г. Тюмень |
|
6 сентября 2022 г. |
Дело N А70-10157/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Дерхо Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента лесного комплекса Тюменской области на решение от 17.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Маркова Н.Л.) и постановление от 26.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Грязникова А.С., Краецкая Е.Б., Сидоренко О.А.) по делу N А70-10157/2021 по исковому заявлению департамента лесного комплекса Тюменской области (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Первомайская, дом 34, 1, ИНН 7202138082, ОГРН 1057200733831) к акционерному обществу "Нефтяная компания "Конданефть" (628002, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Ханты-Мансийск, улица Сутормина, дом 16, ИНН 7718890240, ОГРН 1127746457794) об обязании разработать проект лесовосстановления и лесоразведения и выполнить мероприятия по лесовосстановлению.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу.
В судебном заседании приняла участие представитель акционерного общества "Нефтяная компания "Конданефть" - Королева Ольга Владимировна по доверенности от 11.05.2022 N 118-22 (сроком действия по 31.12.2022).
Суд установил:
департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Нефтяная компания "Конданефть" (далее - АО "НК "Конданефть", общество, ответчик) об обязании в срок до 01.08.2021 разработать и предоставить в департамент проект лесовосстановления и проект лесоразведения на лесной участок площадью 1,4476 га, и в срок до 01.10.2021 провести работы по лесовосстановлению и лесоразведению на лесном участке площадью 1,4476 га.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - третье лицо).
Решением от 17.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 26.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, департамент обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 17.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 26.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда полностью, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области, либо принять новый судебный акт, удовлетворив исковые требования департамента в полном объеме.
В обоснование жалобы истец ссылается на ошибочность ссылки судов на проект освоения лесов, в результате чего происходит подмена понятий проекта лесовосстановления (лесоразведения) и проекта освоения лесов; обязанность по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) вытекает не из положений договора, а из действующего лесного законодательства (является внедоговорной, публично-правовой) и факта проведения рубки лесных насаждений; при использовании лесов лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений, обязанность по "компенсационному" лесовосстановлению или лесоразведению в соответствии с действующим лесным законодательством при использовании лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) возникает у лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений после 01.01.2019 вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка; позиция департамента основывается на принципах непротиворечивости судебных актов и правовой определенности.
Определением от 03.03.2022 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа (резолютивная часть объявлена 20.01.2022) производство по рассмотрению кассационной жалобы департамента на решение от 17.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 26.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-10157/2021 приостанавливалось до окончания кассационного производства в Верховном Суде Российской Федерации по делу N А70-10453/2021.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 (опубликовано 20.07.2022 в сети Интернет в автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел") решение от 26.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области, постановление от 16.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда и постановление от 03.02.2022 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А70-10453/2021 отменены; дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Определением от 30.08.2022 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа назначено судебное заседание для разрешения вопроса о возможности возобновления производства по кассационной жалобе компании.
В связи с отпадением процессуальных оснований для приостановления производства по делу, с учетом тогото от участвующих в деле лиц возражений относительно возобновления производства по делу не поступило, определением от 30.08.2022 суд округа возобновил производство по кассационной жалобе.
АО "НК "Конданефть" в своем отзыве и дополнениях к отзыву на кассационную жалобу департамента выразило возражения относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, полагая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу и дополнениях к отзыву.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц, не явившихся в судебное заседание, о времени и месте его проведения, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва и дополнений на нее, выслушав выступление представителя ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции полагает решение и постановление подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 24.12.2018 между Департаментом (арендодатель) и ООО "РН-Ендырнефтегаз" (арендатор) заключен договор аренды части лесного участка для размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью N 141-45 ч-18 (далее - договор).
Пунктами 1.1, 1.2 договора предусмотрено, что арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять по временное пользование часть лесного участка площадью 1,7703 га, местоположение: Тюменская область, Уватский район, Уватское лесничество, Демьянское участковое лесничество (ур. Демьянское), квартал 98 (выделы 12-14, 22, 26, 27, 34), категория защитности: ценные леса, запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов, вид разрешенного использования: производственная деятельность (6.0) (далее - лесной участок).
