г. Тюмень |
|
30 сентября 2022 г. |
Дело N А03-15579/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ткаченко Э.В.,
судей Аникиной Н.А.,
Полосина А.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные услуги и благоустройство" на решение от 11.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Пашкова Е.Н.) и постановление от 09.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Ваганова Р.А., Сухотина В.М.) по делу N А03-15579/2021 по иску Администрации города Рубцовска Алтайского края (658200, Алтайский край, г. Рубцовск, пр-кт Ленина, д. 130, ИНН 2209011079, ОГРН 1022200813656) к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные услуги и благоустройство" (658224, Алтайский край, г. Рубцовск, пр-кт Ленина, д. 66, помещ. 118, ИНН 2209046804, ОГРН 1162225077992) о признании незаконным бездействия.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Вторгеоресурс" (658930, Алтайский край, р-н Волчихинский, с. Волчиха, ул. Матросова, д. 18, ИНН 2238005111, ОГРН 1112235000206), Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края (656043, Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт Ленина, д. 7, ИНН 2225135610, ОГРН 1122225019070).
Суд установил:
Администрация города Рубцовска Алтайского края (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные услуги и благоустройство" (далее - ООО "КУБ", общество, ответчик) о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанности организовать и содержать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), образующихся при эксплуатации многоквартирных домов (далее - МКД), по определению места накопления ТКО для домов по пер. Алейский, 34, ул. Алтайская, 11, 35, 76, пер. Гражданский, 12, 16, ул. Громова, 22, ул. Калинина, 15, ул. Киевская, 23, 25, пер. Коммунистический, 30, ул. Комсомольская, 76, ул. Красная, 86, 87, пр. Ленина, 55, 59, 170, ул. Ломоносова, 80, ул. Пролетарская, 421, в городе Рубцовске.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Вторгеоресурс", Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - Инспекция).
Решением от 11.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 09.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены, суды признали незаконным бездействие ответчика по неисполнению обязанности организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО, образующихся при эксплуатации спорных МКД; обязали общество провести общее собрание собственников с постановкой вопросов об определении места (площадки) накопления ТКО, определить место (площадку) накопления ТКО, обратиться в Администрацию с заявкой о согласовании места (площадки) накопления ТКО, в случае принятия решения об использовании контейнерной площадки, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности Администрации г. Рубцовска, обратиться в Администрацию с заявлением о согласовании размещения объекта элемента благоустройства - места (площадки) накопления ТКО на земельном участке, территории, находящейся в муниципальной собственности без предоставления земельного участка и установления сервитута, организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО для вышеперечисленных МКД.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "КУБ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты.
Согласно позиции заявителя жалобы, поскольку собственниками помещений в МКД, обслуживаемых управляющей организацией, не принято решение о создании и содержании мест (площадок) накопления ТКО, такая обязанность возлагается на орган местного самоуправления; возложение на управляющую компанию обязанности по проведению общего собрания собственников и обращению в Администрацию за согласованием места размещения площадки не обосновано, поскольку принятие решения о создании контейнерной площадки отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД; кроме того, услугу по обращению с ТКО оказывает региональный оператор на основании договоров, заключенных с собственниками помещений в МКД.
Определением от 27.09.2022 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа на основании статьи 18 АПК РФ в составе суда по рассмотрению кассационной жалобы произведена замена судьи Лукьяненко М.Ф. на судью Аникину Н.А., рассмотрение жалобы произведено с самого начала.
Проверив в порядке статей 286, 288 АПК РФ законность судебных актов в пределах доводов жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "КУБ" на основании договоров управления осуществляет функции управляющей организации по отношению к МКД, расположенным по адресам: г. Рубцовск, пер. Алейский, 34, ул. Алтайская, 11, 35, 76, пер. Гражданский, 12, 16, ул. Громова, 22, ул. Калинина, 15, ул. Киевская, 23, 25, пер. Коммунистический, 30, ул. Комсомольская, 76, ул. Красная, 86, 87, пр. Ленина, 55, 59, 170, ул. Ломоносова, 80, ул. Пролетарская, 421.
