г. Тюмень |
|
19 сентября 2022 г. |
Дело N А81-10826/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Дерхо Д.С.,
Демидовой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания путем использования системы веб-конференции в режиме онлайн помощником судьи И.А. Гайшун, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (в настоящее время наименование изменено на Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа) на решение от 11.02.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 11.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Котляров Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А81-10826/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Ванкор" (660077, г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, д. 15, ИНН 2465142996, ОГРН 1162468067541) к Департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Матросова, д. 29, ИНН 8901017195, ОГРН 1058900021861) о признании недействительным экспертного заключения на проект освоения лесов.
В судебном заседании с здании суда окурга приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Ванкор" - Анюточкина Ирина Николаевна по доверенности от 13.05.2021 сроком действия до 31.01.2023, паспорт, диплом, Хомец Галина Викторовна, по доверенности от 28.10.2021 сроком действия 31.10.2022, паспорт, диплом.
В судебном заседании путем использования системы веб-конференции в режиме онлайн принял участие представитель Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа - Галицкая Т.Б. по доверенности от 06.06.2022 N 202 (срок действия 1 год), представлены паспорт, диплом; допущен слушатель.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "РН-Ванкор" (далее - ООО "РН-Ванкор", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) о признании недействительным экспертного заключения на проект освоения лесов N 776, утвержденного приказом от 17.09.2021 N 3119.
Решением от 11.02.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 11.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, экспертное заключение на проект освоения лесов регистрационный N 766, утвержденное приказом Департамента от 17.09.2021 N 3119, признано недействительным в части вывода об обязании выполнения мероприятий по лесовосстановлению искусственным способом на площади 181,4845 га. В удовлетворении заявления в остальной части отказано. Суд обязал Департамент устранить нарушения прав и законных интересов ООО "РН-Ванкор".
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов Департамент указал следующее: на момент вынесения оспариваемого заключения государственной экспертизы освоения лесов действовали правила лесовосстановления, утвержденные Приказом Минприроды России от 04.12.2020 N 1014 (далее - Правила N 1014), поэтому в заключении обоснованно было указано на их положения; действовавшими в момент заключения договора аренды от 06.06.2008 Правилами лесовсосстанвовения, утвержденными Приказом Минприроды России от 16.07.2007 N 183, было предусмотрено искусственное лесовосстановление в Западно-Сибирском равнинном таежном районе при условии, что количество жизнеспособного подроста и молодняка составляет менее 15 тысяч штук на 1 гектар, а также Приказом Минприроды России от 25.03.2019 N 188; лесовосстанволение на предоставленном участке должно производиться по общему правилу; компенсационное восстановление не возможно; поскольку договор аренды от 06.06.2008 заключен до 01.09.2019 лесовосстановление будет производиться после окончания действия договора и восстановление лесного участка естественным способом может привести к тому, что лесовосстановление не будет иметь должного эффекта и не будет достигнута цель, предусмотренная статьей 12 ЛК РФ
Представители общества в судебном заседании полностью поддержали позицию отзыва на кассационную жалобу, приобщенного в материалы дела.
Также устно пояснили, что в настоящее время приказом Департамента N 1802 от 10.06.2022 утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов N 389 от 10.06.2022, в котором согласован естественный способ лесовосстановления на арендуемом участке.
Определением суда округа от 16.08.2022 судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы отложено, Департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа предложено предоставить суду округа и участвующим в деле лицам письменные объяснения в порядке статьи 81 АПК РФ по следующим вопросам:
- поддерживает ли Департамент в настоящее время кассационную жалобу с учетом издания Приказа N 1802 от 10.06.2022 об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов N 389 от 10.06.2022, в котором согласован естественный способ лесовосстановления на арендуемом участке;
- письменно пояснить, чем обусловлено вынесение указанного Приказа -вступлением в законную силу судебного акта и необходимостью его исполнения или изменением правовой позиции Департамента по делу;
- развернутые пояснения (со ссылкой на имеющиеся в деле доказательства), чем подтверждается наличие на планируемых к восстановлению лесных участках (указанных по конкретным лесничествам, кварталам и выделам в проекте освоения) подроста и молодняка менее 1,5 тысяч штук на гектар (с привязкой к конкретным лесничествам, кварталам и выделам по данным предоставленной в дело выписки из государственного лесного реестра (том 5, л.д. 60-99) - с указанием конкретных номеров страниц, колонок, строк, столбцов выписки и т.д. (по каждому из подлежащих восстановлению объектов), а также пояснить, каким образом эти данные соотносятся с актуальными результатами таксаций (указать, из каких документов следуют данные сведения, и соотнести все показатели в табличной форме);
- аргументированно отреагировать на доводы общества о том, что на планируемых к восстановлению лесных участках подроста и молодняка составляет более 1,5 тысяч штук на гектар и данные ГЛР потеряли свою актуальность.
