г. Тюмень |
|
9 сентября 2022 г. |
Дело N А46-14861/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Алексеевой Н.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, веб-конференции (онлайн-заседание) и аудиозаписи кассационную жалобу крестьянского хозяйства "Шумакова" на решение от 03.03.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 01.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-14861/2021 по заявлению крестьянского хозяйства "Шумакова" (ОГРН 1025501944038, ИНН 5530002757, адрес: 646727, Омская область, Полтавский район, село Новоильиновка, улица Долиной, дом 18) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области (ОГРН 1045513022180, ИНН 5507072393, адрес: 644015, город Омск, улица Суворова, дом 1 "А"), Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области (ОГРН 1045504038140, ИНН 5504097209, адрес: 644010, город Омск, улица Маршала Жукова, дом 72, корпус 1) о признании недействительными решений.
В судебном заседании, в том числе посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Пантелеева С.С.) и информационной системы "Картотека арбитражных дел" в онлайн-режиме приняли участи представители:
от крестьянского хозяйства "Шумакова" - Трухнов В.А. по доверенности от 20.12.2021;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области - Бахвалова Е.В. по доверенности от 02.02.2022 N 01-12/033-Д;
от Управления Федеральной налоговой службы по Омской области - Дворак В.В. по доверенности от 11.02.2022 N 01-18/02166.
Суд установил:
крестьянское хозяйство "Шумакова" (далее - заявитель, КХ "Шумакова") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Омской области (далее - МИФНС России N 3 по Омской области, налоговый орган) от 17.05.2021 NN 741, 742, 743, 744 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решения от 17.05.2021 NN 741, 742, 743, 744), а также ответа Управления Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - УФНС России по Омской области, Управление) на обращение от 27.05.2021 N 08-42/01111 ЗП.
Определением суда от 18.10.2021 в порядке процессуального правопреемства произведена замена МИФНС России N 3 по Омской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области (далее - Инспекция) по причине состоявшейся реорганизации территориальных налоговых органов по Омской области.
Решением от 03.03.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 01.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования КХ "Шумакова" о признании недействительными решений МИФНС России N 3 по Омской области от 17.05.2021 NN 741, 742, 743, 744 оставлены без удовлетворения. Производство по делу в части требования КХ "Шумакова" о признании недействительным ответа на обращение УФНС России по Омской области от 27.05.2021 N 08-42/01111 ЗП прекращено.
КХ "Шумакова" обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и сложившейся судебной практике, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель указывает следующее: решение о привлечении к ответственности N 743 вынесено спустя год после представления КХ "Шумакова" соответствующего расчета по страховым взносам в отсутствие оснований для такого пропуска срока, чем нарушены права заявителя, суды не дали должной оценки данному обстоятельству; налоговые органы сообщали об отсутствии у заявителя задолженности письмами от 09.12.2020 и 10.12.2020; в настоящее время КХ "Шумакова" находится в очень тяжелой ситуации.
В отзывах на кассационную жалобу Инспекция и Управление считают доводы заявителя несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просят оставить их без изменения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и возражения, изложенные в отзывах на нее.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов на нее, не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что МИФНС России N 3 по Омской области проведены камеральные налоговые проверки представленных КХ "Шумакова" первичных расчетов по страховым взносам за 12 месяцев 2017 года (дата представления 20.01.2021), 12 месяцев 2018 года (дата представления 20.01.2021), 12 месяцев 2019 года (дата представления 22.01.2020), 12 месяцев 2020 года (дата представления 25.01.2021).
В ходе проверок налоговым органом было установлено, что в нарушение статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиком страховых взносов КХ "Шумакова" во всех первичных расчетах по страховым взносам (за 12 месяцев 2017 года, 12 месяцев 2018 года, 12 месяцев 2019 года и 12 месяцев 2020 года) отражены фиксированные платежи, подлежащие уплате, в размере 0 руб.
