г. Тюмень |
|
22 сентября 2022 г. |
Дело N А46-28/2022 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Киричёк Ю.Н. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройКонтроль" на решение от 22.03.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 20.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Иванова Н.Е.) по делу N А46-28/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройКонтроль" (644033, город Омск, улица Волховстроя, дом 94, помещение 2П, ИНН 5503182490, ОГРН 1105543010484) к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (644099, город Омск, улица Красногвардейская, дом 42, ИНН 5503242252, ОГРН 1135543018522) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 29.12.2021 N 338.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "СтройКонтроль" (далее - общество, ООО "СтройКонтроль") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 29.12.2021 N 338.
Дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 22.03.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 20.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе и письменных пояснениях, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в деянии общества состава вменяемого ему административного правонарушения, поскольку ООО "СтройКонтроль" осуществляется строительный контроль от лица застройщика, а выявленные нарушения обусловлены ненадлежащим осуществлением строительного контроля со стороны подрядчика, непосредственно осуществляющего строительство спорного объекта.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и письменных пояснениях, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.12.2020 N 690-р административным органом проведена выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Квантор-Строй" (далее - ООО "Квантор-Строй") при строительстве объекта капитального строительства - "Детский сад, расположенный по адресу: Омская область, Большереченский район, рабочий поселок Большеречье, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 14" (далее - объект).
Застройщиком указанного объекта является казенное учреждение Омской области "Омскоблстройзаказчик"; лицом, осуществляющим строительство - ООО "Квантор-Строй"; строительный контроль от застройщика на момент проверки осуществляло ООО "СтройКонтроль" (государственный контракт от 12.10.2020 N 47-2020/СК).
В ходе проведения указанной проверки административным органом было непосредственно установлено ненадлежащие осуществление ООО "СтройКонтроль" строительного контроля со стороны застройщика, а именно:
- отсутствуют испытания прочности контрольных образцов бетона ленточного фундамента в проектном возрасте бетона, что является нарушением требований Проекта шифр N 009-19-09-06-КР и пункта 5.5.5 СП 70.13330.2012 "Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции" (пункт 3 акта проверки от 30.12.2020 N 06/1-07/289);
- отсутствует исполнительная документация на выполненные работы (акт выноса осей в натуру, акт приемки котлована, акты освидетельствования скрытых работ и исполнительные схемы по устройству ленточного фундамента), что является нарушением требований части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), РД-11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" (пункт 4 акта проверки от 30.12.2020 N 06/1-07/289);
- не ведутся разделы N N 5, 6 журнала общих работ, что является нарушением требований пункта 8 РД 11-05-2007 "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства", части 6 статьи 52 ГрК РФ (пункт 6 акта проверки от 30.12.2020 N 06/1-07/289);
- горизонтальная гидроизоляция фундамента выполнена в 1 слой рубероида (по проекту в 2 слоя рубероида на битумной мастике), что является нарушением проекта шифр N 009-19-09-06-КР лист 3 (пункт 7 акта проверки от 30.12.2020 N 06/1-07/289);
- складирование металлических балок осуществлено не в проектном положении (фактически уложены в хаотичном порядке), что является нарушением требования проекта шифр N 009-19-09-06-КР и пункта 8.5.7 "СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004" (пункт 8 акта проверки от 30.12.2020 N 06/1-07/289);
- работы по устройству фундаментов не освидетельствованы, что является нарушением требований проекта шифр N 009-19-09-06-ПОС (лист 10), пункта 8.3.4 СП 48.13330.2019. "Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004", фактически работы по устройству фундаментов выполнены с отступлениями от проекта шифр N 009-19-09-06 (пункт 9 акта проверки от 30.12.2020 N 06/1-07/289).
Указанные нарушения послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 23.12.2021 N 399 и вынесения постановления от 29.12.2021 N 338, которым ООО "СтройКонтроль" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Возражая против указанного постановления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, а также отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции; с учетом положений статьи 4.1.2 КоАП РФ постановление административного органа признано не подлежащим исполнению в части взыскания штрафа в размере, превышающем 50 000 руб.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
В силу части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями названного Кодекса).
Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями ГрК РФ), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 53 ГрК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Согласно пунктам 3, 4 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 (далее - Положение N 468), строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
Таким образом, учитывая, что в рассматриваемом случае строительство спорного объекта осуществлялось на основании договора подряда, общество было обязано осуществлять строительный контроль в рамках исполнения обязательств, принятых на основании государственного контракта от 12.10.2020 N 47-2020/СК.
В соответствии с пунктом 6 Положения N 468 строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий: проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов; проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов; проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов; совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов; иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Пунктом 9 Положения N 468 определено, что в ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка: соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка; соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.
Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями (пункт 12 Положения N 468).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в нарушение требований, установленных частью 4 статьи 53 ГрК РФ, пунктами 6, 9, 12 Положения N 468, обществом при осуществлении строительного контроля на спорном объекте допущены нарушения, поименованные в пунктах 3, 6, 7, 8, 9 акта проверки от 30.12.2020 N 06/1-07/28.
Поскольку ООО "СтройКонтроль" не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер по соблюдению требований в области строительного контроля, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 9.4 КоАП РФ. Судом апелляционной инстанции применены положения статьи 4.1.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным оспариваемого постановления административного органа.
Доводы подателя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов о наличии в его деянии состава вменяемого административного правонарушения, в том числе со ссылками на осуществление строительного контроля, отклоняются судом округа, поскольку фактически направлены на переоценку установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.03.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 20.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-28/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в нарушение требований, установленных частью 4 статьи 53 ГрК РФ, пунктами 6, 9, 12 Положения N 468, обществом при осуществлении строительного контроля на спорном объекте допущены нарушения, поименованные в пунктах 3, 6, 7, 8, 9 акта проверки от 30.12.2020 N 06/1-07/28.
Поскольку ООО "СтройКонтроль" не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер по соблюдению требований в области строительного контроля, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 9.4 КоАП РФ. Судом апелляционной инстанции применены положения статьи 4.1.2 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 сентября 2022 г. N Ф04-4512/22 по делу N А46-28/2022