г. Тюмень |
|
8 сентября 2022 г. |
Дело N А75-17396/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования город Ханты-Мансийск на решение от 16.02.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 15.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А75-17396/2021 по заявлению муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования город Ханты-Мансийск (628002, город Ханты-Мансийск, улица Сутормина, дом 20, ИНН 8601015197, ОГРН 1028600512313) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104, ИНН 8601011604, ОГРН 1028600513149) об оспаривании пунктов NN 1, 2, 3 предписания от 20.09.2021 N 16-380/ЛК-2021.
Иное лицо, участвующее в деле, - Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 118А, ИНН 8601999247, ОГРН 1138600001693).
Суд установил:
муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее - МП "ЖКУ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконными пунктов N N 1, 2 и 3 предписания Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее -служба) от 20.09.2021 N 16-380/ЛК-2021.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее - фонд).
Решением от 16.02.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 15.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприятие просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства, поскольку указанным ненормативным правовым актом на МП "ЖКУ" фактически возложена обязанность провести работы по капитальному ремонту многоквартирного дома, которые не входят в Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденный приказом от 30.11.2020 N 129 Департамента городского хозяйства администрации города Ханты-Мансийска (далее - Приказ от 30.11.2020 N 129), их стоимость не включена в размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Служба отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представила.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, приказом от 30.11.2020 N 129 предприятие определено управляющей организацией по управлению многоквартирным домом N 8 по улице Грибоедова в городе Ханты-Мансийске (далее - МКД).
С целью проверки фактов, изложенных в обращении жильцов МКД (вх. от 24.08.2021 N 27.16-ОГ-69), службой в период с 15.09.2021 по 20.09.2021 проведена внеплановая выездная проверка (приказ от 14.09.2021 N 16-387/ЛК-2021) в отношении предприятия, в ходе которой выявлен факт нарушения МП "ЖКУ" требований части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 8, 9, 12 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), пунктов 3.2, 4.4.14, 4.8.5, 4.1.6, 4.1.7, 4.3.2, 4.2.3, 4.2.3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) (на фасаде МКД местами отсутствует фактурный слой отделки; на отмостке МКД имеется растительность в виде мха, травы, молодых деревьев; отмостка просела, местами нарушен уклон;
на фасаде первого и второго крылец частично нарушен фактурный слой, поручни, ступени частично разрушены; козырек подъезда N 2 частично разрушен, на самом козырьке имеется растительность в виде травы; в подъездах NN 1, 2 частично отсутствует напольная плитка).
По результатам проверки службой 20.09.2021 составлен акт N 16-380/ЛК-2020 и выдано предписание N 16-380/ЛК-2021, согласно которому предприятию необходимо в срок до 01.11.2021 устранить неисправности фактурного слоя отдельных участков фасада МКД (пункт 1); устранить неисправности отмостки здания (просадки, щели и трещины, контруклоны, очистить от растительности) (пункт 2); устранить неисправности отдельных участков фактурного слоя первого и второго крыльца, ступеней поручней, а также козырька крыльца подъезда N 2 (пункт 3); заменить керамические напольные плитки на лестничных площадках в местах общего пользования в подъездах NN 1, 2 (пункт 4).
Не согласившись с пунктами N N 1, 2, 3 указанного предписания службы, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у службы правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку предприятием допущено нарушение жилищного законодательства при оказании услуг и выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД.
Суд округа, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В соответствии с подпунктами "в", "г" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
В силу Правил N 170 отмостки должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03; поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см; ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками) (пункт 4.1.6); просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7).
В силу пунктов 4.2.3.2, 4.3.2 Правил N 170 с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией; местные отслоения штукатурки и трещины должны устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития.
При этом работы по ремонту фундаментов (в том числе восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки); фасадов (в том числе герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов); лестниц, крылец (зонты-козырьки) над входами в подъезды (в том числе восстановление или замена отдельных участков и элементов) включены в перечень работ, относящихся к текущему ремонту (пункты 1, 2, 7 приложения N 7 Правил N 170).
Кроме того, пунктом 8 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов, отнесены среди прочих выявление деформации и повреждений в несущих конструкциях, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов в ступенях; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ; проверка состояния и при необходимости восстановление штукатурного слоя или окраска металлических косоуров краской, обеспечивающей предел огнестойкости 1 час в домах с лестницами по стальным косоурам.
К работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, отнесены среди прочих выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (пункт 9 Минимального перечня).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что при осуществлении деятельности по управлению МКД предприятием допущено нарушение вышеназванных норм, выразившееся в невыполнении обязанности по восстановлению (ремонту) поврежденных участков фактурного слоя фасада МКД, отмостки МКД, а также отдельных участков фактурного слоя первого и второго крыльца, ступеней, поручней, козырька крыльца подъезда N 2 МКД.
Поскольку устранение выявленных службой нарушений является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества МКД, носит обязательный для предприятия характер в силу управления домом на основании приказа от 30.11.2020 N 129, изданного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и направлено на поддержание технического состояния дома в соответствии с обязательными требованиями и нормами действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии у службы правовых оснований для выдачи предприятию оспариваемого предписания.
При этом судами верно отмечено, что Перечнем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений МКД (приложение 2 к приказу от 30.11.2020 N 129) предусмотрено выполнение предприятием работ, в том числе по восстановлению (ремонту) отмостки (пункт 5); осмотру кирпичных и железобетонных стен, фасадов (пункт 24).
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку предписание службы соответствует жилищному законодательству и не нарушает права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской деятельности.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов первой и апелляционной инстанции не опровергают, по существу направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.02.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 15.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-17396/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку устранение выявленных службой нарушений является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества МКД, носит обязательный для предприятия характер в силу управления домом на основании приказа от 30.11.2020 N 129, изданного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и направлено на поддержание технического состояния дома в соответствии с обязательными требованиями и нормами действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии у службы правовых оснований для выдачи предприятию оспариваемого предписания."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 сентября 2022 г. N Ф04-4617/22 по делу N А75-17396/2021
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4617/2022
15.06.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3131/2022
16.02.2022 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-17396/2021
29.12.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13799/2021