В материалы дела от Департамента в порядке статьи 81 АПК РФ поступили письменные пояснения по поставленным судом округа вопросам, которые приобщены к материалам дела.
Устно в судебном заседании после перерыва Департамент также пояснил, что издание Приказа N N 1802 от 10.06.2022 об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов N 389 от 10.06.2022, в котором согласован естественный способ лесовосстановления на арендуемом участке, обусловлен именно необходимостью и обязательностью исполнения вступившего в законную силу постановления апелляционного суда.
От общества в материалы дела после отложения предоставлены дополнительные письменные пояснения, которые приобщены судом округа к материалам дела.
В судебном заседании после отложения представители общества поддержали ранее изложенную правовую позицию, просили судебные акты оставить без изменения.
Проверив обжалуемое постановление в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 12.10.2020 между Департаментом (арендодатель) и ООО "РН-Ванкор" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка площадью 469,5666 га N 342/Л-20/561/Л-19, с видом использования лесов: Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (далее - договор).
Лесной участок, предоставленный обществу по договору от 12.10.2020 N 342/Л20/561/Л-19, непрерывно используется им с 2008 года (представлен его правопредшественнику ЗАО "Ванкорнефть" на основании договора от 06.06.2008 N 226/Л-08).
Подпунктом "ж" пункта 12 договора N 226/Л-08 предусмотрено, что арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложения N 6 к договору.
Согласно приложению N 6 к указанному договору общество обязано произвести лесовосстановительные мероприятия (техническая и биологическая рекультивация) в соответствии с проектом освоения лесов после завершения срока пользования лесным участком
Согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению от 12.08.2008 N 2 к договору от 06.06.2008 N 226/Л-08, лесной участок площадью 469,64 га был предоставлен с двумя видами разрешенного использования: - строительство линий электропередачи, линий связи, трубопроводов и других линейных объектов; - заготовка древесины на участке площадью 181,4845 га.
Леса на арендованном участке использовались правопредшественником общества для заготовки древесины, что подтверждается отчетом ЗАО "Ванкорнефть" об использовании лесов за январь-декабрь 2009 года объем использования лесов для заготовки древесины на арендованном лесном участке составил 10200 м.куб.
Также в подразделе 5.6 Проекта освоения лесов к договору от 12.10.2020 N 342/Л-20/561/Л-19, указано, что на площади 181,4845 га была произведена заготовка древесины по договору аренды лесного участка от 06.06.2008 N 226/Л-08 (дополнительное соглашение от 12.08.2008 N 2).
Дополнительным соглашением от 18.02.2011 года N 3, срок действия договора от 06.06.2008 N 226/Л-08 продлен с 05.06.2011 по 05.06.2014.
Дополнительным соглашением от 11.04.2014 года N 4 срок действия договора от 06.06.2008 N 226/Л-08 продлен до 05.06.2019 года.
Письмом от 01.04.2016, в адрес Департамента поступила информация, что в результате реорганизации акционерного общества "Ванкорнефть" создано общество с ограниченной ответственностью "РН-Ванкор", вследствие чего права и обязанности по договорам аренды земельных участков перешли к ООО "РН-Ванкор".
16.07.2019 года Департаментом в адрес Общества было направлено требование об исполнении обязанностей по договору от 06.06.2008 N 226/Л-08, а именно указано на необходимость в случае прекращения действия договора аренды передать лесной участок в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования.
На указанный в договоре от 06.06.2008 N 226/Л-08 лесной участок, 09.12.2019 года между Департаментом и ООО "РН-Ванкор" заключен новый договор аренды N 561/Л-19/226/Л-08, срок действия установлен на 11 месяцев с момента подписания, то есть до 09.11.2020.