Администрацией установлено, что ООО "КУБ", осуществляя функции управляющей организации по отношению к указанным МКД, не исполняет возложенную на него законом обязанность по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации МКД, не предпринимает действия по определению места (площадки) накопления ТКО для указанных МКД путем выяснения мнения собственников на общем собрании.
Администрация обратилась в Инспекцию с письмом, в котором просила провести проверку в отношении ООО "КУБ". По результатам проверки ответчику вынесено предписание об организации мест (площадок) накопления ТКО и согласования мест их размещения с органом местного самоуправления. Ответчик предписание Инспекции не исполнил.
В связи с отсутствием мест (площадок) накопления ТКО для обслуживания вышеуказанных МКД, истец направил ответчику письмо N 266/п/10113 от 23.12.2020 с предложением оборудовать места накопления ТКО.
Ввиду отсутствия мест (площадок) накопления ТКО для обслуживаемых ответчиком перечисленных выше МКД и нарушения прав собственников, проживающих в указанных домах, истец обратился в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из их обоснованности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оснований для отмены решения суда не установил.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В силу пункта 26 (1) Перечня N 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
На территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края действуют Правила благоустройства города Рубцовска, утвержденные решением Рубцовского городского Совета депутатов от 26.03.2021 N 593 (далее - Правила N 593).
Согласно пункту 2.8 Правил N 593 организация сбора твердых коммунальных и жидких бытовых отходов, крупно габаритного и строительного мусора от ремонта жилых помещений в жилых многоквартирных домах, содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья (далее - ТСЖ), товариществами собственников недвижимости (далее - ТСН), жилищно-строительными кооперативами (далее - ЖСК), а также собственниками многоквартирных домов, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирными домами в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Пункт 2.11 Правил N 593 устанавливает ряд обязанностей управляющих организаций по обслуживанию жилищного фонда, ТСЖ, ТСН, ЖСК и собственников помещений многоквартирных жилых домов, выбравших непосредственный способ управления, в том числе размещение на своем земельном участке контейнерной площадки либо использование контейнерной площадки по договору с ее владельцем
При разрешении спора судами принято во внимание письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", в котором разъяснено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеуказанными нормами права, установив наличие нарушений со стороны ответчика, выразившихся в не оборудовании контейнерных площадок для сбора ТКО, принимая во внимание отсутствие доказательств совершения ООО "КУБ" действий по согласованию мест накопления с Администрацией, а также доказательств того, что в удовлетворении таких заявлений было отказано, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии у общества обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, правомерно удовлетворив требования и обязав ответчика принять меры по исполнению указанной обязанности.
Довод кассационной жалобы о том, что создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относится к обязанности органов местного самоуправления подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с положениями статей 161, 162 ЖК РФ, Правилами N 170, Правилами N 491, Перечнем N 290, Правилами N 1039, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов закреплена за управляющей компанией, в управлении которой они находятся. Суды обязали общество принять меры по исполнению этой обязанности, в том числе путем проведения общего собрания собственников, обращения в Администрацию за согласованием места размещения площадки.
Аргументы заявителя о том, что ООО "КУБ" не оказывает жильцам МКД коммунальную услугу по обращению с ТКО, несостоятельны, поскольку обществу вменяются нарушения по организации (созданию) и содержанию мест накопления ТКО, что является составной частью содержания общего имущества МКД.
Доводы кассационной жалобы о том, что требование о проведении общего собрания собственников по инициативе управляющей организации, а также обязание собственников принять решение об увеличении общедомового имущества, путем создания контейнерной площадки (ранее не существовавшей), является неисполнимым и нарушающим права собственников на свободу выбора отклоняются.
Вопреки доводам заявителя, нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает управляющую организацию от исполнения обязательных требований пунктов 3.7.1 Правил N 170, пункта 26(1) Перечня N 290 в целях надлежащего содержания общего имущества МКД. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора.
Аргументы заявителя о том, что ООО "КУБ" не оказывает жильцам МКД коммунальную услугу по обращению с ТКО, несостоятельны, поскольку обществу вменяются нарушения по организации (созданию) и содержанию мест накопления ТКО, что является составной частью содержания общего имущества МКД.
Оснований для иных выводов судом округа не установлено.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии судебных актов судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебных актов, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 09.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-15579/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Н.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.