г. Тюмень |
|
30 августа 2022 г. |
Дело N А75-17091/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Приоритет" на решение от 04.02.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 11.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Котляров Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-17091/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Приоритет" (628181, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань, микрорайон 2, дом 35, ИНН 8610025385, ОГРН 1108610001224) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104, ИНН 8601011604, ОГРН 1028600513149) о признании незаконным предписания в части.
Другое лицо, участвующее в деле, - Козлов Алексей Викторович (628181, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань).
В судебном заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Приоритет" - Фадеев А.В. по доверенности от 10.01.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Приоритет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным предписания Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба) от 13.08.2021 N 12-477/лк-2021 (далее - предписание) в части обязания общества выполнить утепление стеновых панелей по периметру квартиры N 17 дома N 43 микрорайона N 2 города Нягань.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Козлов Алексей Викторович.
Решением от 04.02.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 11.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, предписание в оспариваемой части является неисполнимым, поскольку работы по восстановлению теплотехнических свойств ограждающих конструкций путем утепления стеновых панелей не могут быть выполнены по всему периметру квартиры, кроме того эти работы относятся к капитальному ремонту и управляющая организация не вправе их выполнять, так как не является членом строительной саморегулируемой организации.
Служба отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представила.
Козлов А.В. в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствовавшего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, общество на основании лицензии и договора управления многоквартирным домом осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань, 2 микрорайон, дом 43 (далее - многоквартирный дом).
На основании приказа от 20.07.2021 N 12-447/ЛК-2021 службой в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки изложенных в обращении собственника жилого помещения в многоквартирном доме от 01.07.2021 фактов нарушения лицензионных требований.
В ходе проверки службой установлено, что общество в нарушение пункта 3 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), не производит надлежащее содержание и ремонт общего имущества собственников в многоквартирном доме (в квартире N 17, являющейся торцевой, в зимнее время промерзают стены).
По результатам проверки службой 13.08.2021 составлен акт N 12-447/лк-2021 и выдано предписание N 12-477/лк-2021, согласно которому обществу необходимо в срок до 01.11.2021 восстановить разрушенные участки межпанельных швов по торцевой стене квартиры N 17 многоквартирного дома (пункт 1); с целью восстановления теплотехнических свойств ограждающей конструкции выполнить утепление стеновых панелей по периметру квартиры N 17 многоквартирного дома (пункт 2).
Не согласившись с пунктом 2 предписания службы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у службы правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного требования.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пунктов 6.12.2, 6.14.4 Положения о Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 N 216-п, в случае выявления при проведении лицензионного контроля в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, нарушений лицензионных требований должностные лица службы, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдать лицензиату предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В силу положений части 1 статьи 36 ЖК РФ, подпункта "в" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества многоквартирного дома включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (абзац третий подпункта "а" пункта 16 Правил N 491).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ, пункт 11(1) Правил N 491).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 данного постановления Минимальный перечень и Правила оказания услуг применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3 Минимального перечня к работам, выполняемым для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, относятся, кроме прочего, выявление нарушения теплозащитных свойств, а в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда установлены Правилами N 170, которыми предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать заданный температурно-влажностный режим внутри здания; устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен (пункт 4.2.1.1); участки стен, промерзающие или отсыревающие вследствие недостаточной теплозащиты, а также стены с малой теплоустойчивостью в жарких районах подлежат утеплению (пункт 4.2.1.12); теплозащиту дефектных участков стен необходимо осуществлять путем: устранения неисправностей в ограждающих конструкциях, способствующих увлажнению атмосферной (особенно через стыки панелей), бытовой и грунтовой влагой и повышению инфильтрации; просушки отсыревших участков стен; утепления участков ограждающих конструкций с недостаточным сопротивлением теплопередачи (по расчету) дополнительным утепляющим слоем, устройством вертикальных скосов в местах сопряжения наружных стен между собой и с чердачными перекрытиями (покрытиями), установки стояков отопления в наружных углах и др.; просушки или замены (в случае целесообразности) отсыревшего утеплителя на более эффективный; восстановления герметизации стыковых соединений панелей, сопряжений стен с оконными блоками, балконными плитами и отделкой стен (пункт 4.10.5.2).
Названные Правила являются обязательными для исполнения как собственниками жилищного фонда, так и уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1 Правил N 170).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным факт ненадлежащего состояния жилого помещения (квартиры N 17) многоквартирного дома в результате промерзания ее внешних стен.
Учитывая, что устранение выявленного нарушения является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома и направлено на благоприятные и безопасные условия проживания граждан, поддержание технического состояния дома в соответствии с обязательными требованиями и нормами действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии у службы правовых оснований для выдачи обществу предписания.
Вопреки доводам общества суды обоснованно сочли предписание службы соответствующим критериям исполнимости, поскольку на общество возложена обязанность совершить действия, прямо предусмотренные действующим законодательством.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу, что оспариваемое предписание службы соответствует жилищному законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно отказали ему в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в заявлении об уточнении требований не изменен предмет требования (том 1 л.д. 7-11, 57-58), доводы кассационной жалобы о не рассмотрении судом первой инстанции указанного заявления подлежат отклонению.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.02.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 11.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-17091/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.