г. Тюмень |
|
30 сентября 2022 г. |
Дело N А03-14108/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Аникиной Н.А.,
судей Полосина А.Л.,
Ткаченко Э.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Надежда" на решение от 15.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 08.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Ваганова Р.А., Молокшонов Д.В.) по делу N А03-14108/2021 по иску администрации города Рубцовска Алтайского края (658200, Алтайский край, г. Рубцовск, пр-кт Ленина, д. 130, ИНН 2209011079, ОГРН 1022200813656) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Надежда" (658200, Алтайский край, г. Рубцовск, Гражданский переулок, д. 10, ИНН 2209036027, ОГРН 1092209000234) о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанности организовать и содержать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирных домов, по определению места накопления твердых коммунальных отходов для домов.
Третьи лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Вторгеоресурс", Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края.
Суд установил:
администрация города Рубцовска Алтайского края (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Надежда" (далее - ООО "УК "Надежда", общество, ответчик) о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанности организовать и содержать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), образующихся при эксплуатации многоквартирных домов (далее - МКД), по определению места накопления ТКО для домов пер. Алейский, 30а, 37, 45, ул. Алтайская, 43, пер. Гражданский, 18, 33, 35, 42, 47, 49, ул. Громова, 3, 4, 9, 20 ул. Комсомольская, 135, ул. Красная, 85, пр. Ленина, 41, 62, 66, 125, 138, ул. Октябрьская, 3, ул. Осипенко, 156, ул. Пролетарская, 414, 418, 423 корп. 1, 423 корп. 2, пр. Рубцовский, 9, 47, 48, 51, 59, 33, 33а, ул. Тихвинская, 28, ул. Юбилейная, 28 в городе Рубцовске.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Вторгеоресурс" (далее - ООО "Вторгеоресурс"), Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - Инспекция).
Решением от 15.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 08.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены. Суды признали незаконным бездействие ответчика по неисполнению обязанности организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО, образующихся при эксплуатации спорных МКД; обязали общество провести общее собрание собственников с постановкой вопросов об определении места (площадки) накопления ТКО, определить место (площадку) накопления ТКО, обратиться в администрацию с заявкой о согласовании места (площадки) накопления ТКО, в случае принятия решения об использовании контейнерной площадки, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности администрации г. Рубцовска, обратиться в администрацию с заявлением о согласовании размещения объекта элемента благоустройства - места (площадки) накопления ТКО на земельном участке, территории, находящейся в муниципальной собственности без предоставления земельного участка и установления сервитута, организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО, для вышеперечисленных МКД.
ООО "УК "Надежда" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление и решение полностью отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что обязанность создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО относится к обязанности органов местного самоуправления и регионального оператора, а не управляющей компании; услугу по обращению с ТКО оказывает региональный оператор; ссылается на судебную практику.
Определением от 28.09.2022 произведена замена в составе суда на основании пункта 2 части 3 стать 18 АПК РФ, судья Лукьяненко М.Ф. заменена на судью Полосина А.Л.
Проверив законность обжалуемых судебных актов на основании статей 284, 286 АПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые решение и постановление не подлежат отмене или изменению.
Как установлено судами, ООО "УК "Надежда" на основании договоров управления осуществляет функции управляющей организации в городе Рубцовске в отношении МКД, расположенных по адресам: пер. Алейский, 30а, 37, 45, ул. Алтайская, 43, пер. Гражданский, 18, 33, 35, 42, 47, 49, ул. Громова, 3, 4, 9, 20 ул. Комсомольская, 135, ул. Красная, 85, пр. Ленина, 41, 62, 66, 125, 138, ул. Октябрьская, 3, ул. Осипенко, 156, ул. Пролетарская, 414, 418, 423 корп. 1, 423 корп. 2, пр. Рубцовский, 9, 47, 48, 51, 59, 33, 33а, ул. Тихвинская, 28, ул. Юбилейная, 28 в городе Рубцовске.
Администрация обратилась в Инспекцию с письмом, в котором просила провести проверку в отношении ООО "УК Надежда". По результатам проверки ответчику вынесено предписание об организации мест (площадок) накопления ТКО и согласования мест их размещения с органом местного самоуправления. Ответчик предписание Инспекции не исполнил.
