г. Тюмень |
|
15 сентября 2022 г. |
Дело N А45-32071/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабанова Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноярсклеспроект" на решение от 10.02.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 26.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В. Хайкина С.Н.) по делу N А45-32071/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красноярсклеспроект" (660041, Красноярский край, город Красноярск, улица Академика Киренского, дом 87, помещение 5, офис 3-05, ОГРН 1112468051079, ИНН 2463230887) к Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Крылова, дом 31, ОГРН 1075406009073, ИНН 5406388224) о признании незаконным предписания от 15.11.2021 N 72/05-22.
Другое лицо, участвующее в деле, - Министерство лесного хозяйства Красноярского края (660036, Красноярский край, город Красноярск, улица Академгородок, дом 50а, ОГРН 1162468093952, ИНН 2463102814).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красноярсклеспроект" (далее - общество, ООО "Красноярсклеспроект") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу (далее - департамент, административный орган) о признании недействительным предписания от 15.11.2021 N 72/05-22.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - министерство).
Решением от 10.02.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 26.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, обязанность осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий возложена на него договором аренды лесного участка; заготовка древесины им не осуществляется; пределы объема вырубаемой при санитарной рубке древесины законодательством не установлены.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу поддерживает позицию подателя кассационной жалобы.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, министерством и обществом заключено охотохозяйственное соглашение от 04.08.2017 N 24/ОС-185; 15.03.2019 министерством и обществом заключён договор аренды лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства N 42-о, в соответствии с которым с целью осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства обществу передан лесной участок общей площадью 52 805 га защитных и эксплуатационных лесов, расположенных в Красноярском крае, Манское лесничество, Крольское участковое лесничество, кварталы 32, 50, 51, 65, 66, 75-78, 81-83, 86-87, 90-92, 94-100, Верхнеманское лесничество, Верхнеманское участковое лесничество, кварталы 19-30, 34-39, 45-48, 55, 56, 73-77, 80-84, 101, 102.
По результатам проведённого по заявлению общества лесопатологического обследования лесного участка (территория Верхнеманского лесничества, Верхнеманского участкового лесничества, квартал N 73, выдел 6) лесные насаждения на данном участке были признаны насаждениями с нарушенной устойчивостью, назначена выборочная санитарная рубка кедра на площади 270,8 га в количестве 27 752 м3 (36,6 % деревьев).
Утвержденный министерством 03.11.2021 акт лесопатологического обследования от 27.10.2021 N 151 опубликован на сайте департамента.
Предписанием от 15.11.2021 N 72/05-22 департамент обязал министерство отменить указанный акт, направить информацию об исполнении предписания в департамент.
Не согласившись с данным предписанием общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам).
Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (часть 1 статьи 60.2 ЛК РФ).
Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: 1) лесозащитное районирование; 2) государственный лесопатологический мониторинг; 3) проведение лесопатологических обследований; 4) предупреждение распространения вредных организмов; 5) иные меры санитарной безопасности в лесах (часть 1 статьи 60.3 ЛК РФ).
Лесопатологические обследования проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов (часть 1 статьи 60.6 ЛК РФ).
По результатам лесопатологического обследования составляется акт, который утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, и в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (часть 3 статьи 60.6 ЛК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1158 утверждено Положение об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (далее - Положение N 1158), в соответствии с пунктом 9 которого в случае наличия оснований, указанных в пунктах 4 и 8 Положения, территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства направляют в уполномоченные органы предписания об отмене соответствующих актов обследований или о внесении в них изменений.
Согласно Положению о Департаменте лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, утверждённому приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19.06.2015 N 204, департамент является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, который осуществляет полномочия, предоставленные ему Федеральным агентством лесного хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела в настоящем случае основанием для выдачи оспариваемого предписания послужил вывод департамента о необоснованности мероприятий ввиду запрещения заготовки древесины в орехово-промысловых зонах (пункт 4 статьи 115 ЛК РФ, подпункт пункта 8 Положения N 1158).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что категория защищенности лесов Верхеманского лесничества Красноярского края - орехово-промысловые зоны, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Вопреки позиции подателя кассационной жалобы заготовка древесины осуществляется и при осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 ЛК РФ (мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, часть 3 статьи 29.1 ЛК РФ, пункт 3 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993).
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.02.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 26.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-32071/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Положению о Департаменте лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, утверждённому приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19.06.2015 N 204, департамент является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, который осуществляет полномочия, предоставленные ему Федеральным агентством лесного хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела в настоящем случае основанием для выдачи оспариваемого предписания послужил вывод департамента о необоснованности мероприятий ввиду запрещения заготовки древесины в орехово-промысловых зонах (пункт 4 статьи 115 ЛК РФ, подпункт пункта 8 Положения N 1158).
...
Вопреки позиции подателя кассационной жалобы заготовка древесины осуществляется и при осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 ЛК РФ (мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, часть 3 статьи 29.1 ЛК РФ, пункт 3 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2022 г. N Ф04-4636/22 по делу N А45-32071/2021