12.10.2020 между Департаментом и ООО "РН-Ванкор" вновь заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на ранее предоставленный лесной участок площадью 469,5666 га. N 342/Л20/561/Л-19.
Подпунктом "г" пункта 3.4 действующего договора аренды предусмотрена обязанность арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
По итогам рассмотрения экспертной комиссией Департамента проекта освоения лесов к договору от 12.10.2020 N 342/Л-20/561/Л-19, вынесено отрицательное заключение государственной экспертизы освоения лесов N 776 от 17.09.2021, утвержденное приказом Департамента 17.09.2021 N 3119.
Оспариваемое заключение содержит замечания, согласно пункту 3 которых, юридическое лицо обязано выполнить мероприятия по лесовосстановлению на площади 181,4845 га в соответствии с частью 2 статьи 62 ЛК РФ и подпункта "а" пункта 6 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 04.12.2020 N 1014.
На основании указанных Правил, по мнению заинтересованного лица, лесовосстановление в Западно-Сибирском северо-таежном равнинном районе таежной лесорастительной зоны на площади, равной 126,4509 га, осуществляется искусственным способом.
Обществом выбран "естественный" способ восстановления, который и указан в предоставленном на экспертизу проекте освоения лесов.
По мнению Департамента, принимая во внимание условия заключенного сторонами договора аренды лесного участка N 226/Л-08, дополнительного соглашения N 2 к указанному договору, тот факт, что обществом в 2008 году была произведена рубка лесных насаждений на арендованном участке, а также что общество до настоящего времени является арендатором лесного участка и за ООО "РН-Ванкор" сохраняется обязанность провести лесовосстановительные мероприятия, в том числе путем искусственного лесовосстановления на местах вырубок на площади 126,4509 га после истечения срока действия договора аренды путем разработки проекта лесовосстановления.
Также по мнению Департамента, для правильно и эффективного процесса лесовосстановления необходим именно искусственный способ лесовосстановления, зависящий от количества подроста на спорном участке, установленного по данным государственного лесного реестра (далее - ГЛР) от 14.12.2021; поскольку договор аренды от 06.06.2008 заключен до 01.09.2019 лесовосстановление будет производиться после окончания действия договора и восстановление лесного участка естественным способом может привести к тому, что лесовосстановление не будет иметь должного эффекта и не будет достигнута цель, предусмотренная статьей 12 ЛК РФ.
Заявитель, посчитав позицию и выводы Департамента незаконными и необоснованными, обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим заявлением о признании недействительным экспертного заключения на проект освоения лесов N 776, утвержденного приказом от 17.09.2021 N 3119.
Руководствуясь статьями 1, 25, 61, 62, 63.1, 72, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Правилами N 1014, статьями 4, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суд первой инстанции, учитывая, что обязанность выполнять работы по лесовосстановлению на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, появилась у ответчика в силу закона в рамках обязательств, возникших по договору аренды лесного участка N 226/Л-08, на момент заключения договора от 06.06.2008 N 226/Л-08 и дополнительного соглашения N 2 к нему действовали Правила лесовосстановления, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183, Правила лесовосстановления, утвержденные Приказом Минприроды России от 04.12.2020 N1014, вступили в силу позже выполнения работ по рубке лесных насаждений, лесные насаждения на арендованном участке вырублены в 2008 году, пришел к выводам о том, что: деятельность ООО "РН-Ванкор" не связана с заготовкой древесины, а, следовательно, должна квалифицироваться не как рубки лесных насаждений, а как их вырубка наряду с другими способами уничтожения растительности там, где ее быть не должно ввиду объективного расположения на определенном пространстве, земельном участке объектов капитального строительства (магистрального нефтепровода); древесина использовалась для собственных нужд арендатора; в проекте освоения лесов по ранее заключенному договору аренды на данные лесные участки от 09.12.2019 N 561/Л-19/226/Л-08 запроектировано естественное лесовосстановление, проект разработан на основании Приказа от 25.03.2019 N188 "Об утверждении правил лесовосстановления", критерии и требования которого в части лесовосстановления в Западно-Сибирском средне-таежном равнинном районе не отличаются от Правил, вступивших в силу с 01.01.2021 г., данный проект получил положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов (приказ от 20.01.2020 N154); ни закон, ни получившие положительные заключения проекты освоения лесов от 14.07.2008 N 162-гэ, от 13.01.2012 N6, от 21.11.2014 N 983-гэ, от 25.03.2019 N 188 (раздел 5.6. проектов) не предусматривали обязанности арендатора по проведению мероприятий по искусственному лесовосстановлению на спорном лесном участке.
