г. Тюмень |
|
17 августа 2022 г. |
Дело N А27-26234/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Малышевой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 24.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Аникина К.Е.) и постановление от 06.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А27-26234/2021 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295; ИНН 7708503727; 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2/1, стр.1) к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1024200680723; ИНН 4207052250; 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, 19А) о признании недействительным решения.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) о признании недействительным решения от 28.10.2021 об отказе в возврате излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов) и (или) государственных пошлин; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата административного штрафа в размере 800 000 руб.
Решением от 24.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 06.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Решением от 24.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17368/2020, оставленным без изменения постановлением от 20.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, Обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления от 30.04.2020 N Н-133-в, которым заявитель привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводам о наличии в деянии Общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Постановлением от 17.08.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение от 24.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 20.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда отменены, постановление Управления от 30.04.2020 N Н-133-в признано незаконным и отменено. Суд округа указал на отсутствие вины в поведении Общества, добросовестно следовавшего данным ему письменным разъяснениям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о применении законодательства о недрах.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения Общества к Управлению с заявлением от 23.08.2021 о возврате уплаченного административного штрафа (платежное поручение от 14.05.2021 N 241646).
28.10.2021 Управлением принято решение об отказе заявителю в возврате излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов) и (или) государственных пошлин в размере 800 000 руб., что явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 6, 154, 160.1, 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пришли к выводу о незаконности отказа Управления в возврате заявителю суммы излишне уплаченного административного штрафа.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В силу статьи 6 БК РФ администратором доходов бюджета признается орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено БК РФ.
К неналоговым доходам бюджетов, помимо иных, относятся средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия (пункт 3 статьи 41 БК РФ).
Из пункта 2 статьи 160.1 БК РФ следует, что администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Проанализировав положения приказа Росприроднадзора от 22.06.2021 N 361 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета", Положение о Южно-Сибирском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 27.08.2019 N 485, суды, установив, что Управление выполняет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности, сделали обоснованный вывод о том, что административный орган (Управление), осуществляя начисление, учет и взыскание административных штрафов, является администратором данного вида доходов бюджета и, соответственно, на данный орган возложена обязанность по решению вопроса о возврате необоснованно уплаченного заявителем штрафа.
При этом судами учтено, что вступившим в законную силу судебным актом по делу N А27-17368/2020 признано незаконным и отменено постановление Управления от 30.04.2020 N Н-133-в, которым на заявителя наложен административный штраф в размере 800 000 руб. Факт того, что указанный административный штраф подлежит возврату Обществу, Управлением не оспаривается; обстоятельств, свидетельствующих о наличии иных законных оснований удержания указанных денежных средств, Управлением суду не представлено.
Отклоняя довод Управления о том, что возврат излишне уплаченного штрафа в рассматриваемом случае мог быть произведен только на основании судебного акта, указывающего на сумму, подлежащую возврату, и исполнительного документа, со ссылкой на приказ Росприроднадзора от 26.07.2017 N 370 "О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 19.04.2017 N 188 "Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", суды в силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации правильно указали на то, что данный приказ не подлежит применению, поскольку не был опубликован в установленном порядке.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
С учетом изложенного отсутствуют основания для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 06.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-26234/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав положения приказа Росприроднадзора от 22.06.2021 N 361 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета", Положение о Южно-Сибирском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 27.08.2019 N 485, суды, установив, что Управление выполняет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности, сделали обоснованный вывод о том, что административный орган (Управление), осуществляя начисление, учет и взыскание административных штрафов, является администратором данного вида доходов бюджета и, соответственно, на данный орган возложена обязанность по решению вопроса о возврате необоснованно уплаченного заявителем штрафа.
При этом судами учтено, что вступившим в законную силу судебным актом по делу N А27-17368/2020 признано незаконным и отменено постановление Управления от 30.04.2020 N Н-133-в, которым на заявителя наложен административный штраф в размере 800 000 руб. Факт того, что указанный административный штраф подлежит возврату Обществу, Управлением не оспаривается; обстоятельств, свидетельствующих о наличии иных законных оснований удержания указанных денежных средств, Управлением суду не представлено.
Отклоняя довод Управления о том, что возврат излишне уплаченного штрафа в рассматриваемом случае мог быть произведен только на основании судебного акта, указывающего на сумму, подлежащую возврату, и исполнительного документа, со ссылкой на приказ Росприроднадзора от 26.07.2017 N 370 "О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 19.04.2017 N 188 "Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", суды в силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации правильно указали на то, что данный приказ не подлежит применению, поскольку не был опубликован в установленном порядке."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 августа 2022 г. N Ф04-4209/22 по делу N А27-26234/2021