г. Тюмень |
|
6 октября 2022 г. |
Дело N А03-17305/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел", аудиозаписи помощником судьи Серковой Л.А. рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Алтайкрайгазсервис" на решение от 09.02.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 28.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А03-17305/2021 по заявлению акционерного общества "Алтайкрайгазсервис" (656037, Алтайский край, город Барнаул, улица Северо-Западная, дом 20, ОГРН 1022200896101, ИНН 2221024324) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Пролетарская, дом 65, ОГРН 1022201518547, ИНН 2221022528) признании недействительным решения от 24.08.2021 N 022/01/10- 350/2021.
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции в судебном заседании приняли участие представители:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю - Вихарева О.В. по доверенности от 22.12.2021;
от открытого акционерного общества "Алтайкрайгазсервис" - Сухинина Е.В. по доверенности от 23.08.2022.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Алтайкрайгазсервис" (далее - общество, ОАО "Алтайкрайгазсервис") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 24.08.2021 N 022/01/10-350/2021.
Решением от 09.02.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 28.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что аналитический отчет от 20.04.2021 составлен управлением до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, что не соответствует требованиям Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок N 220); сопоставимые конкурентные рынки и цены на таких рынках антимонопольным органом не устанавливались; управлением не доказано доминирующее положение общества на рынке оказания услуг по доставке баллонов сжиженного углеводородного газа (далее - СУГ) для бытовых нужд населения.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По результатам рассмотрения поступивших обращений граждан (Лагутина В.К., Петиной Е.В., Ягначковой Г.М., Котляра С.Г., Крицких Л.В., Масликова А.А., Алпаткиной Г.И., Аксенова И.В., Михайленко К.С.), содержащих информацию об увеличении ОАО "Алтайкрайгазсервис" цен на доставку СУГ в баллонах, управление приказом от 22.04.2021 N 67 возбудило дело по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением управления от 24.08.2021 N 330215 по делу N 022/01/10-350/2021 общество признано доминирующим на рынке доставки СУГ в баллонах для бытовых нужд населения Алтайского края; действия ОАО "Алтайкрайгазсервис", выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на услуги по доставке сжиженного углеводородного газа в баллонах для бытовых нужд населения на территории Алтайского края в 2021 году в размере 297,09 руб. за баллон 27 литров и 594,18 руб. за баллон 50 литров, признаны ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей и нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решением коллегиального органа Федеральной антимонопольной службы от 10.12.2021 в удовлетворении жалобы общества на вышеуказанное решение управления отказано.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемого акта, в связи с чем отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе в форме установления, поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1 части 1).
При проведении предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 23 названного Закона анализа состояния конкуренции антимонопольный орган дает оценку обстоятельствам, влияющим на состояние конкуренции, в том числе условиям доступа на товарный рынок, долям хозяйствующих субъектов на рынках определенного товара, соотношению долей покупателей и продавцов товара, периоду существования возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке (часть 8).
Порядком N 220 определены этапы проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, источники получения исходной информации о рынке, процедуры определения его границ, в том числе методы исследования, и предусмотрено составление письменного аналитического отчета по результатам его проведения.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода (далее - Основные положения).
Согласно пункту 4 Основных положений государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежит, в том числе розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (подпункт е (1)).
В соответствии с пунктом 2 Положений N 1021 розничной ценой на сжиженный газ признается цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности.
