г. Тюмень |
|
19 августа 2022 г. |
Дело N А27-3770/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Алексеевой Н.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств веб-конференции (онлайн-заседание) и аудиозаписи кассационную жалобу непубличного акционерного общества "Томский машиностроительный завод" на решение от 23.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гисич С.В.) и постановление от 30.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Павлюк Т.В.) по делу N А27-3770/2021 по заявлению непубличного акционерного общества "Томский машиностроительный завод" (105118, г. Москва, муниципальный округ Соколиная гора, ул. Буракова, д. 29, пом. 3; ОГРН 1184205025080, ИНН 4230032928) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области - Кузбассу (652470, Кемеровская область-Кузбасс, г. Анжеро-Судженск, ул. Гагарина, д.2; ОГРН 1044246005792, ИНН 4246001001) о признании недействительным решения от 19.11.2020 N 1457 в части.
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области - Кузбассу: Бердникова Н.В. по доверенности от 10.01.2022 N 25, Крень Ю.С. по доверенности от 24.11.2021 N 03-02/10455.
Суд установил:
непубличное акционерное общество "Томский машиностроительный завод" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кемеровской области - Кузбассу о признании недействительным решения от 19.11.2020 N 1457 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (далее - решение от 19.11.2020 N 1457, оспариваемое решение) в части начисления недоимки в сумме 512 476,35 руб. (ТОСЭР), пени в сумме 47 493,20 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 102 495,27 руб.; штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ (несвоевременное представление расчета страховых взносов) в размере 215 032,05 руб.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.09.2021 в порядке процессуального правопреемства произведена замена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кемеровской области - Кузбассу на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N9 по Кемеровской области - Кузбассу (далее - налоговый орган, Инспекция).
Решением от 23.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 30.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено частично, признано недействительным оспариваемое решение Инспекции в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 143 354,70 руб. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части непризнания за ним права на применение пониженных тарифов страховых взносов с сумм выплат в пользу физических лиц, занятых реализацией инвестиционного проекта на территории г. Юрги, которая была признана территорией опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), и принять в этой части новый судебный акт об удовлетворении требования заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция считает доводы Общества несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
Определением от 18.05.2022 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа (судьи Малышева И.А., Алексеева Н.А., Бурова А.А.) производство по кассационной жалобе было приостановлено до окончания кассационного производства в Верховном Суде Российской Федерации по делу N А27-3767/2021 Арбитражного суда Кемеровской области.
В соответствии с частью 3 статьи 18 АПК РФ в составе суда произведена замена судьи Буровой А.А., отсутствующей по уважительной причине, на судью Чапаеву Г.В.
Определением суда округа от 15.08.2022 производство по кассационной жалобе Общества возобновлено, суд перешел к рассмотрению кассационной жалобы по существу.
В связи с произведенной заменой в составе суда рассмотрение кассационной жалобы начато с самого начала в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания заявителя, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Кемеровской области - Кузбассу проведена камеральная налоговая проверка представленного Обществом 17.06.2020 первого уточненного расчета по страховым взносам за 2019 год.
По результатам налоговой проверки составлен акт от 01.10.2020 N 1285 и принято решение от 19.11.2020 N 1457, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности в виде штрафов по пункту 1 статьи 119 (несвоевременное представление расчета по страховым взносам) и пункту 1 статьи 122 НК РФ в общей сумме 404 583,24 руб.; ему доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы) в общей сумме 512 476,35 руб., начислены пени в сумме 47 493,20 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области-Кузбассу от 15.01.2021 N 20 решение Инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись частично с решением от 19.11.2020 N 1457 (за исключением привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов по уточненному расчету, увеличивающему размер страховых взносов), Общество оспорило его в судебном порядке.
Основанием для доначисления страховых взносов, соответствующих сумм пени, послужил вывод Инспекции о том, что Общество при исчислении страховых взносов за 2019 год неправомерно применило пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6%, (код тарифа 15) на суммы выплат, начисленных в отношении 37 работников Общества, поскольку основная деятельность заявителя в проверяемом периоде осуществлялась за пределами ТОСЭР "Юрга", а шесть сотрудников уже были ранее трудоустроены в Общество до внесения его в реестр резидентов ТОСЭР.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 419, 420, 425, 427 НК РФ, статей 12, 34 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Закон N 473-ФЗ), отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку пришли к выводу о том, что Обществом неправомерно применены пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ за 2019 год.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов применяются, в том числе для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Законом N 473-ФЗ.