Учитывая указанные выводы, суд первой инстанции заключил, что вынесенное Департаментом экспертное заключение в части вывода об обязанности выполнения мероприятий по лесовосстановлению искусственным способом на площади 126, 4509 га. не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал, также указав на следующее: в проектах освоения лесов от 2012 и от 2014 годов указано, что процесс лесовосстановления на арендуемых землях должен пройти успешно естественным путем на всей площади, ретроспективное действие не предусмотрено; ни закон, ни получившие положительные заключения проекты освоения лесов от 14.07.2008 N 162-гэ, от 13.01.2012 N 6, от 21.11.2014 N 983-гэ, от 25.03.2019 N 188 (разделе 5.6 проектов) не предусматривали обязанности арендатора по проведению мероприятий по искусственному лесовосстановлению на спорном лесном участке, а обстоятельства того, что сроки проектов освоения лесов и положительных заключений на них истекли, сами по себе о недостоверности указанных в них сведений не свидетельствуют.
Между тем при вынесении решения и постановления судами не было учтено следующее.
В соответствии со статьей 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Исходя из части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ воспроизводство лесов включает в себя, в том числе лесовосстановление.
В силу положений статьи 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1, положения которой вступили в силу с 01.01.2019.
Нормы Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер и подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры.
02.07.2021 принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в новой редакции изложены статьи 62-63.1, 89.2 ЛК РФ.
В силу статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 303-ФЗ) на лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46.1 ЛК РФ, возложена обязанность обеспечить лесовосстановление на площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон и особенностей условий использования территорий, предусмотренных статьей 21 ЛК РФ.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ он вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу. Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ установлено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции настоящего закона) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Введенной в действие с 01.01.2019 статьей 63.1 Лесного кодекса предусмотрены особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения для отдельных категорий лиц.
Так, частью 1 данной статьи (в редакции, действовавшей до 01.09.2021) установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 6 указанной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 N 897 утверждены новые Правила осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 ЛК Российской Федерации, а также признано истратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 и ранее утвержденные Правила лесовосстановления N 566.
Согласно пункту 2 действующих Правил N 897 лица, указанные в частях 1 и 2 статьи 63.1 ЛК РФ (далее - заинтересованные лица) осуществляют лесовосстановление или лесоразведение в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 ЛК РФ, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 3 статьи 63 ЛК РФ согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 ЛК РФ соответственно (далее соответственно - проект лесовосстановления, проект лесоразведения).
Таким образом лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, в том числе при строительстве линейных объектов, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению в силу закона.
Вышеуказанными нормами для лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, установлена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Следовательно, обстоятельством, в силу которого у лиц, осуществивших рубки лесных насаждений, наступает обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению, является сам факт использования лесов с рубкой лесных насаждений.
Как указано Верховным Судом Российской Федерации в определении от 22.08.2022 N 307-ЭС22-5959 по делу N А13-7551/2021 по смыслу указанных норм ЛК РФ и Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины.
Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений.
При этом не имеет правового значения, кто именно осуществил заготовку древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, поскольку рубка осуществляется в целях освобождения участков от лесных насаждений для строительства (размещения) объектов, указанных в приведенных нормах Кодекса.
В соответствии со статьей 62 ЛК РФ были разработаны Правила лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.12.2021 N 1024, вступившие в силу с 01.09.2022 (далее - Правила N 1024) (до 01.09.2022 был принят и действовал Приказ Минприроды России от 04.12.2020 N 1014 "Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений" - далее - Правила N 1014).
Подпунктом "в" пункта 6 ранее действовавших до 01.09.2022 Правил N 1014 было установлено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Указанное положение полностью сохранено в действующих в настоящее время Правилах N 1024.
Пунктом 14 Правил N 1014 также было предусмотрено, что лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 настоящих Правил, обязаны выполнять работы по лесовосстановлению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основании части 2 статьи 63.1 ЛК РФ, а также в соответствии с настоящими Правилами.