По условиям договора арендатор обязан принять лесной участок от арендодателя по акту приема-передачи лесного участка, форма которого предусмотрена приложением N 5 к договору в день заключения договора; в течение 6-ти месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на переданном в аренду лесном участке в соответствии с законодательство РФ, проектом освоения лесов и приложении N 6 к договору; осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов (подпункты "а", "г", "к", "л" пункта 3.4 договора).
Срок действия договора установлен с даты подписания и составляет 11 месяцев (пункт 6.1 договора).
По акту приема-передачи от 24.12.2018 лесной участок предан в аренду арендатору.
02.10.2019 ООО "РН-Ендырнефтегаз" прекратило свою деятельность путем присоединения к АО "НК "Конданефть". К ответчику в порядке универсального правопреемства перешли права и обязанности арендатора по договору.
В ходе действия договора арендатором, согласно представленным отчетами об использовании лесов (по форме 1-ИЛ) за январь - сентябрь 2019 года, площадь сплошной рубки на лесном участке по договору составила 1,4476 га.
Департаментом в адрес АО "НК "Конданефть" направлены письма от 06.07.2020 N 4623-20 и от 31.07.2020 N 5394-20 об обязанности проведения компенсационного лесовосстановления, в которых указывалось на необходимость разработки и предоставления в департамент проектов лесовосстановления, лесоразведения и проведения соответствующих работ в 2020 году.
Указав, что установленная законом обязанность арендатора по лесовосстановлению (лесоразведению) АО "НК "Конданефть" не исполнена, работы не выполнены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 1, 4, 8, 12, 307, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 43-46, 63.1 ЛК РФ, положениями Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ), постановления Правительства РФ от 07.05.2019 N 566 "Об утверждении Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка" (далее - Правила N 566), и исходил из того, что обязанности по лесовосстановительным работам условиями договора и действующим в момент его заключения законом не предусматривалось, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Правовая позиция об ошибочности указанного правового подхода выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 по делу N А70-10453/2021 и заключается в следующем.
В силу части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 ЛК РФ).
Частью 1 статьи 71 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Как следует из части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом.
Таким образом, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами Гражданского кодекса и Земельного кодекса.
Статьей 12 ЛК РФ определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
В соответствии со статьей 25 ЛК РФ к видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, осуществление геологического изучения недр.
Исходя из части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в том числе в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
В силу части 1 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
Воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление (пункт 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ).
По правилу части 3 статьи 61 ЛК РФ воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых Лесным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
В соответствии со статьей 62 ЛК РФ, в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом N 212-ФЗ (до 01.01.2019) лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1);
на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Таким образом, до 01.01.2019 Лесным кодексом обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды вид деятельности по заготовке древесины.
Аналогичное правило было закреплено в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183 (подпункт "а" пункта 4), и в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 N 375 (подпункт "а" пункта 4).
Законом N 212-ФЗ, вступившим в силу в соответствии со статьей 4 с 01.01.2019, в Лесной кодекс были внесены в том числе следующие изменения.
Согласно части 2 статьи 62 ЛК РФ, в редакции приведенного Закона лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Также Законом N 212-ФЗ Лесной кодекс дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 ЛК РФ установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46); для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Нормы аналогичного содержания были предусмотрены в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.03.2019 N 188.
Федеральным законом "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 ЛК РФ.
При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 ЛК РФ в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 ЛК РФ в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 ЛК РФ дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи:
1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 ЛК РФ;
2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр;
3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ настоящий закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции названного Закона) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего закона.
В соответствии со статьей 63.1 ЛК РФ утверждены Правила N 566, согласно пункту 2 которых работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 ЛК РФ, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 ЛК РФ, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 ЛК РФ соответственно.
Пункт 5 Правил N 566 содержит указание на то, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 ЛК РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Учитывая, что частью 2 статьи 62 ЛК РФ, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, то, следовательно, у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Вместе с тем Законом N 303-ФЗ статья 63.1 ЛК РФ дополнена частью 7, согласно пункту 2 которой данная статья не распространяется на осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр.