Ссылаясь на то, что места (площадки) накопления ТКО в городе Рубцовске для МКД, расположенных по адресам: пер. Алейский, 30а, 37, 45, ул. Алтайская, 43, пер. Гражданский, 18, 33, 35, 42, 47, 49, ул. Громова, 3, 4, 9, 20 ул. Комсомольская, 135, ул. Красная, 85, пр. Ленина, 41, 62, 66, 125, 138, ул. Октябрьская, 3, ул. Осипенко, 156, ул. Пролетарская, 414, 418, 423 корп. 1, 423 корп. 2, пр. Рубцовский, 9, 47, 48, 51, 59, 33, 33а, ул. Тихвинская, 28, ул. Юбилейная, 28 в городе Рубцовске, отсутствуют, истец направил в адрес ответчика претензию N 266/П/10113, оставление которой без удовлетворения послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из их обоснованности.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг.
Управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В силу пункта 26 (1) Перечня N 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в МКД входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
На территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края действуют Правила благоустройства города Рубцовска, утвержденные решением Рубцовского городского Совета депутатов от 15.10.2009 N 266 (далее - Правила N 266).
Согласно пункту 2.1 Правил N 266 физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами благоустройства и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2.8 Правил N 266 организация сбора твердых коммунальных и жидких бытовых отходов, крупно габаритного и строительного мусора от ремонта жилых помещений в жилых многоквартирных домах, содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья (далее - ТСЖ), товариществами собственников недвижимости (далее - ТСН), жилищно-строительными кооперативами (далее - ЖСК), а также собственниками многоквартирных домов, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирными домами в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Пункт 2.11 Правил N 266 устанавливает ряд обязанностей управляющих организаций по обслуживанию жилищного фонда, ТСЖ, ТСН, ЖСК и собственников помещений многоквартирных жилых домов, выбравших непосредственный способ управления, в том числе размещение на своем земельном участке контейнерной площадки либо использование контейнерной площадки по договору с ее владельцем.
При разрешении спора судами принято во внимание письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО", в котором разъяснено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеуказанными нормами права, установив наличие нарушений со стороны ответчика, выразившихся в необорудовании контейнерных площадок для сбора ТКО, принимая во внимание отсутствие доказательств совершения управляющей компанией действий по согласованию мест накопления с администрацией, а также доказательств того, что в удовлетворении таких заявлений было отказано, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии у общества обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО.
Довод кассационной жалобы о том, что создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относится к обязанности органов местного самоуправления подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Суды, установив, что в соответствии с положениями статей 161, 162 ЖК РФ, Правилами N 170, Правилами N 491, Перечнем N 290, Правилами N 1039, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов закреплена за управляющей компанией, в управлении которой они находятся, во исполнение указанной обязанности обязали общество принять соответствующие меры по проведению общего собрания и обращению в Администрацию за согласованием мест размещения соответствующей контейнерной площадки.
Вопреки доводам заявителя, отсутствие контейнерной площадки на территории земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает управляющую организацию от исполнения обязательных требований пунктов 3.7.1 Правил N 170, пункта 26(1) Перечня N 290 в целях надлежащего содержания общего имущества МКД. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора.
Аргументы заявителя о том, что общество не оказывает жильцам МКД коммунальную услугу по обращению с ТКО, несостоятельны, поскольку обществу вменяются нарушения по организации (созданию) и содержанию мест накопления ТКО, что является составной частью содержания общего имущества МКД.
Оснований для иных выводов судом округа не установлено.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств.
Между тем из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
В обжалуемых судебных актах суды в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в части 1 статьи 168, пункте 2 части 4 статьи 170 и пункте 12 части 2 статьи 271 АПК РФ, указав выводы, на основании которых суды удовлетворили заявленные требования, а также мотивы, по которым суды отвергли те или иные доказательства.
Отсутствие в мотивировочной части судебных актов выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства и доводов, заявленных сторонами в отзывах, письменных пояснениях, дополнениях и т.п., не свидетельствует о том, что оно не оценивалось судом; само по себе не является основанием для отмены вынесенных решения и постановления. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 08.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-14108/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Аникина |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.