В силу пункта 14 действующих Правил N 1024 лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил, выполняют работы по лесовосстановлению на землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления, в составе земель лесного фонда, определенных уполномоченным органом.
Установленный действующим законодательством правовой подход о том, что по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением прямо перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта лесовосстановления вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов, изложен также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2022 N 307-ЭС22-9847, от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799, от 22.08.2022 N 307-ЭС22-5959.
На основании изложенного, поскольку обществом в 2008 году была произведена рубка лесных насаждений на арендованном участке, общество до настоящего времени является арендатором лесного участка и за ООО "РН-Ванкор" сохраняется обязанность провести лесовосстановительные мероприятия, в том числе путем искусственного лесовосстановления, выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что в проектах освоения лесов от 2012 и от 2014 годов указано, что процесс лесовосстановления на арендуемых землях должен пройти успешно естественным путем на всей площади, ретроспективное действие положений статьи 63.1 ЛК РФ не предусмотрено, деятельность общества не связана с заготовкой древесины, Правила N 1014 вступили в силу позже фактической вырубки лесных насаждений в 2008 году, противоречат императивно установленной законом обязанности общества произвести лесовосстановление после произведенной рубки на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины.
В силу пункта 3 действующих Правил N 1024 лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Естественное восстановление лесов (далее - естественное лесовосстановление) происходит вследствие как природных процессов, так и мер содействия лесовосстановлению, указанных в пункте 17 настоящих Правил.
Искусственное восстановление лесов (далее - искусственное лесовосстановление) осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, в том числе с закрытой корневой системой, черенков или посева семян лесных растений, в том числе при реконструкции малоценных лесных насаждений.
Согласно пункту 8 Правил N 1014 и пункту 8 правил N 1024 в целях выполнения лесовосстановления осуществляется ежегодный учет площадей вырубок, гарей, прогалин, иных не занятых лесными насаждениями или пригодных для лесовосстановления земель, при котором, в зависимости от состояния и количества на них подроста и молодняка, определяются способы лесовосстановления в соответствии с требованиями, содержащимися в таблицах 2 Приложений 1 - 41 к настоящим Правилам.
Учет земель, предназначенных для лесовосстановления, производится по результатам обследования, данным государственного лесного реестра, материалам лесоустройства, материалам специальных обследований, при отводе лесосек и осмотре мест осуществления лесосечных работ (осмотре лесосек) (пункт 9 Правил N 1014, пункт 9 Правил N 1024).
Указывая на необходимость осуществления мероприятий по искусственному лесовоссстанвоению, Департамент обоснованно ссылался на то, что искусственное лесовосстановление в Западно-Сибирском равнинном таежном районе должно проводиться при условии того, что количество жизнеспособного подроста и молодняка составляет менее 1,5 тысяч штук на 1 гектар (таблица N 2 приложение 9 Правил N 1014); применение же естественного способа восстановления возможно в ситуации, когда количество жизнеспособного подроста составляет более 2,5 тысяч штук на 1 гектар.
При этом доводы Департамента о необходимости проведения мероприятий по искусственному лесовосстанвоению на вырубленных участках лесного фонда были обоснованы выпиской из ГЛР по состоянию на 14.12.2021 с указанием по конкретным кварталам, выделам и лесничествам количественных характеристик подроста (молодняка), и свидетельствующей о том, что на арендуемом обществом лесном участке количество жизнеспособного подроста и молодняка составляет менее 1,5 тысяч штук на 1 гектар.
Данные ГЛР обществом надлежащими доказательствами не были опровергнуты (статьи 9, 65 АПК РФ), что не было учтено судами при рассмотрении настоящего спора.