В силу части 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ положения части 7 распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Закона.
Из совокупного толкования приведенных выше норм права, учитывая основные принципы лесного законодательства, в том числе принципы использования лесов с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, лесное законодательство является комплексной отраслью права, включающей нормы как частного, так и публичного права. При этом нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, являются нормами публичного права и подлежат применению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры.
Исходя из вышеприведенных правовых положений и правовой позиции, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 по применению данных норм, выводы судов первой и апелляционной инстанций о неприменении положений Лесного кодекса, введенных в действие с 01.01.2019, обязывающих лесопользователей, осуществляющих рубки лесных насаждений, осуществлять лесовосстановление или лесоразведение согласно соответствующим проектам, являются ошибочными.
Однако Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно пункта 2 которой данная статья не распространяется на осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр. В силу части 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ положения части 7 распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Между тем судами не исследованы фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения данного дела, в частности для какой цели был заключен спорный договор аренды, в какой период времени обществом осуществлена рубка лесных насаждений, был ли возведен линейный объект на предоставленном в аренду лесном участке, продлено ли действие договора для эксплуатации линейного объекта и не применены перечисленные выше нормы Лесного кодекса в редакциях Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ и Закона N 303-ФЗ к спорным правоотношениям.
Доводы департамента, изложенные в дополнении к отзыву на кассационную жалобу, о том, что рассматриваемый земельный участок был предоставлен непосредственно для геологического изучения недр, не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене как принятые при существенном нарушении норм материального права, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судам следует установить, для какой цели сторонами заключен договор, в какой период времени обществом была осуществлена рубка лесных насаждений, был ли возведен линейный объект на предоставленном в аренду лесном участке, продлено ли действие договора для эксплуатации линейного объекта, продлено ли действие договора для эксплуатации линейного объекта и не применены перечисленные выше нормы Лесного кодекса в редакциях Закона N 212-ФЗ и Закона N 303-ФЗ к спорным правоотношениям. Исходя из результата исследования указанных вопросов надлежит определить правомерность заявленного истцом требования, в зависимости от чего разрешить вопрос относительно понесенных судебных расходов по делу, в том числе по состоявшимся апелляционному и кассационному рассмотрению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 26.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-10157/2021 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из вышеприведенных правовых положений и правовой позиции, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 по применению данных норм, выводы судов первой и апелляционной инстанций о неприменении положений Лесного кодекса, введенных в действие с 01.01.2019, обязывающих лесопользователей, осуществляющих рубки лесных насаждений, осуществлять лесовосстановление или лесоразведение согласно соответствующим проектам, являются ошибочными.
Однако Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно пункта 2 которой данная статья не распространяется на осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр. В силу части 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ положения части 7 распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Между тем судами не исследованы фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения данного дела, в частности для какой цели был заключен спорный договор аренды, в какой период времени обществом осуществлена рубка лесных насаждений, был ли возведен линейный объект на предоставленном в аренду лесном участке, продлено ли действие договора для эксплуатации линейного объекта и не применены перечисленные выше нормы Лесного кодекса в редакциях Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ и Закона N 303-ФЗ к спорным правоотношениям.
...
При новом рассмотрении дела судам следует установить, для какой цели сторонами заключен договор, в какой период времени обществом была осуществлена рубка лесных насаждений, был ли возведен линейный объект на предоставленном в аренду лесном участке, продлено ли действие договора для эксплуатации линейного объекта, продлено ли действие договора для эксплуатации линейного объекта и не применены перечисленные выше нормы Лесного кодекса в редакциях Закона N 212-ФЗ и Закона N 303-ФЗ к спорным правоотношениям. Исходя из результата исследования указанных вопросов надлежит определить правомерность заявленного истцом требования, в зависимости от чего разрешить вопрос относительно понесенных судебных расходов по делу, в том числе по состоявшимся апелляционному и кассационному рассмотрению."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 сентября 2022 г. N Ф04-248/22 по делу N А70-10157/2021
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4641/2023
16.03.2023 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-10157/2021
06.09.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-248/2022
26.11.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12212/2021
17.09.2021 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-10157/2021