В силу части 3 статьи 34 Закона N 473-ФЗ резидентами ТОСЭР признаются юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций, в том числе кредитных и страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, заключившие соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований, указанных в части 1 данной статьи, включенные в реестр резидентов ТОСЭР, указанных в части 1 данной статьи, и отвечающие одновременно следующим требованиям:
1) регистрация юридического лица осуществлена на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи;
2) деятельность юридического лица осуществляется исключительно на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи;
3) юридическое лицо реализует на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи, инвестиционный проект, отвечающий требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;
4) юридическое лицо не является градообразующей организацией монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода) или ее дочерней организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона N 473-ФЗ резиденты ТОСЭР не вправе иметь филиалы и представительства за пределами ТОСЭР.
Таким образом, вывод судов о том, что воля законодателя о поддержке резидентов ТОСЭР связана с исполнением ими соглашений об осуществлении деятельности в соответствии с Законом N 473-ФЗ исключительно на конкретной территории ТОСЭР, является верным.
Кроме того, пункт 10.1 статьи 427 НК РФ уточняет условия для применения резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов: такие тарифы применяются резидентами ТОСЭР исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. В целях применения названного пункта статьи 427 НК РФ под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом N 473-ФЗ. При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Из изложенного следует, что резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов лишь при условии осуществления им деятельности исключительно на территории ТОСЭР и только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.
Как установлено судами, основанием принятия Инспекцией оспариваемого решения явились следующие обстоятельства.
Между Обществом и Коллегией Администрации Кемеровской области заключено Соглашение от 04.04.2019 N 209-17 "Об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Юрга".
17.04.2019 Общество внесено в реестр резидентов ТОСЭР (регистрационный номер 452019035837).
17.06.2020 Общество представило в Инспекцию уточненный расчет по страховым взносам за 2019 год, согласно которому в отношении 37 застрахованных лиц применен льготный тариф страховых взносов в размере 7,6%.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Кемеровской области - Кузбассу в ходе проверки пришла к выводу о том, что заявитель при исчислении страховых взносов за 2019 год неправомерно применил пониженный тариф в размере 7,6% (код тарифа 15) на суммы выплат, начисленных в отношении 37 работников, поскольку его основная деятельность в проверяемом периоде осуществлялась за пределами ТОСЭР "Юрга", а шесть сотрудников были трудоустроены в Общество до внесения НАО "ТМЗ" в реестр резидентов ТОСЭР, соответственно не являются физическими лицами, занятыми на новых рабочих местах.
Инспекцией, в частности, установлено:
- 18.04.2019 Обществом зарегистрировано обособленное подразделение по адресу: Краснодарский край, Темрюкский р-н, п. Кучугуры, ул. Степная, 1/2; 29.03.2019 Обществом в Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края зарегистрирована контрольно-кассовая техника АТОЛ 55Ф (заводской N 00106200662276), адрес установки: 353547, Темрюкский р-н, п. Кучугуры, ул. Степная, д. 1 стр. 2, место установки магазин "Стройцентр". Дата снятия с учета контрольно-кассовой техники АТОЛ 55Ф, 05.07.2019. Согласно информации, представленной в ответ на запрос Инспекции от 02.06.2020 N10-32/04742 оператором фискальных данных вышеуказанной контрольно-кассовой техники ООО "Эвотор ОФД", НАО "ТМЗ" в период с 29.03.2019 по 30.06.2019 с использованием данной контрольно-кассовой техники получен доход в размере 9 450 531 руб.; дата снятия с учета обособленного подразделения 22.06.2020;
- 01.04.2019 Общество зарегистрировало обособленное подразделение по адресу: Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 46; из анализа операций по расчетным счетам заявителя следует, что по договорам о предоставлении транспортных услуг в 2019 году получен доход в размере 220 154 628 руб., что составляет 88,52% общей суммы дохода Общества; снято с учета обособленное подразделение 22.06.2020;
- согласно представленным Обществом в налоговый орган справкам о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ) за 2019 год им производились выплаты по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера в отношении 77 физических лиц, зарегистрированных по месту жительства на территории Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры, при этом в отдельных случаях выплата заработной платы производилась на протяжении 12 месяцев 2019 года, то есть в течение всего налогового периода.
