г. Тюмень |
|
3 октября 2022 г. |
Дело N А03-12185/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи, аудиозаписи помощником судьи Серковой Л.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай на решение от 05.04.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Ильичева Л.Ю.) и постановление от 29.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А03-12185/2021 по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (656038, Алтайский край, город Барнаул, улица Молодежная, дом 3, ОГРН 1092221004040, ИНН 2221172516) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (656006, Алтайский край, город Барнаул, улица Взлетная, дом 2-И, ОГРН 1042202279866, ИНН 2225066170) об оспаривании предписания.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Жигжитова Н.Б.) в заседании участвовал представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай Арефьева Т.Г. по доверенности от 25.01.2022,
Суд установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (далее - управление Росимущества, территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (далее - ГУ МЧС по Алтайскому краю) от 20.05.2021 N 2/ГО.
Решением от 05.04.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 29.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, территориальное управление просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды пришли к ошибочному выводу о наличии у ГУ МЧС по Алтайскому краю правовых оснований для выдачи предписания; у территориального управления отсутствует обязанность по оформлению паспортов защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), поскольку оно не является эксплуатирующей их организацией; объекты, в отношении которых выявлены нарушения, внесены в Реестр федерального имущества на основании паспортов ЗС ГО, которые были оформлены при вводе спорных объектов в эксплуатацию и имеются в наличии у территориального органа, следовательно, вменяемые нарушения отсутствуют; управление Росимущества не является организацией, обязанной содержать ЗС ГО; пункты 2 и 3 предписания являются противоречивыми, а предписание - неисполнимым.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствовавшего в судебном заседании представителя территориального управления, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 18.05.2021 ГУ МЧС по Алтайскому краю на основании распоряжения от 19.04.2021 N 2/ГО проведена плановая выездная проверка в отношении территориального управления на предмет соблюдения правил эксплуатации ЗС ГО, в ходе которой выявлены факты нарушения установленных требований в области гражданской обороны, а именно: отсутствуют (не представлены) паспорта ЗС ГО с обязательным приложением согласованных и заверенных органами технической инвентаризации и органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям копий поэтажных планов и экспликации помещений защитных сооружений; журналы оценки технического состояния ЗС ГО; планы ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации (пункт 1 предписания); не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия по обеспечению сохранности: защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных их элементов (входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств), герметизации и гидроизоляции сооружений, инженерно-технического оборудования (фильтро-вентиляционного оборудования, дизельных электрических станций (при их наличии), фекальных насосов и др.) (пункт 2 предписания); не реализуются полномочия по снятию с учета ЗС ГО, утративших расчетные защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций, восстановление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также защитных сооружений, передача которых в оперативное управление, хозяйственное ведение организаций невозможна, в связи с отсутствием необходимости в них на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (пункт 3 предписания).
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 20.05.2021 N 2/ГО и послужили основанием для выдачи территориальному управлению предписания от 20.05.2021 N 2/ГО об устранении в срок до 01.03.2022 нарушений требований статьи 7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне), пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804), пунктов 3.6, 2.5 - 2.14, 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583).
Определением от 08.12.2021 в пункты 1, 2 оспариваемого предписания административным органом внесены изменения в части указания адресов ЗС ГО, в отношении которых территориальным управлением допущено нарушение обязательных требований в области гражданской обороны.
Не согласившись с вынесенным предписанием, территориальное управление обратилось в суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у административного органа правовых оснований для выдачи предписания и отсутствии нарушений прав и законных интересов территориального управления.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты (статьи 1, 2 Закона о гражданской обороне).
Статьей 7 Закона о гражданской обороне установлена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Согласно пункту 10 Положения N 804 к основным мероприятиям по гражданской обороне отнесены строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем, а также обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны.
В соответствии со статьей 6 Закона о гражданской обороне постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, который к объектам гражданской обороны относит убежища - ЗС ГО, предназначенные для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах (пункт 2).
Пунктом 10 названного Порядка установлено, что организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда ЗС ГО, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию ЗС ГО в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, утверждены Правила N 583.
Статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО; учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО (пункты 1.2, 2.1 Правил N 583).
В силу пункта 1.3 Правил N 583 в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (пункт 3.2.1 Правил N 583).
В силу пунктов 1.2, 3.6 Правил N 583 статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО, который составляется в трех экземплярах: 1 экземпляр находится в ЗС ГО (укрытии), 2 экземпляр - в службе ЗС ГО объекта, 3 экземпляр - в органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (района).
Паспорт защитного сооружения оформляется после ввода ЗС ГО в эксплуатацию; при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией (пункт 2.2. Правил N 583).
Процедура снятия с учета ЗС ГО регламентирована пунктами 2.5 - 2.15 Правил N 583 и предусматривает, что ЗС ГО снимаются с учета, в том числе при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;
при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением N 1309.
При этом к акту о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) прилагается среди прочего паспорт ЗС ГО (пункт 2.9 Правил).
Из материалов дела следует, что в 2018 году на основании распоряжения Правительства Алтайского края от 26.08.2018 N 191-р на территории края проведена инвентаризация фонда ЗС ГО, в состав комиссии также входило территориальное управление; указанные в оспариваемом предписании объекты, являются ЗС ГО, что подтверждается актами инвентаризации, оценки содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны, подписанными, в том числе должностными лицами управления Росимущества.
Принимая во внимание положения статьи 7 Закона о гражданской обороне, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", приложение N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), пункты 1, 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 470, суды верно указали, что полномочия собственника в отношении расположенного на территории Алтайского края федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет территориальное управление.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что оригиналы паспортов ЗС ГО, расположенных по адресам, указанным в пункте 1 предписания, не были представлены ни в рамках проведения проверки, ни в рамках рассмотрения настоящего спора; территориальное управление, выступая в качестве собственника ЗС ГО и в качестве организации, осуществляющей управление данным имуществом, полномочия по снятию с учета ЗС ГО в порядке, предусмотренном Правилами N 583, не реализует; возможность, при которой ЗС ГО просто находятся в казне Российской Федерации и никем не эксплуатируются, Правилами N 583 не допускается.
Проанализировав содержание предписания от 20.05.2021 N 2/ГО (с учетом определения от 08.12.2021), суды обеих инстанций признали его отвечающим критериям законности и исполнимости.
Вопреки позиции управления Росимущества исполнение предписания возможно не только посредством восстановления и приведения ЗС ГО в состояние постоянной готовности, обеспечения сохранности, но и путем снятия ЗС ГО с учета в порядке, предусмотренном пунктами 2.5 - 2.14 Правил N 583, в связи с чем противоречивости в пунктах 2 и 3 предписания суды обоснованно не усмотрели; при этом судами установлено, что территориальное управление каких-либо мер, направленных на снятие ЗС ГО с учета, не предпринимало.
Таким образом, суды, учитывая доказанность материалами дела факта нарушения управлением Росимущества требований действующего законодательства в области гражданской обороны, пришли к обоснованному выводу о наличии у ГУ МЧС по Алтайскому краю правовых оснований для выдачи предписания.
Доводы подателя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов о наличии указанных в предписании нарушений требований действующего законодательства в области гражданской обороны, не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку по существу направлены на переоценку установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.04.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 29.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-12185/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание положения статьи 7 Закона о гражданской обороне, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", приложение N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), пункты 1, 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 470, суды верно указали, что полномочия собственника в отношении расположенного на территории Алтайского края федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет территориальное управление.
...
Вопреки позиции управления Росимущества исполнение предписания возможно не только посредством восстановления и приведения ЗС ГО в состояние постоянной готовности, обеспечения сохранности, но и путем снятия ЗС ГО с учета в порядке, предусмотренном пунктами 2.5 - 2.14 Правил N 583, в связи с чем противоречивости в пунктах 2 и 3 предписания суды обоснованно не усмотрели; при этом судами установлено, что территориальное управление каких-либо мер, направленных на снятие ЗС ГО с учета, не предпринимало."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 октября 2022 г. N Ф04-5511/22 по делу N А03-12185/2021