г. Тюмень |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А27-26184/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу Администрации Юргинского муниципального округа на решение от 28.04.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Аникина К.Е.) и постановление от 21.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу N А27-26184/2021 по заявлению Администрации Юргинского муниципального округа (652057, Кемеровская область - Кузбасс, город Юрга, улица Машиностроителей, дом 37, ОГРН 1024202007213, ИНН 4245001834) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, дом 5, 312, ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) об оспаривании ненормативных правовых актов.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский институт "Земля и город" (603104, Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Нартова, дом 6, этаж 4, кабинет 10, ОГРН 1025203021722, ИНН 5260008219), общество с ограниченной ответственностью Научно-проектный институт пространственного планирования "ЭНКО" (196006, город Санкт-Петербург, улица Ломанная, дом 5, литер А, офис 194, 195, 196, ОГРН 1027810330459, ИНН 7826133374), общество с ограниченной ответственностью "Азимут" (454080, Челябинская область, город Челябинск, проспект Свердловский, дом 84Б, офис 7.12, ОГРН 1217400019550, ИНН 7453341178), общество с ограниченной ответственностью "ЗапСибНииПроект.2" (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Ядринцевская, дом 35, 14, ОГРН 1115476151152, ИНН 5406692680), общество с ограниченной ответственностью "Корпус" (630073, Новосибирская область, город Новосибирск, микрорайон Горский, дом 1, офис 8, ОГРН 1025402456045, ИНН 5406031930), общество с ограниченной ответственностью "Институт развития территории "Константа" (190020, город Санкт-Петербург, улица Бумажная, дом 4, литер А, помещение 109, ОГРН 1177847168278, ИНН 7805705415), общество с ограниченной ответственностью "САРСТРОЙНИИПРОЕКТ" (410056, Саратовская область, город Саратов, улица имени Рахова В.Г., дом 96, квартира 78, ОГРН 1106455001730, ИНН 6455052469), общество с ограниченной ответственностью "Кадсити" (654041, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, улица Сеченова, дом 28А, офис 307, ОГРН 1054218018359, ИНН 4218028033), общество с ограниченной ответственностью "Главархитектура Омск" (644070, Омская область, город Омск, улица Звездова, дом 107, квартира 61, ОГРН 1215500008129, ИНН 5504167914), общество с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Городское планирование" (620027, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Шевченко, сооружение 9, офис 412, ОГРН 1136678012624, ИНН 6678033036), общество с ограниченной ответственностью "Центр картографии и территориального планирования" (305014, Курская область, город Курск, улица Росинка, дом 6, помещение 2, ОГРН 1164632064167, ИНН 4632221668).
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовала представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области - Тугарева Е.Н. по доверенности от 10.01.2022.
Суд установил:
Администрация Юргинского муниципального округа (далее - администрация, заказчик) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 10.12.2021 N 042/06/31-2111/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский институт "Земля и город" (далее - ООО НИИ "Земля и город"), общество с ограниченной ответственностью Научно-проектный институт пространственного планирования "ЭНКО" (далее - ООО НПИПП "ЭНКО"), общество с ограниченной ответственностью "Азимут", общество с ограниченной ответственностью "ЗапСибПроект.2", общество с ограниченной ответственностью "Корпус", общество с ограниченной ответственностью "Институт развития территории "Константа", общество с ограниченной ответственностью "САРСТРОЙНИИПРОЕКТ", общество с ограниченной ответственностью "Кадсити", общество с ограниченной ответственностью "Главархитектура Омск", общество с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Городское планирование", общество с ограниченной ответственностью "Центр картографии и территориального планирования".
Решением от 28.04.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 21.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить принятые по делу судебные акты, признать решение и предписание управления недействительными.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что с 01.03.2022 для выполнения работ по разработке генерального плана, правил землепользования и застройки участник закупки должен иметь лицензию на геодезическую и картографическую деятельность, при этом срок исполнения контракта определен по 31.03.2022.
В отзыве на кассационную жалобу управление, соглашаясь с выводами судов, просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 26.11.2021 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ администрацией размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0139300016321000005 на разработку генерального плана и правил землепользования и застройки Юргинского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса и аукционная документация.
В извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на геодезическую и картографическую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) и Положением о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1126 (далее - Положение N 1126).
Решением от 10.12.2021 антимонопольный орган признал жалобы ООО НИИ "Земля и город" и ООО НПИ "ЭНКО" на действия заказчика обоснованными; администрацию - нарушившей требования части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 44-ФЗ).
На основании данного решения управлением выдано предписание от 10.12.2021, которым на заказчика возложена обязанность в срок до 27.12.2021 устранить нарушение части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, а именно: отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона N 0139300016321000005, внести изменения в извещение о проведение о проведении электронного аукциона и аукционную документацию.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции поддержали выводы антимонопольного органа о нарушении заказчиком части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В силу части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 42 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, пункту 1 Положения N 1126 лицензированию подлежит геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, пунктом 1 Положения N 1126 (в редакции Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 170-ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 N 2082 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1126" далее - Постановление N 2082, вступивших в силу с 01.03.2022) лицензированию подлежит геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание (обновление) государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации, установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории (далее - геодезическая и картографическая деятельность).
Генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования (часть 1 статьи 18 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу части 5.1 статьи 23 ГрК РФ обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (графическое и координатное описание).
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), которая является органом, осуществляющим функции по лицензированию геодезической и картографической деятельности (пункт 5.1.19 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457), в письме от 29.03.2017 разъяснено, что для подготовки документов территориального планирования (генеральных планов, схем территориального планирования) лицензия на геодезическую и картографическую деятельность не требуется.
В письме Росреестра от 03.03.2022 N 16-00403/22 указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации положения Закона N 170-ФЗ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Таким образом, для завершения выполнения работ по установлению или изменению границ населенных пунктов по договору (контракту), заключенному до 01.03.2022, не требуется наличие лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Принимая во внимание, что на момент проведения аукциона (ноябрь - декабрь 2021 года) изменения, внесенные Законом N 170-ФЗ и Постановлением N 2082 в законодательство о лицензировании геодезической и картографической деятельности, не действовали, суды обосновано согласились с позицией управления о нарушении администрацией требований части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, в связи с неправомерным установлением требований к обладанию потенциальными участниками аукциона лицензией на геодезическую и картографическую деятельность.
При таких обстоятельствах арбитражные суды правомерно отказали администрации в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.04.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 21.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-26184/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В письме Росреестра от 03.03.2022 N 16-00403/22 указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации положения Закона N 170-ФЗ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Таким образом, для завершения выполнения работ по установлению или изменению границ населенных пунктов по договору (контракту), заключенному до 01.03.2022, не требуется наличие лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Принимая во внимание, что на момент проведения аукциона (ноябрь - декабрь 2021 года) изменения, внесенные Законом N 170-ФЗ и Постановлением N 2082 в законодательство о лицензировании геодезической и картографической деятельности, не действовали, суды обосновано согласились с позицией управления о нарушении администрацией требований части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, в связи с неправомерным установлением требований к обладанию потенциальными участниками аукциона лицензией на геодезическую и картографическую деятельность."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 октября 2022 г. N Ф04-5652/22 по делу N А27-26184/2021