Учитывая установленные обстоятельства, не опровергнутые Обществом, в том числе в кассационной жалобе, суд округа поддерживает вывод судов о том, что в рассматриваемом случае заявителем была нарушена часть 3 статьи 12, часть 3 статьи 34 Закона N 473-ФЗ в целях применения подпункта 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ, поскольку в проверяемом периоде им велась хозяйственная деятельность в обособленных подразделениях за пределами ТОСЭР "Юрга".
При этом из пояснений Общества налоговому органу следует, что основными направлениями его деятельности являлись: осуществление работ по очистке производственных территорий АО "Самотлорнефтегаз" на месторождениях нефти (рекультивация), монтаж и демонтаж настилов площадок, платформ (при необходимости), с использованием собственной, а также приобретаемой по договорам лизинга спецтехники (бульдозеров, экскаваторов, снегоболотоходов, тралов); организация производства комплектующих частей для спецтехники, изготовление и сборка экскаваторов-амфибий, снегоболотоходов; проектирование, строительство и дальнейшая эксплуатация торгового центра и гостиничного комплекса на территории п. Кучугуры Темрюкского района Краснодарского края.
Кроме того, судами также принято во внимание, что согласно данным первичного и уточненных расчетов по страховым взносам за 3 месяца 2019 года шесть работников Общества, в отношении выплат которым заявителем применены пониженные тарифы страховых взносов в расчете по страховым взносам за 6 месяцев 2019 года, являлись работниками заявителя в 1 квартале 2019 года, то есть до внесения Общества в реестр резидентов ТОСЭР, соответственно, указанные лица не являются физическими лицами, занятыми на новых рабочих местах.
Как указывалось выше, исходя из положений Закона N 427-ФЗ физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности на территории ТОСЭР.
В силу статьи 13 АПК РФ подлежат отклонению ссылки Общества на разъяснения Минфина России, в том числе письмо от 27.01.2020 N 03-15-07/4833.
Кроме того, суд верно указал, что применение Обществом пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат работникам в нарушение ограничений, установленных частью 3 статьи 12, частью 3 статьи 34 Закона N 473-ФЗ, противоречит основным принципам, установленным нормами НК РФ - равенства субъектов налогообложения и целевой направленности льготирования.
Суды обоснованно исходили из того, что в силу положений части 3 статьи 34 Закона N 473-ФЗ резидентами ТОСЭР признаются лица, которые не только заключили соглашение об осуществлении деятельности на такой территории и включены в соответствующий реестр резидентов, но и осуществляют деятельность исключительно на территории, указанной в части 1 данной статьи (пункт 2 части 3 статьи 34 Закона N 473). Данная норма не содержит каких-либо оговорок в отношении того, что эта деятельность должна быть связана только с реализацией соглашений ТОСЭР. Следовательно, как деятельность, предусмотренная соглашением ТОСЭР, так и иные виды деятельности резидентов должны осуществляться на территориях ТОСЭР.
В рассматриваемом случае предложенное Обществом толкование норм НК РФ, регулирующих вопросы применения пониженных тарифов страховых взносов, ставит в неравное положение резидентов ТОСЭР, в период действия соглашений зарегистрировавших обособленные подразделения за ее пределами, и резидентов ТОСЭР, соблюдающих требования и ограничения, установленные положениями статей 12, 34 Закона N 473-ФЗ, и осуществляющих свою деятельность исключительно на названной территории.
Доводы Общества о правомерности применения им пониженных тарифов основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем обоснованно отклонены судами.
Ссылка Общества на судебную практику отклоняется в силу статьи 67 АПК РФ.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на ее подателя.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 руб.
На основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату ее плательщику.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 30.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-3770/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить непубличному акционерному обществу "Томский машиностроительный завод" (ОГРН 1184205025080, ИНН 4230032928) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 14.02.2022 N 216.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.