г. Тюмень |
|
13 октября 2022 г. |
Дело N А27-21341/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Тихомирова В.В.
Щанкиной А.В.
при ведении протокола помощником судьи Шороховой И.Г., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РегионЭнергоТранс" на решение от 13.04.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сапрыкина А.А.) и постановление от 17.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина ИИ., Кривошеина С.В.) по делу N А27-21341/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РегионЭнергоТранс" (654005, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе (Центральный р-н), дом 21, офис 223, ОГРН 1144217005570, ИНН 4217164883) к администрации Анжеро-Судженского городского округа (652470, Кемеровская область - Кузбасс, г. Анжеро-Судженск, ул. Ленина, д. 6, ОГРН 1024200508309, ИНН 4201006176) о признании недействительным постановления от 16.09.2021 N 1009.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "КС УГОЛЬ".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сапрыкина А.А.) в заседании участвовали представители общества с ограниченной ответственностью "РегионЭнергоТранс": Лукьянчиков А.С. по доверенности от 25.05.2022, Краев А.А. по доверенности от 01.12.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "РегионЭнергоТранс" (далее - ООО "РегионЭнергоТранс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к администрации Анжеро-Судженского городского округа (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления администрации Анжеро-Судженского городского округа от 16.09.2021 N 1009.
Определением от 20.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "КС УГОЛЬ" (далее - ООО "КС УГОЛЬ").
Решением от 13.04.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 17.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
ООО "РегионЭнергоТранс", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы общество указывает на то, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как сам факт его принятия накладывает необоснованные ограничения в пользовании земельными участками, принадлежащими заявителю;
в постановлении не указана цель установления сервитута; участки имеют разрешенное использование - выполнение изыскательских работ; постановление принято в интересах только одного лица - ООО "Сибантрацит Кузбасс"; из текста постановления невозможно установить каким образом будут обеспечены государственные или муниципальные нужды, а также нужды местного населения в результате установления публичного сервитута на участки заявителя; акт обследования территории от 30.07.2021 не может быть использован в качестве доказательств, поскольку из его текста невозможно установить о каком проезде идет речь.
Отзывы на кассационную жалобу в установленном процессуальным законодательством порядке не представлены.
В судебном заседании представители заявителя доводы кассационной жалобы поддержали.
Заслушав представителей ООО "РегионЭнергоТранс", изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 16.09.2021 администрацией принято постановление N 1009 "Об установлении публичного сервитута" на неограниченный срок для прохода, проезда неограниченного круга лиц, согласно прилагаемой к постановлению схеме, в отношении:
- части земельного участка из земель, относящихся к категории "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", в границах земельного участка с кадастровым N 42:18:0116001:299, расположенного по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Анжеро-Судженский городской округ, г. Анжеро-Судженск, общей площадью 10 841,0 кв. м (пункт 1 постановления);
- части земельного участка из земель, относящихся к категории "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", в границах земельного участка с кадастровым N 42:18:0116001:99, расположенного по адресу: Кемеровская область, р.п. Яйский, общей площадью 43,0 кв. м (пункт 2 постановления);
- на земельный участок, право собственности на который не разграничено, из земель, относящихся к категории "Земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс, Анжеро-Судженский городской округ, г. Анжеро-Судженск, северная часть от п. Козлы, общей площадью 4 055,0 кв. м (пункт 3 постановления).
Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из ЕГРН, собственником земельного участка с кадастровым N 42:18:0116001:299 является ООО "РегионЭнергоТранс", категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под промышленные предприятия; собственником земельного участка с кадастровым N 42:18:0116001:99 является ООО "КС Уголь", категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под промышленные предприятия.
Также в дело представлены сведения ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:18:011600:87, категория: земли лесного фонда, виды разрешенного использования: выполнение изыскательских работ, правообладатель Российская Федерация; земельного участка с кадастровым номером 42:18:0116001:3, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: ОАО "Шахтоуправление Сибирское", правообладатель ООО "РегионЭнергоТранс".
Общество, полагая, что: на указанный в пункте 3 постановления администрации от 16.09.2021 N 1009 земельный участок правом собственности обладает ООО "РегионЭнергоТранс" (этот земельный участок имеет кадастровый номер 42:18:0116001:3); сервитут предназначен для доступа к земельным участкам, которые относятся к землям лесного фонда и имеют вид разрешенного использования - выполнение изыскательских работ; единственным выгодоприобретателем установления публичного сервитута является ООО "Сибантрацит Кузбасс"; постановление администрации от 16.09.2021 N 1009 нарушает права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Оставляя заявленные требования без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что постановление администрации от 16.09.2021 N 1009 является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (пункт 2 статьи 23 ЗК РФ).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, указано, что согласно статье 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.10.2008 N 680-О-О приведена позиция о том, что установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения, поскольку установление публичного сервитута и его необходимость должны быть прямо отражены в соответствующем распорядительном нормативном правовом акте соответствующих властных публичных органов.
Конституционный Суд Российской Федерации также указывал на то, что статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) направлена на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 510-О-О, от 24.09.2012 N 1562-О, от 02.07.2013 N 1046-О).
Пункт 4 статьи 23 ЗК РФ устанавливает случаи установления публичного сервитута, такой сервитут может устанавливаться в том числе для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (подпункт 1).
