г. Тюмень |
|
12 августа 2022 г. |
Дело N А75-16315/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шимко Светланы Андреевны на решение от 28.12.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 19.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-16315/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Шимко Светланы Андреевны (ОГРНИП 304860305500140, ИНН 860300625282) к администрации города Нижневартовска (628602, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск, улица Таежная, дом 24; ОГРН 1028600965942, ИНН 8603032896) о признании недействительными решений от 12.07.2021 N 27-1908, от 20.08.2021 N 07-1495 об отказе в предоставлении субсидии.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Шимко Светлана Андреевна (далее - ИП Шимко С.А., заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к администрации города Нижневартовска (далее - Администрация) о признании недействительными решений от 12.07.2021 N 27-1908, от 20.08.2021 N 07-1495 об отказе в предоставлении субсидии и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выплаты субсидий.
Решением от 28.12.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 19.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы заявитель указывает, что ИП Шимко С.А. полностью соответствует критериям и условиям для предоставления субсидии в соответствии с постановлением Администрации от 27.07.2018 N 1060 "Об утверждении Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" (далее - Постановление N 1060); оспариваемый отказ принят Администрацией в отсутствие доказательств несоответствия заявителя требованиям, изложенным в пункте 1.5 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением N 1060 (далее - Порядок предоставления финансовой поддержки, Порядок); имеющиеся, по мнению Администрации, нарушения, не являются основанием для отказа в предоставлении субсидии; отказ в предоставлении субсидии нарушил право Предпринимателя на получение финансовой поддержки из муниципального бюджета.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация считает доводы Предпринимателя несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания лиц, участвующих в деле, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и подтверждено материалами дела следующее.
Из материалов дела N А75-1589/2021 следует, что 30.09.2020 ИП Шимко С.А. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с арендой нежилых помещений. Указанное заявление было подано Предпринимателем в соответствии с действовавшим в данный период Порядком предоставления финансовой поддержки.
Письмом от 02.11.2020 N 27-Исх-2925 документы были возвращены заявителю в полном объеме без проведения отбора и экспертизы в связи с освоением всех лимитов бюджетных обязательств по заявленному направлению затрат на основании пункта 1.6 раздела 1 Порядка предоставления финансовой поддержки.
Предприниматель 09.11.2020 повторно обратилась в Администрацию с заявлением, зарегистрированным в системе электронного документооборота 09.11.2020 N 27-ВхД-2496.
Письмом от 23.11.2020 N 27-Исх-3419 заявление и документы возвращены заявителю без проведения экспертизы. Администрация указала, что согласно информации Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов Администрации у ИП Шимко С.А. на дату подачи заявления на получение финансовой поддержки имелась задолженность перед бюджетом города по договору аренды земельного участка от 12.07.2002 N 278-АЗ в сумме 108 руб., которая сформировалась до 1 марта 2020 года, в силу чего заявитель не соответствует критериям, установленным в пункте 1.5 Порядка предоставления финансовой поддержки.
Не согласившись с отказом, изложенным в письме от 23.11.2020, ИП Шимко С.А. обжаловала его в рамках дела N А75-1589/2021.
Решением от 24.05.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-1589/2021 заявление ИП Шимко С.А. было удовлетворено. Решение Администрации об отказе в предоставлении субсидии, изложенное в письме Департамента экономического развития администрации города Нижневартовска от 23.11.2020 N 27-Исх-3419, признано недействительным, суд возложил на Администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление от 09.11.2020 ИП Шимко С.А. о предоставлении субсидии в установленном законом порядке.
Решение суда вступило в законную силу.
30.06.2021 в адрес Главы города Нижневартовска повторно направлено заявление от 09.11.2020 о предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением N 1060, с приложенным к нему пакетом документов.
По результатам рассмотрения данного заявления Департаментом экономического развития Администрации принято решение о возврате поданного заявления и приложенного пакета документов, изложенное в письме от 12.07.2021 N 27 Исх. 1908. Решение мотивировано тем, что в предоставленном пакете документов выявлены следующие нарушения: заявление о предоставлении субсидии не соответствует форме, утвержденной приложением 2 к Порядку; к договору субаренды (нежилого помещения) от 05.02.2020 N 47 не приложено документальное разрешение собственника помещения ЗАО "Автоимпекс" на сдачу в субаренду нежилого помещения; отсутствует документальное подтверждение снижения арендной платы за период март-май 2020 года.
20.07.2021 в адрес Главы города Нижневартовска направлена жалоба N 2 с требованием надлежащим образом рассмотреть заявление от 09.11.2020 о предоставлении субсидии, возражения от 20.07.2021 N 2 с приложением документов: заявлений от 30.09.2020 и от 09.11.2020, договора аренды от 28.01.2019 N 01/2019, справки от ЗАО "Автоимпекс", дополнительного соглашения к договору аренды от 28.01.2019 N 01/2019, дополнительного соглашения к договору субаренды от 05.02.2020 N 47, возражения от 20.07.2021 N 2.
По результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы Администрацией письмом от 20.08.2021 N 07-Исх-1495 дан ответ, в котором изложены основания возврата заявления от 09.11.2020, а именно указано на недостатки представленных документов (заявление о предоставлении субсидии не соответствует форме, утвержденной приложением 2 к Порядку; к договору субаренды (нежилого помещения) от 05.02.2020 N 47 не приложено документальное разрешение собственника помещения ЗАО "Автоимпекс" на сдачу в субаренду нежилого помещения; отсутствует документальное подтверждение снижения арендной платы за период март-май 2020 года), а также указано на отсутствие лимитов бюджетных обязательств.
Предприниматель, полагая, что действия Администрации направлены на неисполнение решения суда по делу N А75-1589/2021, не соответствуют законодательству Российской Федерации и нарушают права и законные интересы ИП Шимко С.А. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), муниципальной программой "Развитие малого и среднего предпринимательства на территории города Нижневартовска на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", утвержденной постановлением администрации города Нижневартовска от 03.11.2015 N 1953 (далее - муниципальная программа), Порядком предоставления финансовой поддержки в соответствующих редакциях, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о правомерности отказа в предоставлении субсидии.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с положениями подпунктов 2, 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории города Нижневартовска регламентировалось на момент обращения Предпринимателя с заявлением о предоставлении субсидии 09.11.2020 указанными выше муниципальной программой и Порядком предоставления финансовой поддержки в соответствующей редакции.
Согласно пункту 2.6. Раздела 2 муниципальной программы финансовое обеспечение муниципальной программы осуществляется за счет средств бюджета автономного округа и бюджета города. Средства бюджета автономного округа поступают в рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие экономического потенциала", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 336-п.
Согласно пункту 1.3 Порядка финансовая поддержка осуществляется путем предоставления субсидий субъектам на безвозмездной и безвозвратной основе.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка (в редакции, действовавшей в ноябре 2020 года) право на получение субсидии имеют субъекты, соответствующие условиям оказания поддержки, указанным в подпунктах 2.14.1, 2.14.2 пункта 2.14 и подпунктах 2.15.1, 2.15.6 - 2.15.8, 2.15.10 пункта 2.15 раздела 2 Программы.
Согласно пункту 1.7 Порядка предоставления финансовой поддержки субсидия предоставляется субъекту, соответствующему критериям, установленным в пункте 1.5 Порядка, при соблюдении им следующих условий: соответствие условиям оказания поддержки, указанным в подпункте 2.14.3 пункта 2.14, подпунктах 2.15.2, 2.15.3 - 2.15.5, 2.15.9 пункта 2.15 раздела 2 Программы; соответствие запрашиваемой поддержки видам, формам и направлениям, указанным в Программе; представление полного пакета документов в соответствии с разделом II Порядка; представление достоверных сведений (подпункты 1.7.1-1.7.4 пункта 7.1 Порядка).
Пунктом 2.5 Порядка предоставления финансовой поддержки (в редакции, действовавшей в ноябре 2020 года) было предусмотрено, что Департамент в течение 8 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении субсидии проводит отбор субъектов на соответствие критериям, установленным в пункте 1.5 Порядка, и, учитывая сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также документы, полученные Департаментом в соответствии с подпунктами 2.5.1 - 2.5.3 пункта 2.5 Порядка, готовит заключение о соответствии (несоответствии) субъекта критериям, установленным в пункте 1.5 Порядка.
В случае несоответствия субъекта критериям, установленным в пункте 1.5 Порядка, поданные документы без процедуры экспертизы документов возвращаются заявителю лично либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок не более 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении субсидии с сопроводительным письмом, подписанным директором Департамента, с указанием причин возврата. Повторно представленные документы рассматриваются в общем порядке.
Проанализировав условия и порядок предоставления финансовой поддержки, критерии к получателям субсидии, установленные Порядком (в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения заявителя с требованием о предоставлении субсидии) и Программой, суды правомерно исходили из того, что право на получение поддержки имеют субъекты малого и среднего предпринимательства, соответствующие условиям оказания поддержки, установленным статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 вышеуказанного Закона; зарегистрированные и (или) состоящие на налоговом учете и осуществляющие деятельность на территории города Нижневартовска. При этом субъект на дату подачи документов должен соответствовать ряду требований (в том числе, отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; отсутствие просроченной задолженности перед бюджетом города; отсутствие просроченной задолженности за использование муниципального имущества и городских земель).
Пунктом 2.7 Порядка установлено, что основанием для отказа в предоставлении субсидии является несоответствие субъекта и представленных им документов условиям, предусмотренным пунктом 1.7 Порядка.
