г. Тюмень |
|
20 сентября 2022 г. |
Дело N А70-24197/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК на Пражской" на решение от 04.03.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Скачкова О.А.) и постановление от 01.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-24197/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК на Пражской" (625055, город Тюмень, Пражская улица, дом 17в, офис 9, ОГРН 1187232019523, ИНН 7203455415) к Государственной жилищной инспекция Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Первомайская, дом 34, корпус 1, ОГРН 1057200714988, ИНН 7204091062) о признании недействительным предписания от 02.07.2021 N ТО-25-0809/2021 (в части).
В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "УК на Пражской" - Кулишевич М.Ю. по доверенности от 12.05.2022 (после перерыва);
от Государственной жилищной инспекция Тюменской области - Аксенова Ю.И. по доверенности от 10.01.2022 (до перерыва); Вербовая А.В. по доверенности от 03.12.2021 (после перерыва)
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "УК на Пражской" (далее - общество, ООО "УК на Пражской") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (далее - административный орган, инспекция) о признании недействительным предписания от 02.07.2021 N ТО-25-0809/2021 в части необходимости указания в платежных документах общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Решением от 04.03.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения и постановлением от 01.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "УК на Пражской" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, указание в платежном документе площадей, не предусмотренных для расчета платы по коммунальным ресурсам, увеличит бремя расходов собственников многоквартирного дома.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество на основании лицензии от 13.09.2018 N 072000317 и договора управления от 01.11.2018 осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Тюмень, улица Игримская, дом 37 (далее - МКД).
С целью проверки фактов, изложенных в обращении собственника помещения в МКД, на основании приказа от 21.06.2021 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом лицензионных требований, в ходе которой установлено, что в платежных документах отсутствует информация о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии за период с декабря 2018 по май 2021 года и актуальные сведения о площади жилых помещений, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества собственников в МКД.
По результатам проверки административным органом составлен акт от 02.07.2021 N ТО-25-1052/2021 и выдано предписание от 02.07.2021 N ТО-25-0809/2021, в соответствии с которым обществу необходимо в срок до 01.08.2021 привести платежный документ по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствие с требованиями действующего законодательства (пункт 1); актуализировать площадь жилых помещений, общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества собственников в указанном многоквартирном доме в соответствии с техническим паспортом (пункт 2).
Не согласившись с данным предписанием в части указания в платежных документах общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в признании предписания в соответствующей части недействительным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что отраженные в платежных документах сведения об общей площади мест общего пользования в МКД не соответствуют данным технического паспорта.
В силу пункта 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в том числе оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 67 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Согласно подпункту "е" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе указывается общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных данными Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что в платежных документах, представлявшихся обществом собственникам помещений в МКД, была указана общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, - 1 681,3 м2, в то время как, по мнению инспекции, данная (согласно технического паспорта) площадь составляет 4 187,6 м2, в связи с чем суды пришли к выводу об обоснованности выданного инспекцией предписания.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Подпункт "е" пункта 69 Правил N 354, на нарушение которого ссылается инспекция, а также иные нормативные правовые акты не содержат требования о включении в платежный документ информации об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.
В обоснование своей позиции о необходимости указании в платежном документе такой площади инспекция пояснила, что данная информация необходима для осуществления собственниками эффективного контроля за порядком расчета платы за коммунальные услуги и содержание жилого помещения, в частности за отопление, в то время как представлявшаяся собственникам информация не соответствовала информации, содержащейся в техническом паспорте на МКД.
Как следует из пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 354 площадь помещений, входящих в состав общего имущества, используется при определении объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме для целей расчета размера платы за отопление, которая рассчитывается по формуле 3, при этом указанный объем рассчитывается по формуле 3(6), одной из составляющих которой является Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.
Таким образом, для целей расчета Sои используется не вся площадь помещений, поименованных в статье 36 ЖК РФ, а только тех помещений, которые прямо перечислены в Правилах N 354.
Как следует из пояснений общества площадь лестниц в МКД составляет 1 169 м2, площадь ИТП - 52,1 м2, площадь насосной - 18,7 м2, площадь электрощитовой - 24,5 м2, машинного отделения - 118,5 м2. В указанную в техническом паспорте на МКД площадь коридоров и мест общего пользования в размере 3 018,6 м2 включены площадь технического этажа в размере 1 346,6 м2 и подвала в размере 1 373,5 м2, за вычетом которых общая площадь мест общего пользования составляет 298,5 м2. Суммирование всех площадей составляет 1 681,3 м2, данная площадь была отражена в платежных документах.
Указанный расчет инспекцией не опровергнут.
Кроме того, из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в настоящее время собственниками помещений в МКД в порядке, предусмотренном частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ, принято решение об оплате коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, исходя из объемов коммунальных ресурсов, определенных на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
При таких обстоятельствах суды необоснованно отказали в признании предписания инспекции недействительным (в оспариваемой части), в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.03.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 01.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-24197/2021 отменить.
Признать недействительным предписание от 02.07.2021 N ТО-25-0809/2021 Государственной жилищной инспекция Тюменской области в части указания в платежных документах общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из пояснений общества площадь лестниц в МКД составляет 1 169 м2, площадь ИТП - 52,1 м2, площадь насосной - 18,7 м2, площадь электрощитовой - 24,5 м2, машинного отделения - 118,5 м2. В указанную в техническом паспорте на МКД площадь коридоров и мест общего пользования в размере 3 018,6 м2 включены площадь технического этажа в размере 1 346,6 м2 и подвала в размере 1 373,5 м2, за вычетом которых общая площадь мест общего пользования составляет 298,5 м2. Суммирование всех площадей составляет 1 681,3 м2, данная площадь была отражена в платежных документах.
Указанный расчет инспекцией не опровергнут.
Кроме того, из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в настоящее время собственниками помещений в МКД в порядке, предусмотренном частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ, принято решение об оплате коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, исходя из объемов коммунальных ресурсов, определенных на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2022 г. N Ф04-4337/22 по делу N А70-24197/2021