г. Тюмень |
|
3 октября 2022 г. |
Дело N А27-22135/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибстрой" на решение от 21.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Кормилина Ю.Ю.) и постановление от 27.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А27-22135/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибстрой" (650044, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Абызова, дом 12 А, офис 14, ОГРН 1064205101146, ИНН 4205106929) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, 5, 312, ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) об оспаривании решения от 27.07.2021 по обращению N 042/10/18.1-1237/2021.
Другое лицо, участвующее в деле, - некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" (650070, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Заузелкова, дом 7, помещение 2, ОГРН 1134200001671, ИНН 4205997094).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибстрой" (далее - общество, ООО "Сибстрой") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 27.07.2021 по обращению N 042/10/18.1-1237/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" (далее - фонд, заказчик).
Решением от 21.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 27.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, неподписание представителем общества акта приема-передачи объекта связано с неготовностью объекта к производству работ (наличие строительного и бытового мусора внутри чердачного помещения), а также непредставлением обществу данного акта для подписания; заказчиком не были выполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные договором, что повлекло невозможность его исполнения; фондом нарушен порядок одностороннего отказа от договора; в поведении ООО "Сибстрой" отсутствовали признаки недобросовестности; неисполнение договора также связано с увеличением стоимости строительных материалов.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Фонд отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, по итогам проведенного заказчиком электронного аукциона на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Кемеровской области-Кузбасса между фондом и ООО "Сибстрой" был заключен договор от 29.12.2020 N 04-20/462.КР.20 (далее - договор), в соответствии с условиями которого общество было обязано выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Кемерово, улица Дзержинского, дом 10 (капитальный ремонт крыши).
В связи с ненадлежащим исполнением обществом условий договора (ООО "Сибстрой" не приступало к выполнению работ, предусмотренных договором), заказчик 01.06.2021 принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора и обратился в антимонопольный орган с заявлением от 29.06.2021 о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения обращения антимонопольным органом принято решение от 27.07.2021 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Сибстрой".
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления оснований для включения сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 статьи 182 ЖК РФ, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 182 ЖК РФ).
Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615), определен порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 255 Положения N 615 (в редакции, действовавшей в спорный период) в реестр недобросовестных подрядных организаций включается информация о победителе электронного аукциона или об участнике электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или о единственном участнике электронного аукциона, уклонившихся от заключения договоров о проведении капитального ремонта, а также о подрядных организациях, с которыми договоры о проведении капитального ремонта расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора о проведении капитального ремонта в связи с существенным нарушением участниками электронных аукционов условий таких договоров.
В силу пункта 259 Положения N 615 орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, осуществляет проверку фактов, содержащихся в документах, представленных заказчиком, и информации.
В случае подтверждения достоверности фактов, содержащихся в направленных заказчиком документах и информации, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 Положения N 615, в реестр недобросовестных подрядных организаций (пункт 263 Положения N 615).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 225 Положения N 615 расторжение договора о проведении капитального ремонта допускается по инициативе заказчика, в том числе в виде одностороннего расторжения договора о проведении капитального ремонта, или подрядной организации (основания такого расторжения устанавливаются в договоре о проведении капитального ремонта).
В силу подпункта "б" пункта 226 Положения N 615 заказчик вправе расторгнуть договор о проведении капитального ремонта в одностороннем порядке с взысканием причиненных убытков в том числе в случае задержки подрядной организацией начала оказания услуг и (или) выполнения работ более чем на 5 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика или собственников помещений в многоквартирном доме.
Заказчик принимает решение об одностороннем расторжении договора о проведении капитального ремонта и в письменной форме уведомляет об этом подрядную организацию. Заказчик обязан направить уведомление о расторжении договора о проведении капитального ремонта не позднее чем за 15 рабочих дней до предполагаемой даты расторжения договора о проведении капитального ремонта с подрядной организацией (пункт 227 Положения N 615).
Аналогичные условия предусмотрены подпунктом "б" пункта 13.2, подпунктом "б" пункта 13.3 договора. При этом в соответствии с пунктом 3.1 договора датой начала выполнения работ является дата подписания сторонами акта приема - передачи объекта к производству работ.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что телефонограммой от 13.05.2021 фонд уведомил общество о назначении приемки объекта в производство на 20.05.2021; явившийся в указанную дату представитель общества акт приема - передачи объекта к производству работ не подписал; в период с даты заключения договора по май 2021 года общество обязанности, предусмотренные пунктами 6.1.1, 6.1.2, 6.13 договора (предоставить заказчику для согласования календарный план - график в течение пяти рабочих дней с момента подписания договора, а также в течение трех дней направить его копию в организацию, осуществляющую строительный контроль за проведением работ; в течение трех рабочих дней с момента подписания договора приказом назначить представителей, ответственных за проведение и организацию всего комплекса работ по договору, в том числе для координации и согласования с заказчиком хода выполнения работ, поставки материалов и оборудования, решения иных вопросов, возникающих в связи с исполнением договора, и в течение двух рабочих дней уведомить об этом заказчика; в течение семи календарных дней с даты заключения договора осуществить входной контроль проектно-сметной документации и уведомить заказчика о соответствии проектных решений целям проведения капитального ремонта и состоянию объекта либо обнаруженных недостатках проектной документации), не исполнило; уведомление о наличии обстоятельств, создающих невозможность выполнения работ в срок в соответствии с пунктом 6.1.24 договора не направило; какая-либо переписка с фондом о наличии внутри чердачного помещения строительного и бытового мусора, препятствующего проведению работ, и о необходимости изменения цены договора, не велась; в судебном порядке с требованием о расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств ООО "Сибстрой" не обращалось; уведомление фонда от 01.06.2021 получено обществом 18.06.2021; после получения уведомления общество к выполнению работ не приступило.
Принимая во внимание достоверность представленной заказчиком информации о расторжении договора ввиду одностороннего отказа от его исполнения, существенность допущенных ООО "Сибстрой" нарушений условий договора при отсутствии объективных причин, препятствующих своевременному и надлежащему выполнению работ, суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованным оспариваемое решение управления и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы подателя кассационной жалобы об отсутствии факта недобросовестного поведения, наличия у общества уважительных причин, препятствующих подписанию акта приема-передачи объекта и исполнению договора, нарушения заказчиком порядка одностороннего отказа от исполнения договора, по существу направлены на иную оценку установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ не допускается при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Иное толкование подателями кассационных жалоб положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 27.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-22135/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом "б" пункта 225 Положения N 615 расторжение договора о проведении капитального ремонта допускается по инициативе заказчика, в том числе в виде одностороннего расторжения договора о проведении капитального ремонта, или подрядной организации (основания такого расторжения устанавливаются в договоре о проведении капитального ремонта).
В силу подпункта "б" пункта 226 Положения N 615 заказчик вправе расторгнуть договор о проведении капитального ремонта в одностороннем порядке с взысканием причиненных убытков в том числе в случае задержки подрядной организацией начала оказания услуг и (или) выполнения работ более чем на 5 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика или собственников помещений в многоквартирном доме.
Заказчик принимает решение об одностороннем расторжении договора о проведении капитального ремонта и в письменной форме уведомляет об этом подрядную организацию. Заказчик обязан направить уведомление о расторжении договора о проведении капитального ремонта не позднее чем за 15 рабочих дней до предполагаемой даты расторжения договора о проведении капитального ремонта с подрядной организацией (пункт 227 Положения N 615)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 октября 2022 г. N Ф04-4978/22 по делу N А27-22135/2021