Вместе с тем, пунктом 1.6 Порядка оказания финансовой поддержки установлено, что в случае освоения (отсутствия) всех лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на данные цели в городском бюджете на текущий финансовый год, поданные заявления и документы в полном объеме без процедуры экспертизы возвращаются заявителю лично либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок не более 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении субсидии с сопроводительным письмом, подписанным директором Департамента, с указанием причин возврата. В случае увеличения (доведения) в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств на предоставление финансовой поддержки субъектам Департамент в течение 15 рабочих дней после вступления в силу решения Думы города о внесении изменений в бюджет города уведомляет заявителей, которым ранее были возвращены документы в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств (в письменной форме лично или почтовым отправлением с уведомлением о вручении), о возможности повторной подачи документов на предоставление субсидий.
Таким образом, в силу пункта 1.6 Порядка предоставления субсидии (в редакции, действовавшей в период обращения Предпринимателя с заявлением о предоставлении субсидии) освоение (отсутствие) лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на данные цели в городском бюджете на текущий финансовый год, является основанием для возврата документов о предоставлении государственной поддержки в полном объеме без процедуры экспертизы и в том случае, если заявитель соответствует установленным требованиям и представил все необходимые документы.
Судами установлено, что первоначально Администрацией необоснованно было отказано в принятии заявления Предпринимателя о выплате субсидии в связи с недоказанностью факта наличия просроченной задолженности за использование муниципального имущества (аренда земельного участка), что подтверждено вступившим в законную силу решением от 24.05.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-1589/2021. В целях восстановления нарушенных законных интересов Предпринимателя суд в рамках дела N А75-1589/2021 обязал Администрацию устранить нарушение прав заявителя путем повторного рассмотрения заявления Предпринимателя о предоставлении субсидии от 09.11.2020 и приложенных к нему документов в установленном законом порядке.
Повторно рассмотрев заявление Предпринимателя от 09.11.2020 и возвращая его, Администрация сослалась на 2 основания: на недостатки представленных документов (заявление о предоставлении субсидии не соответствует форме, утвержденной приложением 2 к Порядку; к договору субаренды (нежилого помещения) от 05.02.2020 N 47 не приложено документальное разрешение собственника помещения ЗАО "Автоимпекс" на сдачу в субаренду нежилого помещения; отсутствует документальное подтверждение снижения арендной платы за период март-май 2020 года), а также на отсутствие лимитов бюджетных обязательств.
При рассмотрении дела суды, оценивая основания для возврата заявления о предоставлении субсидии, исходили из того, что указанные Администрацией недостатки представленных документов не могут являться основанием для возврата заявления и отказа в предоставлении субсидии, поскольку не предусмотрены положениями Порядка, при том, что несоответствие Предпринимателя критериям, предусмотренным пунктами 1.5, 1.7 Порядка не установлено.
Вместе с тем, суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства (в том числе приказы Департамента экономического развития Администрации от 02.11.2020 N 05/145 и 09.12.2020 N 05/155 "О предоставлении (об отказе в предоставлении) субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в отраслях, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции") и установив, что на момент обращения Предпринимателя (09.11.2020) лимиты бюджетных обязательств были исчерпаны в полном объеме, принимая во внимание природу испрашиваемой заявителем субсидии, которая относится к стимулирующим выплатам, и правовую позицию, сформулированную в пункте 33 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, пришли к верному выводу о правомерном отказе в предоставлении субсидии.
Учитывая, что природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, относительно соответствия ИП Шимко С.А. критериям и условиям для предоставления субсидии в соответствии с Постановлением N 1060, не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку апелляционный суд признал обоснованными доводы заявителя в данной части. Основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя явилось только установленное судами отсутствие в бюджете денежных средств для предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, что является основанием для возврата заявления о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 1.6 Порядка предоставления финансовой поддержки.
Выводы судов соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 07.02.2022 N 309-ЭС21-18136 по делу N А71-13742/2020, от 28.03.2022 N 309-ЭС21-23440 по делу N А71-12797/2020, N 309-ЭС-23372 по делу N А71-12570/2020, в которых Верховный Суд Российской Федерации отметил, что право на получение стимулирующей субсидии, не являющейся результатом хозяйственной деятельности субъекта, а направленной на компенсацию части его затрат в качестве помощи государства, не является абсолютным; природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующей субсидии при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на ее подателя.
Размер государственной пошлины для предпринимателей за рассмотрение кассационной жалобы по данной категории дел составляет 150 рублей.
На основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату ее плательщику.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.12.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 19.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-16315/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Шимко Светлане Андреевне (ОГРНИП 304860305500140, ИНН 860300625282) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 30.06.2022 N 34.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 07.02.2022 N 309-ЭС21-18136 по делу N А71-13742/2020, от 28.03.2022 N 309-ЭС21-23440 по делу N А71-12797/2020, N 309-ЭС-23372 по делу N А71-12570/2020, в которых Верховный Суд Российской Федерации отметил, что право на получение стимулирующей субсидии, не являющейся результатом хозяйственной деятельности субъекта, а направленной на компенсацию части его затрат в качестве помощи государства, не является абсолютным; природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующей субсидии при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 августа 2022 г. N Ф04-4228/22 по делу N А75-16315/2021