По результатам проведенных камеральных проверок налоговым органом 07.04.2021 составлены акты налоговых проверок N 1340, 1341, 1342, 10-23/02495; 17.05.2021 вынесены решения N 741 (по расчету за 2017 год), N 742 (по расчету за 2018 год), N 743 (по расчету за 2019 год), N 744 (по расчету за 2020 год), в соответствии с которыми КХ "Шумакова" предложено уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированных размерах, начислены пени, штрафы. Размер штрафных санкций определен налоговым органом с учетом установленных смягчающих обстоятельств.
Решением Управления от 28.05.2021 N 16-22/11360@ решения МИФНС России N 3 по Омской области оставлены без изменения.
Письмом от 27.05.2021 N 08-42/01111ЗП в ответ на обращение заявителя от 28.04.2021 N 21778 Управление сообщило, что налоговым органом правомерно осуществлено начисление взносов КХ "Шумакова", разъяснен порядок предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налога (сбора).
КХ "Шумакова", полагая, что решения МИФНС России N 3 по Омской области и письмо Управления нарушают его права, обратился в арбитражный суд с требованиями о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительными решений налогового органа, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 11, 23, 45, 419, 430, 432 НК РФ, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о правомерном доначислении страховых взносов в фиксированных размерах за 2017-2020 годы в спорных суммах.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод судов, отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Статьей 11 НК РФ определено, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств для целей налогообложения приравниваются к индивидуальным предпринимателям, которые в силу пункта 2 статьи 419 НК РФ являются плательщиками страховых взносов.
Пунктом 2 статьи 430 НК РФ (в редакции Федеральных законов от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 27.11.2017 N 335-ФЗ) предусмотрено, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется как произведение фиксированного размера, составляющего 23 400 рублей - за расчетный период 2017 года, 26 545 рублей - за расчетный период 2018 года, 29 354 рубля - за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей - за расчетный период 2020 года, и количества всех членов крестьянского (фермерскою) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется за расчетный период как произведение фиксированного размера страховых взносов, составляющего 4 590 рублей - за расчетный период 2017 года, 5 840 рублей - за расчетный период 2018 года, 6 884 рубля - за расчетный период 2019 года, 8 426 рублей - за расчетный период 2020 года, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Таким образом, размер подлежащего уплате фиксированного платежа по страховым взносам для главы КХ и его членов установлен в твердой сумме и не зависит от наличия или отсутствия облагаемых страховыми взносами выплат главе КФХ и его членам.
Статьей 432 НК РФ установлен порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (пункт 3 статьи 432 НК РФ).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном НК РФ, недоимку по страховым взносам (абзацы третий, четвертый пункта 2 статьи 432 НК РФ).
Судами установлено, что расчеты по страховым взносам за 12 месяцев 2017 года, 12 месяцев 2018 года были самостоятельно представлены заявителем 20.01.2021, за 12 месяцев 2019 года - 22.01.2020, за 12 месяцев 2020 года - 25.01.2021. Единственным застрахованным лицом в названные периоды являлся Шумаков Петр Федорович (глава КХ); сумма начисленных взносов согласно расчетам равна нулю.
При этом сведений о том, что в указанных периодах деятельность КХ "Шумакова" фактически не осуществлялась и существовали обстоятельства исключительного (экстраординарного) характера, не позволившие заявителю своевременно отказаться от своего статуса, в деле нет.
Установив данные обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше нормы материального права, суды согласились с налоговым органом в том, что при надлежащем исполнении норм налогового законодательства заявителю в расчетах следовало отразить к уплате страховые взносы в размере, установленном законом за указанные периоды: на обязательное пенсионное страхование: 23 400 руб. - за 2017 год, 26 545 руб. - за 2018 год, 29 354 руб. - за 2019 год, 32 448 руб. - за 2020 год; на обязательное медицинское страхование: 4 590 руб. - за 2017 год, 5 840 руб. - за 2018 год, 6 884 руб. - за 2019 год, 8 426 руб. - за 2020 год.
