г. Тюмень |
|
22 августа 2022 г. |
Дело N А45-32387/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу арбитражного управляющего Целуева Арсения Александровича на решение от 07.02.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 31.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кудряшева Е.В., Иващенко А.П., Усанина Н.А.) по делу N А45-32387/2021 по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, город Новосибирск, Державина улица, дом 28, ОГРН 1045402545836, ИНН 5406299278) к арбитражному управляющему Целуеву Арсению Александровичу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иное лицо, участвующее в деле, - Утиралов Олег Александрович.
Суд установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Целуева Арсения Александровича (далее - арбитражный управляющий, Целуев А.А.) к административной ответственности по частям 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 07.02.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 31.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, арбитражный управляющий, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты.
По мнению подателя кассационной жалобы, при вынесении оспариваемых судебных актов судами не было учтено, что предельно допустимый срок проведения процедуры конкурсного производства действующим законодательством не установлен, а действия Целуева А.А. не повлекли за собой возникновение угрозы охраняемым законом интересам; судами необоснованно не применены положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением от 04.01.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-27566/2020 общество с ограниченной ответственностью "ПроДивани" (далее - должник, ООО "ПроДивани") признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим должника утвержден Целуев А.А.
На основании поступившего определения от 25.06.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-27566/2020, содержащего сведения о непредставлении арбитражным управляющим отчета о проделанных им мероприятиях, административный орган определением от 09.09.2021 N 236/54-21 возбудил в отношении Целуева А.А. дело об административном правонарушении и провел административное расследование.
Установив по результатам административного расследования факт нарушения арбитражным управляющим требований пункта 4 статьи 20.3, пункта 2 статьи 52, пункта 3 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), управление составило в отношении Целуева А.А. протокол об административном правонарушении от 02.11.2021 N 01055421 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о его привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 3.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводам о доказанности административным органом наличия в деянии арбитражного управляющего составов административных правонарушений, предусмотренных частями 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, и соблюдении порядка привлечения его к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 названной статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию арбитражного управляющего на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановления от 22.07.2002 N 14-П и от 19.12.2005 N 12-П; определения от 17.07.2014 N 1675-О, от 25.09.2014 N 2123-О и др.), процедуры банкротства носят публично-правовой характер; в силу различных, зачастую диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных интересов, что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства; достижение этой публично-правовой цели призван обеспечивать арбитражный управляющий, наделяемый полномочиями, которые в значительной степени носят публично-правовой характер.
Обязанность арбитражного управляющего действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, закреплена в качестве общего требования в пункте 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 143 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.
Пунктом 2 статьи 52 Закона N 127-ФЗ определено, что предусмотренные данным законом судебные акты арбитражного суда подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено этим законом.
В абзаце четвертом пункта 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что к судебному заседанию, на котором будет рассматриваться вопрос о продлении или завершении конкурсного производства, арбитражный управляющий обязан заблаговременно (части 3 и 4 статьи 65 АПК РФ) направить суду и основным участникам дела о банкротстве отчет в соответствии со статьями 143 или 149 Закона N 127-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением от 04.01.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-27566/2020 суд обязал конкурсного управляющего представить в арбитражный суд заблаговременно отчет о результатах проведения конкурсного производства с приложением документов, подтверждающих информацию о проделанной работе в ходе конкурсного производства;
в нарушение требований указанного судебного акта непосредственно перед началом судебного заседания (судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего о результатах проведения процедуры конкурсного производства в отношении должника назначено на 23.06.2021) в арбитражный суд от арбитражного управляющего поступило ходатайство о продлении процедуры конкурсного производства на четыре месяца, отчет о проделанных мероприятиях представлен не был.
Определением от 25.06.2021 по делу N А45-27566/2020 Арбитражный суд Новосибирской области обязал Целуева А.А. в срок до 30.08.2021 представить в суд отчет о результатах конкурсного производства и всю информацию о проделанной работе в ходе конкурсного производства (судебное заседание назначено на 02.09.2021); до начала судебного заседания от арбитражного управляющего поступило ходатайство о продлении процедуры конкурсного производства на два месяца, отчет о проделанных мероприятиях не представлен.
Определением от 02.09.2021 суд обязал арбитражного управляющего в срок до 01.11.2021 представить отчет о результатах конкурсного производства и всю информацию о проделанной работе в ходе конкурсного производства (судебное заседание назначено на 08.11.2021); на дату судебного заседания отчет о проделанных мероприятиях Целуевым А.А. не представлен.
Таким образом, суды, учитывая факт непредставления Целуевым А.А. запрошенного судом отчета о проделанных мероприятиях, сделали обоснованный вывод о нарушении арбитражным управляющим требований Закона N 127-ФЗ, образующих событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае арбитражный управляющий, обладая специальной профессиональной подготовкой и опытом работы, осознавал противоправность своего поведения и должен был предвидеть возможность наступления вредных последствий в результате неисполнения (ненадлежащего выполнения) возложенных на него законодательством о банкротстве обязанностей, однако без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывала на предотвращение таких последствий.
Принимая во внимание, что решением от 29.07.2021 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-40330/2021 (вступило в законную силу 20.08.2021) Целуев А.А. был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде предупреждения, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии составов административных правонарушений, предусмотренных частями 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 3.1 КоАП РФ.
Довод подателя кассационной жалобы о необоснованном неприменении положений статьи 2.9 КоАП РФ отклоняется судом округа в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение такого правового института как малозначительность административного правонарушения не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых действующим законодательством (пункт 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 17.02.2016 N 5-П и 17.01.2013 N 1-П, признание совершенного правонарушения малозначительным и освобождение от ответственности по основаниям, определенным в статье 2.9 Кодекса, возможно лишь в исключительных случаях, так как произвольное применение указанной нормы повлечет формирование атмосферы безнаказанности, не совместимой с принципом неотвратимости ответственности.
В рассматриваемом случае суды не усмотрели наличие правовых оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания допущенного правонарушения малозначительным.
При этом согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18.1 Постановления N 10, оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении арбитражными судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.02.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 31.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-32387/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применение такого правового института как малозначительность административного правонарушения не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых действующим законодательством (пункт 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 17.02.2016 N 5-П и 17.01.2013 N 1-П, признание совершенного правонарушения малозначительным и освобождение от ответственности по основаниям, определенным в статье 2.9 Кодекса, возможно лишь в исключительных случаях, так как произвольное применение указанной нормы повлечет формирование атмосферы безнаказанности, не совместимой с принципом неотвратимости ответственности.
В рассматриваемом случае суды не усмотрели наличие правовых оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания допущенного правонарушения малозначительным."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 августа 2022 г. N Ф04-3482/22 по делу N А45-32387/2021