рассмотрения кассационной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 02.02.2022 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного от 25.04.2022 по делу N А46-20089/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о необоснованном применении абзаца третьего пункта 24-1 Положения N 95-п в связи с тем, что он касается только нестационарных торговых объектов, к каковым не относятся спорные объекты, являлся предметом подробного исследования судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно ими отклонен с приведением соответствующих мотивов.
Указанный довод общества обоснованно отклонен судами как не учитывающий системное толкование Положения N 95-п, согласно которому абзац третий пункта 24-1 относится в целом к самовольно размещенному движимому имуществу, определение которого дано в подпункте 1 пункта 3 указанного положения.
...
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, что в силу статей 286, 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами верно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая вышеизложенное, решение Арбитражного суда Омской области от 02.02.2022 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 подлежат оставлению без изменения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 августа 2022 г. N Ф04-3141/22 по делу N А46-20089/2021