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о законности решений налогового органа, которыми заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере за 2017-2020 годы, начисленные на них соответствующие пени и санкции.
Довод заявителя о том, что решение от 17.05.2021 N 743 вынесено МИФНС России N 3 по Омской области спустя год после представления КХ "Шумакова" расчета по страховым взносам, в отсутствии оснований для такого пропуска сроков, являлся предметом рассмотрения судов двух инстанций, получил правовую оценку с учетом положений статьи 101 НК РФ, пункта 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57), пункта 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71, правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135, и установленных по делу обстоятельств.
Судами установлено, что КХ "Шумакова" было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверки (акт камеральной налоговой проверки от 07.04.2021 N 10-23/02495 и извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 07.04.2021 N 10-23/02494 получены лично Шумаковым П.Ф. 07.04.2021), представляло ходатайство о снижении штрафных санкций (входящий от 05.05.2021 N 05486).
Суды исходили из того, что нарушение, допущенное налоговым органом (несвоевременное вынесение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.05.2021 N 743), не относится к нарушениям существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, влекущим отмену решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод судов и отмечает, что из разъяснений, приведенных в пункте 31 Постановления N 57, следует, что соответствующие доводы о несоблюдении сроков производства по делу о налоговом правонарушении могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 НК РФ, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 НК РФ, в то время как предметом настоящего спора является законность решений о начислении недоимки, пени и санкций по страховым взносам.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены ссылки заявителя на письма, в которых налоговый орган сообщал ему об отсутствии задолженности, поскольку, как правильно отметил суд, на момент направления указанных писем проверки не проводились, задолженность по уплате страховых взносов по состоянию на 09.12.2020 и 10.12.2020 установлена не была. Акты налоговых проверок расчетов по страховым взносам за 2017, 2018 годы (представлены 20.01.2021), за 2019 год (представлен 22.01.2020), за 2020 год (представлен 25.01.2021) составлены 07.04.2021, решения по результатам камеральных проверок вынесены 17.05.2021.
Сложная ситуация заявителя и его тяжелое материальное положение учтены МИФНС России N 3 по Омской области при определении суммы налоговых санкций в качестве смягчающих ответственность обстоятельств. Управлением заявителю также разъяснен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов по данным основаниям.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе (относительно неисполнения решений судов о взыскании денежных средств в пользу заявителя и возврата элитных семян в КХ "Шумакова") не имеют отношения к предмету настоящего спора.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными оспариваемых решений МИФНС России N 3 по Омской области.
Заявитель, обжалуя судебные акты в полном объеме, не привел доводов относительно прекращения производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в части оспаривания письма Управления, в связи с чем оснований считать выводы суда первой инстанции ошибочными в данной части не имеется.
Выводы судов и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на ее подателя.
На основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату ее плательщику.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.03.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 01.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-14861/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить крестьянскому хозяйству "Шумакова" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей, излишне уплаченную по чеку - ордеру от 29.07.2022.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя о том, что решение от 17.05.2021 N 743 вынесено МИФНС России N 3 по Омской области спустя год после представления КХ "Шумакова" расчета по страховым взносам, в отсутствии оснований для такого пропуска сроков, являлся предметом рассмотрения судов двух инстанций, получил правовую оценку с учетом положений статьи 101 НК РФ, пункта 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57), пункта 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71, правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135, и установленных по делу обстоятельств.
...
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод судов и отмечает, что из разъяснений, приведенных в пункте 31 Постановления N 57, следует, что соответствующие доводы о несоблюдении сроков производства по делу о налоговом правонарушении могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 НК РФ, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 НК РФ, в то время как предметом настоящего спора является законность решений о начислении недоимки, пени и санкций по страховым взносам."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 сентября 2022 г. N Ф04-5010/22 по делу N А46-14861/2021