Таким образом, поскольку как в силу ранее действовавших Правил N 1014, так и действующих в настоящее время Правил N 1024, учет земель, предназначенных для лесовосстановления, производится по результатам обследования, данным государственного лесного реестра, материалам лесоустройства, материалам специальных обследований, предоставленной в материалы дела выпиской из ГЛР было подтверждено количество жизнеспособного подроста и молодняка на арендуемом лесном участке менее 1,5 тысяч штук на 1 гектар, относимыми и допустимыми доказательствами данные лесного реестра обществом не опровергнуты, соответственно с учетом установленной законом обязанности общества произвести лесовосстановительные мероприятия после рубки лесных насаждений доводы Департамента о необходимости проведения обществом мероприятий именно по искусственному лесовосстановению на участках лесного фонда на площади 126,4509 га в Западно-Сибирском равнинном таежном районе законны и обоснованы.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии в общества обязанности по искусственному лесовосстановлению в силу того, что что получившие положительные заключения проекты освоения лесов от 14.07.2008 N 162-гэ, от 13.01.2012 N 6, от 21.11.2014 N 983-гэ, от 25.03.2019 N 188 (разделе 5.6 проектов) не предусматривали обязанности арендатора по проведению мероприятий по искусственному лесовосстановлению на спорном лесном участке, являются не обоснованными.
В силу действующего законодательства выбор конкретного способа лесовосстановления определяется в зависимости от состояния площадей рубок, наличия на них подроста и молодняка, при этом проект освоения лесов содержит лишь рекомендуемые способы лесовосстановления (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2020 N 302-ЭС19-24609 по делу N А19-15312/2018).
Если в результате применения способа лесовосстановления, предусмотренного проектом освоения лесов, цели, указанные в пункте 2 Правил, не достигаются, соответственно одни только мероприятия по естественному лесовосстановлению не обеспечат должного уровня воспроизводства лесов в отношении лесного участка.
Как Правилами N 1014, так и Правилами N 1024 установлено, что при количестве подроста ниже, чем определено для естественного лесовосстановления, проводятся меры искусственного или комбинированного лесовосстановления
Предоставленные в дело данные ГЛР по состоянию на декабрь 2021 года о количестве подроста на арендуемых лесных участках менее 1,5 тыс. штук на 1 гектар, не опровергнутые обществом иными убедительными доказательствами, однозначно свидетельствовали о том, что избранный обществом способ естественного лесовосстановления с момента произведенной рубки в 2008 году по состоянию на настоящий момент (2022 год) не позволил и не позволит достичь цели воспроизводства лесов, предусмотренной законодателем с учетом глобального экологического значения леса как ценнейшего природного ресурса, что также не было учтено судами при рассмотрении настоящего дела.
Расположение в настоящее время на лесном участке магистрального нефтепровода никоим образом не отменяет установленную законом обязанность общества как арендатора осуществить искусственное восстановление леса в установленном порядке.
Таким образом, вынесенное Департаментом экспертное заключение по проекту освоения лесов в части вывода об обязанности выполнения мероприятий по лесовосстановлению искусственным способом на площади 126,4509 га. соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности так же и с учетом предусмотренной обязанности общества по разработке проекта лесовосстановления, в связи с чем оснований для удовлетворения заявления общества в указанной части у судов не имелось.
На основании вышеизложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене в порядке пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Учитывая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и предоставленным документам, а также противоречат нормам материального права, суд кассационной инстанции принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб судом не рассматривается.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.02.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 11.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-10826/2021 в части удовлетворения требований ООО "РН-Ванкор" отменить.
В отмененной части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "РН-Ванкор".
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учет земель, предназначенных для лесовосстановления, производится по результатам обследования, данным государственного лесного реестра, материалам лесоустройства, материалам специальных обследований, при отводе лесосек и осмотре мест осуществления лесосечных работ (осмотре лесосек) (пункт 9 Правил N 1014, пункт 9 Правил N 1024).
Указывая на необходимость осуществления мероприятий по искусственному лесовоссстанвоению, Департамент обоснованно ссылался на то, что искусственное лесовосстановление в Западно-Сибирском равнинном таежном районе должно проводиться при условии того, что количество жизнеспособного подроста и молодняка составляет менее 1,5 тысяч штук на 1 гектар (таблица N 2 приложение 9 Правил N 1014); применение же естественного способа восстановления возможно в ситуации, когда количество жизнеспособного подроста составляет более 2,5 тысяч штук на 1 гектар.
...
В силу действующего законодательства выбор конкретного способа лесовосстановления определяется в зависимости от состояния площадей рубок, наличия на них подроста и молодняка, при этом проект освоения лесов содержит лишь рекомендуемые способы лесовосстановления (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2020 N 302-ЭС19-24609 по делу N А19-15312/2018)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 сентября 2022 г. N Ф04-4461/22 по делу N А81-10826/2021