Специфика публичных сервитутов заключается в том, что их установление обусловлено не интересами конкретного собственника земельного участка, а общественными интересами (социальными потребностями) и не связано непосредственно и исключительно с нуждами соседнего земельного участка.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что основанием для установления администрацией публичного сервитута в отношении спорных земельных участков послужило представление прокуратуры г. Анжеро-Судженска от 30.07.2021 N 7-1-2021, согласно которому в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что ООО "РегионЭнергоТранс" организован контрольно-пропускной пункт со шлагбаумом и пропускной режим на дороге примерно в 1 км от конечной остановки маршрута N 2 общественного пассажирского транспорта в сторону п. Козлы. Дорога располагается на трех земельных участках, в том числе принадлежащем заявителю. Данная дорога является единственной транспортной связью между г. Анжеро-Судженском и п. Козлы, иных подъездных путей не существует. Кроме того, примерно в 1 км от п. Козлы находится муниципальное кладбище, доступ к которому возможен только по указанной выше дороге.
Кроме того, в материалах дела имеется акт от 30.07.2021 обследования территории от конечной остановки маршрута N 2 до жилых домов поселка Козлы и кладбища, составленный в связи с обращениями граждан, проживающих в п. Козлы. В соответствии с этим актом произведена проверка территории, согласно картографическим материалам Анжеро-Судженского городского округа путем визуального и инструментального обследования аппаратурой геодезической спутниковой PrineCe, установлен единственный возможный путь до жилых домов п. Козлы и кладбища, расположенных в районе п. Козлы, обеспечивающих доступ неограниченного круга лиц, в том числе маломобильных, экстренных служб. С использованием вышеуказанного оборудования были определены границы территории, необходимой для целей, указанных в пункте 1 данного акта.
Установив указанные выше обстоятельства, суды двух инстанций правомерно отклонили доводы общества о том, что основание для установления публичного сервитута, предусмотренное подпунктом 1 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ, отсутствовало и не подтверждено какими-либо доказательствами. Данное основание - подпункт 1 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ - также прямо указано в оспариваемом постановлении, в связи с чем соответствующий довод жалобы является необоснованным.
Общество, выражая свое несогласие, ничем не опровергло установленные судами обстоятельства и представленные в их подтверждение доказательства, из которых следует наличие предусмотренных законом оснований для установления сервитута. Также не подтвержден какими-либо доказательствами и довод кассатора, заявлявшийся им судах первой и апелляционной инстанции, о том, что публичный сервитут установлен в интересах ООО "Сибантрацит Кузбасс".
Довод общества о нарушении его прав не мотивирован ни в судах первой и апелляционной инстанций, ни в кассационной жалобе, какие-либо убедительные доводы о невозможности использования земельного участка, принадлежащего обществу и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, не приведены.
Довод о том, что на указанный в пункте 3 постановления администрации от 16.09.2021 N 1009 земельный участок правом собственности обладает ООО "РегионЭнергоТранс" (этот земельный участок имеет кадастровый номер 42:18:0116001:3), не может быть оценен в рамках рассмотрения настоящего спора, предметом которого не является спор о праве.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций законно и обоснованно оставили требования ООО "РегионЭнергоТранс" без удовлетворения.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом полного и всестороннего рассмотрения в судах двух инстанций, они повторяют позицию заявителя по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению.
Ссылки общества на неправильное применение судами норм материального права подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Несогласие кассатора с оценкой судами представленных доказательств и сделанных на ее основе выводов по фактическим обстоятельствам, их иная оценка с его стороны, не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе ссылки на судебную практику по иным делам не свидетельствуют о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права, поскольку при рассмотрении настоящего спора суд учел фактические обстоятельства, установленные по данному конкретному делу, которые отличны от фактических обстоятельств указанных в кассационной жалобе дел.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что при принятии обжалуемых судебных актов надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, выводы судов двух инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую правовую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты ее в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
При подаче кассационной жалобы ООО "РегионЭнергоТранс" уплачено 3 000 руб. государственной пошлины по платежному поручению от 26.07.2022 N 242. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.04.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 17.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-21341/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РегионЭнергоТранс" из федерального бюджета 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 26.07.2022 N 242.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что основанием для установления администрацией публичного сервитута в отношении спорных земельных участков послужило представление прокуратуры г. Анжеро-Судженска от 30.07.2021 N 7-1-2021, согласно которому в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что ООО "РегионЭнергоТранс" организован контрольно-пропускной пункт со шлагбаумом и пропускной режим на дороге примерно в 1 км от конечной остановки маршрута N 2 общественного пассажирского транспорта в сторону п. Козлы. Дорога располагается на трех земельных участках, в том числе принадлежащем заявителю. Данная дорога является единственной транспортной связью между г. Анжеро-Судженском и п. Козлы, иных подъездных путей не существует. Кроме того, примерно в 1 км от п. Козлы находится муниципальное кладбище, доступ к которому возможен только по указанной выше дороге.
Кроме того, в материалах дела имеется акт от 30.07.2021 обследования территории от конечной остановки маршрута N 2 до жилых домов поселка Козлы и кладбища, составленный в связи с обращениями граждан, проживающих в п. Козлы. В соответствии с этим актом произведена проверка территории, согласно картографическим материалам Анжеро-Судженского городского округа путем визуального и инструментального обследования аппаратурой геодезической спутниковой PrineCe, установлен единственный возможный путь до жилых домов п. Козлы и кладбища, расположенных в районе п. Козлы, обеспечивающих доступ неограниченного круга лиц, в том числе маломобильных, экстренных служб. С использованием вышеуказанного оборудования были определены границы территории, необходимой для целей, указанных в пункте 1 данного акта.
Установив указанные выше обстоятельства, суды двух инстанций правомерно отклонили доводы общества о том, что основание для установления публичного сервитута, предусмотренное подпунктом 1 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ, отсутствовало и не подтверждено какими-либо доказательствами. Данное основание - подпункт 1 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ - также прямо указано в оспариваемом постановлении, в связи с чем соответствующий довод жалобы является необоснованным."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 октября 2022 г. N Ф04-5028/22 по делу N А27-21341/2021