Розничные цены на газ, розничные цены на сжиженный газ утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 8 Основных положений).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что при составлении аналитического отчета от 20.04.2021 управлением выполнены все перечисленные в пункте 1.3 Порядка N 220 этапы проведения анализа состояния конкуренции; в исследуемый период общество являлось единственным хозяйствующим субъектом, имеющим тариф на СУГ, реализуемый населению для бытовых нужд (решение Управления Алтайского кря по государственному регулированию цен и тарифов от 15.12.2020 N 443) и занимало доминирующее положение с долей 100% на товарном рынке доставки СУГ в баллонах для бытовых нужд населения Алтайского края; в период с января 2020 года по апрель 2021 года цены на доставку СУГ в баллонах для бытовых нужд населения общество устанавливало самостоятельно; увеличение цен на услуги по доставке СУГ до абонента в рассматриваемый период произошло за счет изменения уровня рентабельности, заложенного обществом в калькуляцию затрат, и увеличения статьи прочих расходов с 0,02-0,11 руб. за кг до 10,35 руб. за кг в отсутствие экономического и (или) технологического обоснования; при этом уровень рентабельности услуг по доставке ОАО "Алтайкрайгазсервис" на 01.04.2021 составил 24,3%, что выше уровня рентабельности по отрасли "Предоставление услуг по перевозкам" на основании данных Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) по состоянию на 17.03.2021 (4,9%).
При таких обстоятельствах суды правомерно поддержали выводы управления о наличии в действиях ОАО "Алтайкрайгазсервис" нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении монопольно высокой цены на рынке доставки СУГ в баллонах для бытовых нужд населения Алтайского края, и ущемления интересов неопределенного круга потребителей.
Вопреки доводам общества составление аналитического отчета до даты возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства не противоречит требованиям Порядка N 220 и Закона о защите конкуренции, поскольку содержащееся в отчете заключение о наличии признаков доминирующего положения учитывается при принятии решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (пункты 3.5-3.10 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 345). Продуктовые и географические границы товарного рынка определены управлением в соответствии с требованиями пунктов 3.7, 4.1 Порядка N 220.
С учетом изложенного суды правомерно отказали ОАО "Алтайкрайгазсервис" в удовлетворении заявленного требования о признании незаконными оспариваемого решения.
В целом доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, по существу направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.02.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 28.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-17305/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что при составлении аналитического отчета от 20.04.2021 управлением выполнены все перечисленные в пункте 1.3 Порядка N 220 этапы проведения анализа состояния конкуренции; в исследуемый период общество являлось единственным хозяйствующим субъектом, имеющим тариф на СУГ, реализуемый населению для бытовых нужд (решение Управления Алтайского кря по государственному регулированию цен и тарифов от 15.12.2020 N 443) и занимало доминирующее положение с долей 100% на товарном рынке доставки СУГ в баллонах для бытовых нужд населения Алтайского края; в период с января 2020 года по апрель 2021 года цены на доставку СУГ в баллонах для бытовых нужд населения общество устанавливало самостоятельно; увеличение цен на услуги по доставке СУГ до абонента в рассматриваемый период произошло за счет изменения уровня рентабельности, заложенного обществом в калькуляцию затрат, и увеличения статьи прочих расходов с 0,02-0,11 руб. за кг до 10,35 руб. за кг в отсутствие экономического и (или) технологического обоснования; при этом уровень рентабельности услуг по доставке ОАО "Алтайкрайгазсервис" на 01.04.2021 составил 24,3%, что выше уровня рентабельности по отрасли "Предоставление услуг по перевозкам" на основании данных Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) по состоянию на 17.03.2021 (4,9%).
При таких обстоятельствах суды правомерно поддержали выводы управления о наличии в действиях ОАО "Алтайкрайгазсервис" нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении монопольно высокой цены на рынке доставки СУГ в баллонах для бытовых нужд населения Алтайского края, и ущемления интересов неопределенного круга потребителей.
Вопреки доводам общества составление аналитического отчета до даты возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства не противоречит требованиям Порядка N 220 и Закона о защите конкуренции, поскольку содержащееся в отчете заключение о наличии признаков доминирующего положения учитывается при принятии решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (пункты 3.5-3.10 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 345). Продуктовые и географические границы товарного рынка определены управлением в соответствии с требованиями пунктов 3.7, 4.1 Порядка N 220."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 октября 2022 г. N Ф04-2687/22 по делу N А03-17305/2021
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2687/2022
28.06.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2775/2022
10.06.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2687/2022
09.02.2022 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-17305/2021