г. Тюмень |
|
20 сентября 2022 г. |
Дело N А46-19128/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Есиповой А.Е., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Совет" на решение Арбитражного суда Омской области от 10.12.2021 (судья Пермякова В.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-19128/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Совет" (644117, город Омск, Камерный переулок, дом 51, ОГРН 1175543006484, ИНН 5503171964) к администрации Кировского административного округа города Омска (644082, город Омск, улица Профинтерна, дом 15, ОГРН 1025501396360, ИНН 5507010862) о признании незаконным отказа в заключении договоров на размещение нестационарного торгового объекта.
Обществоа с ограниченной ответственностью "Совет", заявившее ходатайство о проведении судебного заседания посредством системы видеоконференц-связи, явку своего представителя в Арбитражный суд Омской области не обеспечило.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Совет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к администрации Кировского административного округа города Омска (далее - администрация) о признании незаконным изложенного в ответе администрации от 30.08.2021 N ИсАКАО/2564 отказа в заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в отношении принадлежащих обществу: кафе общей площадью 144 кв. м; летнего кафе общей площадью 96 кв. м; мойки автомобильного транспорта общей площадью 120 кв. м, расположенных по адресу: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, ориентир улица Лукашевича, дом 29.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.12.2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что в нарушение статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судами первой и апелляционной инстанций не дана надлежащая оценка доказательствам, представленным обществом в обоснование своей позиции, выраженной в заявлении от 21.10.2021, возражениях на отзыв администрации от 08.12.2021, апелляционной жалобе.
Отзыв администрации на кассационную жалобу суду округа не представлен.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, неявившихся в судебное заседание, о времени и месте его проведения, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в отсутствие их представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является собственником следующих объектов: кафе общей площадью 144 кв. м; летнее кафе общей площадью 96 кв. м; мойка автомобильного транспорта общей площадью 120 кв. м, расположенных по адресу: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, ориентир улица Лукашевича, дом 29.
02.08.2021 общество обратилось к администрации с заявлением о заключении договоров на размещение НТО, при необходимости включив их в схему размещения НТО на территории города Омска.
Письмом от 30.08.2021 N Ис-АКАО/2564 администрация отказала обществу в заключении испрашиваемых договоров, указав, что места под размещение НТО, включенных в схему размещения НТО, утвержденной постановлением администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - постановление N 1041-п), предоставляются по результатам аукционов. Дополнительно администрация сообщила, что места под размещение указанных в обращении общества объектов расположены в нарушение подпункта 1 пункта 18 Порядка размещения НТО на территории города Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Порядок N 1812-п: не допускается включать в схему размещения НТО в границах отвода автомобильных дорог - вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта), в связи с чем в целях недопущения нарушения запрета, установленного статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и для обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к земельным участкам для размещения НТО предусмотрены конкурентные процедуры на право заключения договора на размещения НТО.
Полагая отказ администрации в заключении договора на размещение НТО, выраженный в письме от 30.08.2021, незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ссылаясь на то, что также заинтересованным лицом не предприняты меры для реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 208-р "О рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по вопросу о новых возможностях для розничного сбыта товаров" (далее - Распоряжение N 208-р), которым рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в том числе оказывать содействие в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, торговых мест на ярмарках и розничных рынках, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия правовых оснований на заключение договора на размещение НТО.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности, а органов местного самоуправления - создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска урегулировано Порядком N 1812-п, согласно которому размещение названных объектов производится в соответствии с утвержденной администрацией города Омска схемой размещения НТО на территории города Омска.
Нормы указанного порядка направлены на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения НТО, сокращения сферы торговых услуг (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О).
В силу пункта 5 Порядка N 1812-п право на заключение договора на размещение НТО, указанного в схеме размещения НТО, определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Аукцион по продаже права на заключение договора на размещение НТО проводится в соответствии с установленным порядком проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение НТО на территории города Омска.
Пунктом 24 Порядка N 1812-п предусмотрено, что право на заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона предоставляется владельцам НТО, обладающих статусом индивидуального предпринимателя или юридического лица, в следующих случаях:
1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) предоставления компенсационного места.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, установив, что преимущественное право на заключение договоров на размещение НТО без участия в аукционе у общества отсутствует; общество вправе участвовать в аукционе на право заключения договоров на размещение НТО согласно схеме размещения, суды первой и апелляционной обоснованно отказали предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.
Отклоняя довод заявителя кассационной жалобы о том, что судом первой инстанции не дано оценки позиции заявителя, изложенной в заявлении и в возражении общества от 08.12.2021 на отзыв администрации, суд округа исходит из следующего.
В обоснование заявления общество указывает на необходимость признания незаконным бездействия администрации по отказу в заключении договоров на размещение НТО без проведения торгов, предусмотренного Распоряжением N 208-р.
Согласно Распоряжению N 208-р в целях обеспечения продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров, увеличения доходов и роста граждан в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано, в частности:
а) оказывать содействие в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, торговых мест на ярмарках и розничных рынках;
б) продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов;
в) обеспечить максимальную доступность торговых объектов для населения, увеличение ассортимента и разнообразия товаров, предлагаемых к реализации юридическими и физическими лицами;
г) содействовать открытию юридическими и физическими лицами новых торговых объектов всех форм торговли, обращая особое внимание на необходимость увеличения количества ярмарок, розничных рынков, торговых мест на них, мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, а также предоставления компенсационных мест для размещения таких торговых объектов.
В соответствии с пунктом 2 названного Распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано при реализации пункта 1 настоящего распоряжения разработать и в 2-месячный срок со дня вступления в силу настоящего распоряжения принять соответствующие нормативные правовые акты, а также обеспечить широкое информирование населения и хозяйствующих субъектов о новых возможностях для розничного сбыта товаров.
Таким образом, Распоряжение N 208-р не содержит норм, обязывающих органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления к принятию рекомендованных мер. Нормативных правовых актов, регламентирующих меры, приведенные в Распоряжении N 208-р, на территории Омской области на период обращения общества к администрации не принято.
В связи с изложенным судами первой и апелляционной инстанции верно указано на отсутствие незаконного бездействия администрации, отказ которой в заключении договоров обоснован нормами действующего на территории Омской области правового регулирования в сфере торговой деятельности в отношении размещения НТО.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанции и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 10.12.2021 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу N А46-19128/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Распоряжению N 208-р в целях обеспечения продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров, увеличения доходов и роста граждан в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано, в частности:
...
В соответствии с пунктом 2 названного Распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано при реализации пункта 1 настоящего распоряжения разработать и в 2-месячный срок со дня вступления в силу настоящего распоряжения принять соответствующие нормативные правовые акты, а также обеспечить широкое информирование населения и хозяйствующих субъектов о новых возможностях для розничного сбыта товаров.
Таким образом, Распоряжение N 208-р не содержит норм, обязывающих органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления к принятию рекомендованных мер. Нормативных правовых актов, регламентирующих меры, приведенные в Распоряжении N 208-р, на территории Омской области на период обращения общества к администрации не принято."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2022 г. N Ф04-3519/22 по делу N А46-19128/2021