г. Тюмень |
|
26 сентября 2022 г. |
Дело N А46-13077/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" на постановление от 10.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-13077/2021 Арбитражного суда Омской области по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" (644043, город Омск, улица Певцова, дом 13, ИНН 5503245214, ОГРН 1135543040742) к Государственной жилищной инспекции Омской области (644007, город Омск, улица Булатова, дом 68, ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) о признании незаконным постановления от 05.07.2021 N 1-1324/К.
Иные лица, участвующие в деле: Администрации города Омска (644099, город Омск, улица Гагарина, дом 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259), Администрации Кировского административного округа города Омска (644082, город Омск, улица Профинтерна, дом 15, ИНН 5507010862, ОГРН 1025501396360).
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Левобережье" (далее - ЗАО "УК "Левобережье", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным постановления от 05.07.2021 N 1-1324/К.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Омска (далее - третье лицо, администрация), Администрации Кировского административного округа города Омска (далее - администрация КАО г. Омска).
Решением от 11.10.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 10.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано; постановление административного органа признано не подлежащим исполнению в части взыскания штрафа в размере, превышающем 125 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, поскольку ЗАО "УК "Левобережье" не оказывает жильцам спорного многоквартирного дома коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО); место для размещения площадки накопления ТКО для данного многоквартирного дома администрацией не утверждено; земельный участок под спорным многоквартирным домом не сформирован; спорная контейнерная площадка в придомовую территорию не входит.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, общество на основании договора управления многоквартирным домом от 01.03.2015 N 28/4 осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 15В по улице Лукашевича в городе Омске.
Согласно приложению N 4 к указанному договору в виды работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме включены, в том числе такие виды работ как очистка и благоустройство придомовой территории (пункт 4.7), содержание и ремонт мест складирования отходов, вывоз бытового мусора (пункт 4.8), вывоз крупногабаритного мусора (пункт 4.16).
В связи с поступлением обращения гражданки Михайлиной И.Н. административным органом на основании распоряжения от 07.06.2021 N 000001231 в отношении ЗАО "УК "Левобережье" проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой были выявлены допущенные обществом нарушения лицензионных требований, а именно:
- не обеспечен сбор бытовых отходов на мусоросборной площадке без загрязнения территории;
- не оборудована специально отведенная площадка для сбора крупногабаритных отходов на придомовой территории указанного многоквартирного дома.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 11.06.2021 N 33 и вынесения постановления от 05.07.2021 N 1-1324/К, которым ЗАО "УК "Левобережье" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Возражая против указанного постановления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции указал на доказанность наличия в деянии общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, а также соблюдение порядка его привлечения к административной ответственности. При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости применения положений статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса.
В силу пункта 4 части 4 статьи 1, пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся: соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Соблюдение лицензионных требований предусматривает оказание услуг по управлению многоквартирным домом, в том числе с соблюдением Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Правилами N 491 установлено, что в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (пункт 2).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил N 491).
В силу пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Подпунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), на общество как управляющую организацию спорного жилого дома возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В силу пункта 3.7.15 Правил N 170 крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
При этом под организацией мест накопления понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы на содержание жилого помещения, уплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО").
Из системного толкования названных норм права следует, что организация мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции верно указал, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадок накопления ТКО для многоквартирных домов, находящихся в ее управлении.
Судами установлено, что земельный участок под спорным многоквартирным домом не сформирован; контейнерная площадка для накопления ТКО, которой пользуются собственники помещений спорного многоквартирного дома, указана в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов собственниками помещений на территории Кировского административного округа города Омска (запись по реестру N 211 с адресом "Лукашевича, 15Г"); земельный участок под многоквартирным домом N 15Г по улице Лукашевича в городе Омске сформирован, при этом контейнерная площадка расположена вне земельного участка, сформированного под многоквартирным домом N 15Г.
Как следует из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 19.04.2021 N 14-П, в системе действующего правового регулирования понятие "придомовая территория" содержательно увязано с понятием "земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом". Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ в состав общего имущества в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Как указано в пункте 6 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (приказ Минстроя России от 07.03.2019 N 153/пр), при образовании такого участка в его границы целесообразно включать земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома.
Пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан верный вывод о том, что отсутствие государственного кадастрового учета земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома, находящегося под управлением ЗАО "УК "Левобережье", не освобождает последнего от исполнения обязательных требований пунктов 3.7.1, 3.7.15 Правил N 170, пункта 26(1) Минимального перечня в целях надлежащего содержания общего имущества спорного многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО относится среди прочего создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Установление данного полномочия само по себе не свидетельствует об исполнении соответствующей обязанности исключительно органами местного самоуправления и за счет средств местного бюджета независимо от источника образования ТКО: места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2020 N 2862-О).
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Поскольку обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО лежит на обществе в силу закона и заключенного договора управления (пункт 2.1.1, пункты 4.7, 4.8 приложения N 4 к договору управления), судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в его деянии события вменяемого административного правонарушения.
Доводы общества о том, что ЗАО "УК "Левобережье" не оказывает жильцам многоквартирного дома коммунальную услугу по обращению с ТКО отклоняется судом округа, поскольку в рассматриваемом случае обществу вменяются нарушения по организации и содержанию мест сбора ТКО и крупногабаритных отходов, что является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 13 Правил обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз; погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой согласно пункту 2 указанных Правил понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и других) ТКО при погрузке и перемещению их в мусоровоз.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обществом не представлено доказательств того, что коммунальная услуга по вывозу ТКО оказывалась жильцам МКД ненадлежащим образом, напротив, факты, изложенные в обращении собственников о наличии бытового мусора на мусоросборной площадке, свидетельствуют о ненадлежащем оказании услуг по содержанию мест складирования отходов, что является обязанностью общества.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований при управлении многоквартирными домами, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен уполномоченным лицом административного органа в пределах предоставленных законом полномочий.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. При этом суд апелляционной инстанции, применив положения части 2 статьи 1.7, статьи 4.1.2 КоАП РФ, признал не подлежащим исполнению постановление инспекции в части размера административного штрафа, превышающего 125 000 руб.
С учетом суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленного ЗАО "УК "Левобережье" требования о признании незаконным оспариваемого постановления инспекции.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, как и иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 10.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13077/2021 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 13 Правил обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз; погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой согласно пункту 2 указанных Правил понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и других) ТКО при погрузке и перемещению их в мусоровоз.
...
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований при управлении многоквартирными домами, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. При этом суд апелляционной инстанции, применив положения части 2 статьи 1.7, статьи 4.1.2 КоАП РФ, признал не подлежащим исполнению постановление инспекции в части размера административного штрафа, превышающего 125 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 сентября 2022 г. N Ф04-5001/22 по делу N А46-13077/2021